Anna Shepel
287
Блоги

Почему умирают стартапы. Разбор неочевидных причин

Поделиться

В избранное

В избранном

Интернет завален советами, как стартапу сделать нечто уникальное, как создать минимально жизнеспособный продукт, как охмурять инвесторов и обслуживать клиентов. Масштабированию клиентских и товарных процессов предприниматели уделяют огромное внимание...

Причина №1

А вот финансами большинство стартапов управляют по остаточному принципу: данные хранятся в нескольких разрозненных табличках в Excel, а то и вовсе в голове руководителя. Бюджетирование кажется отвлекающим. Зачем напрягаться, если операций в месяц всего с десяток?

По данным CB Insights, 47% стартапов закрываются не потому, что у них плохие продукт, команда или бизнес-модель, а из-за плохого управления экономикой и итогового кассового разрыва, который они не смогли устранить.

Бюджетирование на самой ранней стадии нужно, чтобы привыкать планировать расходы, вырабатывать в себе финансовую дисциплину, готовить финансовые процессы к росту: упрощать и стандартизировать. Неподготовленные к масштабированию финансовые процессы - первый шаг на пути к непониманию экономики, к кассовому разрыву и банкротству.

Причина №2

Стартапы проваливают не только из-за плохого управления финансами. Изначальная неопределённость при работе над продуктом может привести к появлению двух и более его вариантов, когда каждое направление оказывается отдельным, хотя и близким проектом. Особенно это актуально для случаев, когда с помощью второго проекта стартап в какой-то момент перекрывает кассовые разрывы для всего бизнеса.

Например, компания занимается разработкой платформы для банков и однажды удачно проводит серию платных выступлений (семинары, вебинары и пр.) по этой теме: мало кто сможет устоять и не начать развивать это направление параллельно.

Классический для стартапов котловой метод управления проектами (все доходы-расходы в одной каше) элементарно спрячет тот факт, что единожды выстреливший проект может тратить всё больше и больше времени руководителей и команды, а денег приносить всё меньше и меньше.

И чем тут поможет бюджетирование? Сохранять фокус на главном, выставлять приоритеты деятельности, снова сконцентрироваться на той самой платформе для банков. Или полностью перестроиться и сконцентрироваться только на втором направлении бизнеса.

Причина №3

Пока проекты небольшие, над детализацией планирования и думать не хочется. Но порой стартапам выпадают такие возможности, которые они оказываются просто не способны оценить. Команда неверно оценивает объём работ или соглашается на условия, которые разом вгоняют бизнес в кабалу и убытки, откуда они уже не выберутся.

Как говорил один персонаж: «Тренируйся лучше на кошках». Учитесь планировать состав и объёмы работ, отслеживать точность своих прогнозов с самых первых проектов. Вместе с повышением качества планирования придёт и знание экономики процессов. Тогда к Голиафу вы сможете выйти хотя бы с подходящей пращой. Или начнёте думать, как с ним можно справиться не в лоб.

Частный пример причины №3 - подписаться под венчурные инвестиции при требованиях в 30% роста каждый месяц. Детальное бюджетирование и знание экономики процессов позволит лучше определиться со временем и возможностями масштабирования.

{ "author_name": "Anna Shepel", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 6, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "40127", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]