Почему быть лучшим в деле недостаточно для карьеры

Какими качествами, помимо экспертных, должен обладать топ-менеджер, чтобы его карьера и заработок шли в гору.

Отрадно, что описание блога вызвало интерес. Изучив комментарии, понимаю: необходим ряд пояснений.

В освещаемых темах не выступаю ментором или первооткрывателем. Делюсь опытом, рассуждениями. Возможно, обратная связь позволит иначе взглянуть на что-то – в этом один из плюсов блога.

Шесть лет назад пригласили на должность вице-президента микрофинансовой организации. До этого занимал пост директора по экономике в государственной компании. В таких структурах работать грустно и утомительно: никому ничего не нужно; профессионально вырасти сложно, деградировать – легко. Единственное, чему научился – деловой переписке на чиновничьем языке. Предложение о смене работы принял с радостью.

Когда слышат «МФО», картина в голове следующая: небольшой «офис» рядом с салоном сотовой связи на оживлённом перекрёстке; молодая девушка, лукаво улыбаясь, передаёт воспитательнице детского сада стопку документов, напечатанных мелким шрифтом, и пять тысяч рублей; через месяц выходцы из южных регионов терроризируют обманутую, требуя полмиллиона. Это другая тема, мы позже обязательно поговорим о «кибиточниках», «чёрных» и «белых» МФО, особенностях легального взыскания и многом другом. Cуть в следующем: деятельность микрофинансовой организации шире ассоциативного ряда обычного гражданина у телевизора. Есть инвестиционные продукты, POS-кредитование, рынок юридических лиц. Новая компания специализировалась как раз на бизнесменах (физические лица и займы до зарплаты появились позже), от которых банки воротят нос. Их великое множество. Получил аванс по контракту, купил BMW X6 в кредит, вспомнил, что надо выполнить работу, когда кончились деньги, пошёл искать другой кредит – почти по Пелевину.

Ежегодный объём выданных займов до 2017-го не опускался ниже двух миллиардов.

Правильнее всего мою должность называть R&D-директор: разработка новых продуктов, оптимизация и автоматизация бизнес-процессов, различные совместные проекты с банками и IT-компаниями (через полтора года мы создали собственную) и так далее. Но сначала была адаптация.

Поначалу на планёрках, собраниях и советах директоров чувствовал себя не очень комфортно. Другие руководители активно дискутировали, декларировали фантастические успехи и ещё более фантастические планы из серии «ещё год, и мы купим собственный банк». Казалось, каждый абсолютный дока. Чтобы как-то приблизиться к их заоблачному уровню, работал на износ, часто уходя из офиса последним, вечера проводил за чтением статей, методических материалов, копался в отчётах коллег. Анализируя квартальный отчёт другого вице-президента, осознал: фикция. Цифры достоверные, но не отражают его работу, приплюсованы чужие успехи. Если взять правильную статистику, показатели так себе. Если копнуть глубже, исключив результаты подчинённых, работавших успешно и без него, мрак. А если посмотреть на появившуюся текучку кадров в его ведомстве, хоть за голову хватайся.

Начал критично и недоверчиво оценивать доклады каждого. «Чёрную шляпу» не снимал полгода. Оказалось, к тем, кто громко и красочно описывает свою исключительность и суперсилу, больше всего вопросов. При этом руководители среднего звена и вице-президенты, скупые на велеричивые разговоры и забывающие иногда о каких-то отчётах, действительно делают для компании невероятно много, в том числе закрывают недоработки и исправляют ошибки павлинистых, зато более полезных в глазах президента, коллег.

Раз в полгода мы устраивали недельные сессии. Каждый топ-менеджер не только отчитывался о результатах, но и представлял на суд масштабные нововведения. Например, провести реструктуризацию, открыть новый офис в другом городе и так далее. Инициатор должен был обосновать и защитить предложение. Один из самых скромных и закрытых коллег, часто опаздывающий (чем вызывал праведный гнев президента), при этом стоявший у истоков компании и очень тонко чувствующий рынок, выступил ужасно. Ужасно по форме, содержание вполне разумное. Однако он «поплыл» при первых возражениях. Ровно через полгода другой коллега, ниже рангом, на аналогичном мероприятии вышел и повторил то же самое, точь-в-точь, но каждое слово подкреплял статистикой, аналитикой, примерами конкурентов. Надо ли уточнять, что шеф был в восторге? Спустя какое-то время первый ушёл из компании, а второй стал новым вице-президентом.

Я не просто с иронией воспринял произошедшее, но и кое-чему научился. Ранее приходил к президенту с предложением основательно поработать над CRM-системой (на тот момент IT-отдела, по сути, не было, два программиста и сисадмин) и настаивал, чтобы ею перестал заниматься ответственный сотрудник. Негодовал: «Если оценивать по критериям функциональности, юзабилити и безопасности, везде средний либо самый низкий балл. Много ошибок в базе, всё медленно и через одно место». На что получил ответ: «Послушай, я видел много CRM-систем. Ни одна из них не идеальна. Работает? Да. Нечего трогать». После сессии изменил подход: «На этом слайде наш бизнес-процесс, на каждое действие в теории должно тратиться столько-то времени. На следующем бизнес-процесс в CRM-системе. Здесь дублируются функции. Здесь нет такого-то функционала. На этом шаге специалисты отделов пишут друг другу в скайп и WhatsApp, чтобы ускорить работу. Нет возможности автоматически формировать некоторые отчёты. В итоге бизнес-процесс на столько-то времени дольше, что в деньгах примерно столько-то». Через день CRM-системой занимался другой человек, исправивший всё за несколько недель.

Вся последующая карьера лишь подтверждала, что категорически важно не просто быть профессионалом, но и уметь правильно подавать и продавать свой труд. Я не хочу, чтобы кто-то из читателей подумал, что можно просто надувать щёки, не обладая необходимыми компетенциями; или что успешные топ-менеджеры – это выслуживающиеся молчалины, идущие по головам умных и порядочных людей. Подобные рассуждения ещё никого не привели к успеху и больше похожи на оправдание собственных неудач. Повторю мысль: развивайте профессиональные качества и учитесь их продавать. Одно без другого может застопорить карьеру на каком-то этапе, либо погубить.

И не воспринимайте успешных руководителей с сертификатами MBA, орденами Святого Владимира IV степени с мечами и бантом, Святой Анны III степени с мечами и бантом, Святого Станислава с мечами и без банта, как непревзойдённых гуру бизнеса, до которых вам расти многие лета. У каждого из них свои неудачи и зоны роста, глубоко спрятанные от потенциальных покупателей.

77
5 комментариев

Начало цитаты:

«Чёрную шляпу» не снимал полгода.

Конец цитаты.

Поясните пожалуйста метафору. Что Вы имели ввиду?
Розовые очки, потёртое седло, чёрный плащ, губка боб - это понятно.

Но чёрная шляпа??

- Это про Д'Артаньяна? Или про шпионов?

3
Ответить

Отвечу за автора. Чёрная шляпа - режим осторожности и критики. Можете почитать: https://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0003/

1
Ответить

Чуть ниже уже ответили. «Черная шляпа» – это критическая оценка любого предложение и поиск слабых мест или «почему не получится».

Ответить

Евгений интересно пишите. В первом посте обещали публиковать «в неделю 2-3 заметки». Передумали? )

Ответить