Светлана Шаповалова
5 895

Из фудкорта в YouTube: почему вегетарианскому бизнесу трудно закрепиться на рынке

Организатор ежемесячных московских вегетарианских ярмарок «ВегМарт» Никита Шипилов — об идейном подходе и капризных посетителях.

Поделиться

В избранное

В избранном

Никита Шипилов

«ВегМарты» проходят в последние выходные каждого месяца на разных площадках Москвы. В продаже только продукция растительного происхождения для веганов, экологичная косметика и товары для дома. Исключение — мёд, который пользуется большим спросом у посетителей.

Также организованы фудкорты и лекторий по питанию и ЗОЖ. В каждом «ВегМарте» принимают участие от 80 до 150 компаний и приходят от 3000-6000 посетителей. Раз в год Шипилов организует более масштабные фестивали — «МосВегФест» с выступлениями артистов.

Вегетарианские мероприятия с такой периодичностью в России не проводит никто. В Москве дважды в год проходит аналогичная выставка-ярмарка Veg-Life-Expo. В Европе самым крупным стал проект VeggieWorld, который организует 14 вегетарианских выставок в год в разных странах.

Создание рынка

Никита Шипилов занимался организацией концертов с 15 лет. В 26 лет он последовательно бросил курить, пить, увлёкся ЗОЖ и вегетарианством. По его словам, когда у него появился опыт в вегетарианстве, возникла идея помочь миру тем, чем он силен.

Летом 2015 года вместе с другом Сергеем Доброздравиным они провели фестиваль "Go Vegan!" в Сокольниках и потеряли из-за этого 250 тысяч рублей. За 13 дней до фестиваля администрация парка «Музеон» внезапно отказалась его принять, пришлось искать новую площадку, и часть участников не пришли. Несмотря на коллизии, фестиваль посетило около 10 тысяч человек, и Шипилов решил идти дальше.

Уже в ноябре он организовал вегетарианскую выставку. В 2016 году прошло ещё три мероприятия, в том числе первый «ВегМарт», а в 2017 году они стали ежемесячными. После первых мероприятий предприниматель понял, что не может сочетать концерты и ярмарки.

Начинали с идеи, хотя это неправильно, ведь с точки зрения бизнеса надо начинать со спроса.

Никита Шипилов
«ВегМарт» на открытом воздухе

«Стоял выбор: либо я остаюсь в концертном бизнесе, либо занимаюсь тем, чем мне хотелось, то есть вегетарианством», — рассказывает он. Шипилов продал свой клуб за 3 млн рублей и вложил их в новое направление.

Праздник каждый месяц

Шипилов говорит, что сейчас место на «ВегМарте» стоит 16 тысяч рублей за два дня, а раньше один день стоил 40 тысяч рублей. Участники — часто маленькие компании — не могли платить такие деньги. От платного входа пришлось отказаться, потому что это вызывало массу нареканий.

Организовывать мероприятия несколько раз в год предпринимателю было невыгодно, и он решил сделать их ежемесячными. Всё нужное оборудование пришлось выкупить, потому что аренда стоила слишком дорого.

Другой расходной статьёй была мебель, затраты на которую, по словам Шипилова, в два-три раза превышали заработки. В июле 2016 года предприниматель выкупил её и запустил бизнес по аренде мебели. Целый год заказов было мало, а первый склад для неё был слишком дорогим — в результате на это потратили 2 млн рублей. Позже предприниматель сменил склад.

Летом 2017 года Шипилов сделал новый сайт с более узнаваемым доменом. Несмотря на то, что на рекламу он не тратится, время от времени появляются заказы от компаний, которые занимаются проведением мероприятий.

Во время организации мероприятий половина затрат у Шипилова приходится на оплату труда. Со временем эта статья только растёт.

Самое сложное здесь — монтаж оборудования. На каждый маркет у нас выезжает пять-десять тонн мебели, которую расставляют до 30 человек, причём нужно успеть в ночь перед мероприятием.

Никита Шипилов

Недавно перед организаторами возникла «мусорная проблема». Шипилов рассказал, что служба клининга их подвела, а аудитория проявила себя не лучшим образом — всё вокруг было завалено мусором. Тогда предприниматель получил претензию от районной управы.

Позже он ввёл нормативы по раздельному сбору мусора и подписал договор с мусороперерабатывающей компанией.

Параллельно с «ВегМартами» раз в год предприниматель организует более масштабные мероприятия — фестивали «МосВегФест» с выступлениями артистов. Но они пока не окупаются.

Фестиваль «МосВегФест»

По словам Шипилова, каждый раз возникают какие-то непредвиденные обстоятельства. Из-за чемпионата мира по футболу пришлось сделать много листовок, а в результате всё подорожало для них на $5000. Он признаётся, что периодически сомневается, стоит ли проводить такие фестивали снова.

Маркетинговый ликбез

По словам предпринимателя, сейчас в базе организаторов «ВегМарта» 2000 компаний, ежемесячно они получают до 300 заявок на участие. Холодных звонков они уже не делают.

Однако выйти в плюс удаётся не всем. «Про слово "маркетинг" мало кто слышал. Они верят, что если заплатили нам, то обязательно заработают. Я периодически общаюсь с ними, провожу какие-то консультации, но это почти не действует», — утверждает предприниматель.

На «ВегМартах» около 10% постоянных участников, в том числе пять компаний из регионов. «Этим ребятам трудно найти реализацию, и многие из них зарабатывают только на маркетах», — говорит Шипилов.

В каждом мероприятии участвуют от 80 до 150 партнёров — это вдвое больше, чем в начале. Почти все места выкупаются. «С каждым разом мы стараемся выбирать пространства крупнее. Но в этом плане постоянно идём на риск, потому что договариваемся с площадками задолго до мероприятия. Например, сейчас я веду переговоры на проведение маркетов весной 2019 года», — утверждает предприниматель.

Бывали случаи, когда приходилось снимать участников, которые добавляли в ассортимент невеганские продукты, например, мороженое из коровьего молока.

Фудкорты на «ВегМартах» появились не сразу, хотя сейчас пользуются стабильным спросом. «Они долго не верили в нас, — рассказывает предприниматель, — а сейчас пришла какая-то другая аудитория, которая заходит и сразу ищет фалафель. В прошлом августе мы устроили "Битву фалафелей", и это был один из самых посещаемых маркетов за год, несмотря на лето».

На фудкорте «ВегМартов» кроме фалафелей есть смузи, сыроедческая еда и растительное мороженое

Сейчас в каждом мероприятии участвуют от 5 до 20 кафе — больше всего их приходит в пост, но задерживаются не все. «В течение года наш фудкорт меняется на 50-70%. Это связано с тем, что бизнес не может закрепиться — они живут какими-то ложными идеалами и питаются сказками бизнес-коучей», — рассказывает Шипилов.

Избалованная аудитория

По оценке Шипилова, в Москве и области до полумиллиона вегетарианцев, однако моды на это направление он не наблюдает.

Публика избалована. Сегодня привезти людей на мероприятие — задача маркетолога 80-го уровня. У меня он есть, но много лет ушло на то, чтобы понять, как это работает. В 2016 году у нас не было никакого контента, и мы жили от мероприятия к мероприятию. В 2017 году у нас появился такой менеджер, мне пришлось выделить на это деньги, хотя на тот момент их не хватало.

Никита Шипилов
Лекция на «ВегМарте»

Сейчас на продвижение уходит 20-30% бюджета каждого мероприятия, и маркетингом занимается трое из восьми человек в команде. Больше всего Шипилов верит в Youtube. По его словам, они вкладывают туда много денег.

Сейчас у проекта 52 тысячи подписчиков в почтовой рассылке и социальных сетях. Также активно используется таргетированная реклама, хотя, по словам предпринимателя, с 2015 года стоимость клика выросла с 3-5 рублей до 35-50 рублей.

Больше всего людей в этом году — 6000 человек пришло на «ВегМарт» в последние выходные марта. Во время Великого поста посещаемость традиционно растёт. Наибольшим спросом на «ВегМартах» пользуются колбаса на основе сои, растительное молоко и готовая еда.

Детская мечта

Ярмарок и фестивалей Шипилову оказалось мало, и в начале года он открыл веганский интернет-магазин. «С детства хотел свой магазин, да и нас об этом спрашивали с первых маркетов», — признаётся он.

Для предпринимателя было особенно важно предоставить площадку для производителей, которые не могут регулярно участвовать в его мероприятиях.

«Нам не хватает колбас, потому что в Москве находится только один производитель, а остальным слишком дорого участвовать», — говорит он. Магазин позволил предоставить для них склад площадью 150 м² и шоурум. Теперь веганская колбаса вместе с кэробом (плоды рожкового дерева, используются как заменитель какао) лидируют по продажам.

Первоначально предприниматель хотел работать по принципу прямых доставок, минуя склад, но от этой идеи пришлось отказаться. «Бизнес-процессы у наших участников плохо налажены: заказываешь хлеб к понедельнику, а они привозят в пятницу», — утверждает Шипилов.

В команде интернет-магазина три человека. В июне он вышел в ноль. Ассортимент предприниматель подбирал, основываясь на наблюдениях за посетителями «ВегМартов», но потерь избежать не удалось. В первые месяцы выбрасывали продуктов на 50-100 тысяч рублей.

В ближайших планах переход на собственную торговую марку «ВегМарт» по основному ассортименту. «У нас уже был эксперимент с сыром, и продажи выросли втрое. Люди нам доверяют», — утверждает Шипилов.

Сложная математика

С самого начала Шипилов работает через ИП. Задач у предпринимателя всегда много. «Я стараюсь нанимать новых людей, когда появляется зазорчик в 20-30 тысяч рублей, я сразу думаю, чтобы найти фрилансера», — говорит он. Все задачи предприниматель ставит в Trello.

Первое время он руководил в одиночку, а недавно нанял управляющего, который раньше работал у одного из участников «ВегМарта». «На одной из семейных тусовок он сказал, что уходит, и мы тут же договорились о работе. Он сильно меня разгрузил», — рассказывает Шипилов.

Впрочем искать себе партнера на проведение мероприятий он не хочет. «Мне сложно вести бизнес с партнёрами. В эвенте любой лишний человек, который не разбирается в этом направлении, — страшная обуза», — говорит предприниматель.

Вся выручка от мероприятий приходит от участников. Сейчас Шипилов обсуждает два спонсорских контракта. По его словам, в такой нише сложно искать спонсоров, потому что в понимании крупных компаний вегетарианский фестиваль — это не массовое мероприятие.

Финансовые результаты всех активностей предприниматель считает общим валом. В этом году его ежемесячная выручка составляла 1,5-2 млн рублей, а прибыль — 150-200 тысяч рублей. По словам Шипилова, рентабельность эвент-бизнеса выше не бывает.

Более просторная площадка — всегда риск для предпринимателя

В прошлом году обороты составляли около 1 млн рублей. По его словам, вложенные на старте деньги он ещё не окупил, потому что постоянно вкладывает в развитие. К концу года он надеется увеличить выручку до 2,5 млн рублей в месяц.

Зелёное будущее

В ближайшее время предприниматель хочет организовать две выставки, связанные с «Зелёным движением» и вегетарианством. Одну из них он хочет посвятить эко-косметике. Из 2000 компаний в его базе косметикой занимается 500.

«К нам не раз обращались с такой идеей, поэтому мы её взяли не с потолка, — говорит предприниматель. — Но для этих товаров нужна более спокойная атмосфера, чтобы можно было постоять и пообщаться. Сейчас наши мероприятия больше похожи на русские ярмарки».

Шипилов верит, что экологичная косметика будет пользоваться большим спросом

По словам предпринимателя, к нему часто обращаются с просьбами провести такие мероприятия в Санкт-Петербурге.

«Еще в 2016 году я это планировал: ездил, смотрел залы, общался с производителями. Но пока математика не сходится: расходы на организацию мероприятия везде почти одинаковы, но участники не готовы платить московскую цену. Хотя в том, что мы там соберём людей не меньше, чем в Москве, у меня сомнений нет», — говорит Шипилов.

Перед предпринимателем по-прежнему стоит задача отладки бизнес-процессов. «Сейчас я достаточно зажат, и мне нужно переложить часть своих задач, чтобы появилось поле для творчества», — утверждает он.

Впрочем, брать кредиты под развитие Шипилов пока не хочет. «В эвенте в этом нет необходимости. Возможно, понадобятся деньги для интернет-магазина, но в этом случае я не пойду в банк, а найду инвестора», — говорит предприниматель.

#еда

{ "author_name": "Светлана Шаповалова", "author_type": "self", "tags": ["\u0435\u0434\u0430"], "comments": 42, "likes": 23, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "42745", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]