Трёхмерное мышление. Возможности и ограничения XR
Как научиться думать трёхмерно
Дополненная реальность заставляет думать трёхмерно. Несмотря на появление 3D игр, человек всё равно воспринимает их плоскими, так как они отображаются на плоском экране. Мы привыкли, что на дисплее всё находится на одном расстоянии. Поэтому когда в дополненной реальности появляется объёмный объект, человеку сложно осознать то, что к нему можно подойти со смартфоном и рассмотреть с разных сторон. Обычно люди просто вытягивают руку и смотрят. Такой объект не воспринимается как такой же физический объект, который находился бы на столе.
Дополненная реальность пропагандирует новый способ передачи и восприятия информации. На этом мы и стараемся концентрироваться в работе. Даже исследования показывают, что множество отделов мозга у человека начинают активизироваться, когда он обучается в трёхмерной среде. Так он запоминает больше и воспринимает всё намного лучше. Таким образом, дополненная реальность расширяет каналы восприятия тем, что учит нас трёхмерному мышлению.
AR — это развитие компьютерного зрения. Как глаза, которые могут смотреть по сторонам и что-то подмечать, но без сервера, машинного обучения и искусственного интеллекта это всё равно что глаза без мозга. Они бесполезны. Если мы не можем обрабатывать и анализировать то, что видим, как-то обрабатывать, то от зрения не было бы никакого толка. Облачные технологии — следующий шаг для развития AR. Когда 5G станет массовым, и будет легко передавать большие объёмы данных, мы можем делегировать некоторые операции машинному обучению и компьютерному интеллекту, а результат выводить на экран смартфона. В ближайшее время поместить такие технологии в смартфон не получится — мощностей не хватит. В идеале мы будем ходить с очками, которые проецируют AR в реальный мир и при этом будут полностью автономны.
Влияние санкций на AR и VR. (Всё плохо)
С точки зрения XR мы полностью зависим от западных технологий. Например, без Zappar не будет качественного WebAR, без Unity — всего остального. Остаются нативные технологии, но сейчас у Apple и Google проблемы с оплатой и на понятно с ними будет завтра. Что касается VR, то самые популярные шлемы Oculus принадлежат Meta* и не работают без подключения к VPN. Так что если нас блокируют и закрывают внутри России, у нас больше не будет AR и VR. Многие студии в РФ и Беларуси уже столкнулись с тем, что их аккаунты на портале разработчиков Vuforia были заблокированы, а это значит, что лицензионные ключи, которые использовались в разработке AR приложений, тоже потерялись валидность. В один день множество российских и белорусских AR приложений с применением библиотеки Vuforia превратились в «кирпич».
*Meta признана в России экстремистской организацией.
сейчас так растёт VR, в плане развития, что аж не успеваешь за этим развитием следить