Что происходит в копирайтинге после 24 февраля: исследование о том, чего бояться и чему радоваться

Для телеграм-канала «Дайджест копирайтера» мы опросили 30 копирайтеров, редакторов и маркетологов, чтобы разобраться, как изменилась работа тех, кто пишет, после 24 февраля. Делимся результатами, мнениями и прогнозами, советами для начинающих и опытных копирайтеров.

Что происходит в копирайтинге после 24 февраля: исследование о том, чего бояться и чему радоваться

24 февраля — точка невозврата не только для мира, но и для диджитал. С этого дня российские диджитал-специалисты и бизнес остались без таргетированной рекламы в «Инстаграме»* и «Фейсбуке»*, а крупные международные компании приостановили деятельность, расторгли контракты с российскими специалистами, закрыли офисы и представительства. Одновременно с этим российские компании урезали бюджет на рекламу и контент-маркетинг.

В ходе опроса мы выяснили, как копирайтеры, маркетологи и редакторы справляются с изменениями, осваивают новые площадки и меняют работу.

*запрещенные соцсети на территории РФ.

Кто участвовал в опросе

Большинство участников назвали себя копирайтерами — 90% опрошенных. По направлениям деятельности разбивка такая: тринадцать человек занимаются редактурой, два — корректурой, пять — контент-маркетингом, остальные — только копирайтингом.

<i>Это значит, что все опрошенные работают с текстом. Большинство — не на руководящих позициях.</i>
Это значит, что все опрошенные работают с текстом. Большинство — не на руководящих позициях.

Что нас ждёт

Количество работы уменьшится

В этом убежден каждый второй специалист.

Что происходит в копирайтинге после 24 февраля: исследование о том, чего бояться и чему радоваться
Что происходит в копирайтинге после 24 февраля: исследование о том, чего бояться и чему радоваться
<i>Это значит, что большинство опрошенных уверены, что работы станет только меньше.</i>
Это значит, что большинство опрошенных уверены, что работы станет только меньше.

20% связывают сокращение работы с уходом/закрытием части бизнеса. 17% уверены, что количество работы уменьшится из-за того, что контент-маркетинг — не приоритетное направление в кризис.

Тексты не уйдут совсем — без них не рассказать о продукте, не продать. Но контентные проекты, которые не приносят профит в моменте, скорее всего, заморозят. Контент-маркетинг — это долгий и неочевидный путь для бизнеса. Эффект от него отложенный. Сейчас позволить себе такое смогут далеко не все. Но на взлёте будут другие форматы — те самые «продающие» тексты.

Ирина Вититинова, главред в стартапе — управляет корпоративной редакцией.

Только один человек уверен, что количество работы для тех, кто пишет, не изменится.

Интернет не исчезнет. Спрос на товары у потребителей сохранится. Бизнес так или иначе будет удовлетворять этот спрос. У специалистов по продвижению продуктов в интернете работа останется. В ближайшие месяцы возможна просадка, но в перспективе всё вернётся на прежние позиции. В том числе и уровень конкуренции.

Александр, копирайтер в штате — пишет тексты для сайтов на тему финансов.

Тем не менее, каждый третий думает, что количество работы, наоборот, увеличится, потому что брендам нужно переносить контент с одних площадок на другие. Некоторые уверены, что контент — хороший инструмент для развития малого бизнеса, а их количество возрастёт.

Количество работы увеличится, поскольку крупные бренды ушли, на их место придет микро- и малый бизнес. Такому бизнесу придется как-то себя развивать, а продвижение с помощью контента — самый дешевый способ. В большинстве своем затраты только на специалиста, который будет писать. Среди коллег знаю, что многие приостановили бюджеты на рекламу, но контент будет всегда. Совсем молчать и не заявлять о себе невозможно.

Карина Стельмах, работает в российской IT-компании и пишет на фрилансе для B2B.

Конкуренция среди пишущих увеличится

<p>Большинство специалистов уверены, что конкуренция увеличится, в основном, для новичков.</p>

Большинство специалистов уверены, что конкуренция увеличится, в основном, для новичков.

Связывают это вот с чем:

1. Компаниям нужны универсальные специалисты. Конкуренция вырастет среди узкопрофильных копирайтеров и редакторов.

Задачи, которые можно решить контентом, по-прежнему будут. Рынок перестроится, но потребность в текстах не пропадет. Правда, обучать сотрудников внутри компании никто не будет. В юнитах, где раньше работала целая креативная команда, теперь отдадут предпочтение универсальным специалистам. Тем, кто может и красиво писать, и фотографировать, и на комментарии отвечать. Поэтому среди узкопрофильных специалистов конкуренция вырастет — надо будет расширять компетенции.

Ирина Вититинова, главред в стартапе — управляет корпоративной редакцией.

2. В небольших компаниях сократятся бюджеты на маркетинг, авторы останутся без работы. Деньги на контент-маркетинг будут только у крупных брендов. А тем, кто вел блоги и соцсети, придется расстаться с копирайтерами. В итоге, сильные копирайтеры пойдут искать проекты получше (а их стало меньше). Компании не смогут распыляться на начинающих авторов и экспериментировать.

Чтобы работать с крупными компаниями, уже сейчас нужно быть крутым автором с кучей редких софт- и хард-скиллс. Авторам нужно проявлять самостоятельность, уметь и хотеть глубоко разбираться в сложной теме, копать до результата, для этого работать с иностранными источниками. В портфолио точно должны быть примеры текстов для разных соцсетей, лонгридов для блогов, текстов для SEO, рассылок и сайтов на Тильде.

Такие авторы и редакторы будут сейчас на коне и снимать сливки дальше. Правда, и им придется сложнее. Компании сократят ставки, потребуют отчетность и всячески закрутят гайки, чтобы оптимизировать бюджет на контент.

Александр Дубинин, копирайтер — пишет лонгриды, SEO-статьи и посты на фрилансе.

Бизнесмены-новички будут не готовы выделять большие бюджеты на контент: не знают, окупится ли, не понимают, как считать эффективность, не уверены, как точно влияет контент. Поэтому новые авторы выйдут на рынок в поисках работы, и конкуренция вырастет.

Дарья, копирайтер и контент-маркетолог на фрилансе.

Бизнесу сейчас нужен быстрый и сильный результат. Нет времени ждать, экспериментировать, растить автора и надеяться, что он вырастет. Если раньше можно было закрыть глаза на недочеты и рискнуть, то сейчас авторов будут выбирать внимательнее.

Константин, редактор в контентном агентстве.

3. Авторы из зарубежных компаний выйдут на российский рынок. Из-за ухода зарубежных компаний с российского рынка, копирайтеры останутся без работы. Те, кто не переедут вслед за компанией, начнут искать работу в России.

Эти копирайтеры, контент-маркетологи, SEO- и SMM-специалисты создадут конкуренцию специалистам, которые уже работают на российские компании, особенно новичкам. Правда, и цены на услуги могут упасть — спецам с зарубежным опытом, скорее всего, придется снизить планку, потому что рынку они могут быть не по карману.

Карина Стельмах, контент-маркетолог в российской IT-компании.

4. Поменялись требования к контенту, и не все авторы успели перестроиться. Больше не получится писать короткие подписи к фотографиям, как в «Инстаграме»*. В «Телеграме», «Тенчате» и «Вконтакте» текст играет большую роль, и не все копирайтеры научились писать осмысленные лонгриды.

Конкуренция вырастет, пока авторы не перестроятся. Раньше качество текстов было не так важно, читали и лайкали даже бессмысленные посты. А копирайтеров, которые умеют писать полезные и интересные тексты, все еще мало. Придется перестраиваться — а это непросто.

Виктория Мухопад, копирайтер на фрилансе.

5. Сократилось количество площадок для размещения контента. Копирайтеры, которые писали только для «Инстаграма»* и «Фейсбука»* выйдут на рынок и начнут активно искать заказы. Тем самым, составят конкуренцию другим авторам.

Увеличится предложение из-за того, что авторы, ориентированные только на Инстаграм* и Фейсбук* выйдут на рынок. Плюс, как и в любой кризис, нас ждет наплыв желающих подзаработать на фрилансе. А копирайтинг все еще считается «простым и быстрым» способом заработка в интернете для новичков.

Александр Григорьев, контент-маркетолог и копирайтер на фрилансе.

6. Конкуренция вырастет из-за новичков. Из-за сокращения рабочих мест на рынок придут авторы после курсов и те, кто уверен, что копирайтинг — простая работа из дома для тех, у кого больше нет никаких навыков.

Сейчас активно работу будут искать те, кто только освоил профессию и решил найти «подработку», если с основной работой начались проблемы. Возможно, опять начнется демпинг, и люди будут готовы работать «за еду».

Юлия, копирайтер в агентстве и на фрилансе.

Я предвижу резкий рост безработицы в размере 20-25%. Единственным выходом для многих людей станет онлайн-занятость, а копирайтинг — почти всегда первая ступень входа.

Соня, UX-редактор в штате и копирайтер на фрилансе.

Будут востребованы статьи для сайтов, «Яндекс.Дзена» и посты для соцсетей

<p><i>Тексты для офлайна — самый непопулярный ответ.</i></p>

Тексты для офлайна — самый непопулярный ответ.

Статьи для сайтов — будут наиболее востребованы, по мнению 77% опрошенных.

Контент для сайтов — это перспектива. Те компании и блогеры, которые выживут и работали только в соцсетях, должны понять, что собственный независимый веб-ресурс обезопасит от всех пертурбаций в рунете. Свой сайт не зависит от тенденций в соцсетях. И когда вся неразбериха уляжется, станет очевидно, что меньше всего пострадали бизнесы, которые долгосрочно продвигались с помощью контент-маркетинга.

Александр Григорьев, контент-маркетолог и копирайтер на фрилансе.

Мы дополнительно опросили 268 подписчиков «Дайджеста», согласны ли они, что сайты надежнее соцсетей, и бизнесам нужно вкладывать силы туда.

<i>Большинство опрошенных согласны, что сайты надежнее, но и от соцсетей призывают не отказываться.</i>
Большинство опрошенных согласны, что сайты надежнее, но и от соцсетей призывают не отказываться.

Тексты для соцсетей назвали востребованным форматом больше половины опрошенных, несмотря на то, что «Инстаграм»* и «Фейсбук»* запрещены в России.

Не относитесь скептически к новым площадкам. В том же «ТенЧате» уже больше 300 тысяч пользователей, «Вконтакте» набирает обороты.

Карина Стельмах, контент-маркетолог в российской IT-компании.

Вот что говорят специалисты о новых площадках:

«Тексты в "Телеграме" более емкие, полезные. Аудитория здесь более осознанная. В "Телеграме" хорошо "заходят" новости или что-то типа "ЖЖ" или личного дневника. Но инструментов для развития личного бренда мало.

Во "Вконтакте" удобнее развивать личный бренд, есть реклама. Тут легко создавать атмосферу, делиться заметками, видео, сторис, картинками, делать опросы — как по мне, тут органичнее это смотрится. Тексты похожи на инстаграмные*. В сообществах "Вконтакте" популярны более сдержанные тексты, "дайджесты" с текстом на картинках, можно запустить рассылку.

Но все равно "Вконтакте" для меня пока не совсем понятен. Какой контент пользуется спросом, как продвигаться — пока вопрос. Я человек-табличка, практик, исследователь. Мне сложно писать текст без четкого понимания, как происходят процессы вокруг контента.

"Тенчат" мне понятнее. Тип текстов — рай для меня: никакой воды, много пользы. Это деловое комьюнити, где каждый может "подружиться" с нужным человеком. Мне нравится площадка. Крутое нативное продвижение, виральность хорошая, аудитория качественная и живая».

Дарья Журавлева, копирайтер и контент-маркетолог — пишет тексты для психологов и коучей.


Мы опросили 266 подписчиков «Дайджеста», попробуют ли они работать в «Тенчате».

<i>Только треть уверенно ответили, что попробуют.</i>
Только треть уверенно ответили, что попробуют.

«Яндекс.Дзен» — третья площадка по популярности. Вероятно, это связано с тем, что площадка — только российская, и ей не грозит блокировка. К тому же, на «Дзене» популярны рекламные тексты, которые опрошенные выделили как один из наиболее востребованных форматов после 24 февраля.

Что уже случилось

Работы стало меньше, заработок тоже уменьшился

<p><i>У половины опрошенных стало меньше заказов и денег после 24 февраля. </i></p>

У половины опрошенных стало меньше заказов и денег после 24 февраля.

На это у специалистов пять причин.

Клиенты остановили работу с фрилансерами. Уволить фрилансеров — проще всего. За них не нужно платить отпускные, выплачивать несколько окладов за сокращение. Поэтому компании в первую очередь перестали давать заказы всем, кто не в штате.

Было 2 проекта в сфере образования — в найме и фриланс. После 24 февраля фрилансерский проект распустили, уволили 80% сотрудников. Компания занималась зарубежным образованием детей. После роста курса родители не смогли оплачивать образование в валюте.

Екатерина, копирайтер — пишет тексты для email-рассылок и посты в соцсети.

После 24 февраля работы стало меньше, уменьшился заработок, потому что клиенты на фрилансе остановили работу. Сначала они просто замолчали, шокированные происходящим. Сейчас постепенно возвращаются к жизни, дают небольшие задачки.

Ирина Ляхова, копирайтер и редактор — пишет SEO-статьи и тексты для «Дзена».

Уменьшился заработок у граждан РБ, которые зарабатывали на текстах в российских рублях. До 24 февраля границы на рынке копирайтинга были проницаемее, специалисты из соседних стран зарабатывали в российском рубле и не ощущали разницы.

Я живу в РБ и работаю на российское агентство, получаю зарплату в российских рублях. Соответственно, падение российского рубля и взлет доллара просто похоронили мои доходы под плесневелым плинтусом.

Дарья, копирайтер и редактор — пишет SEO-тексты и посты для соцсетей.

Ушли зарубежные заказчики. Международные компании и клиенты из-за рубежа приостановили работу или разорвали контракты по политическим причинам, из-за проблем с оплатой или курсом валют.

Нам удалось сохранить все проекты кроме контракта с международным брендинговым агентством — они взяли паузу по понятным причинам.

Юлия Третьякова, руководитель контент-агентства «4Х».

Заказчики задержали выплаты. После 24 февраля заказчики замерли в ожидании, не понимали, что будет с их проектами. Решали только насущные вопросы, и поэтому не успевали оплатить даже законченные проекты. При этом, еще и приостановили работу. В итоге специалисты остались и без работы, и без денег, которые уже заработали.

После 24 февраля я на несколько недель лишился выплат, ждал от клиентов оплаты счетов больше чем на 200 тысяч.

Константин Каминский, редактор в контентном агентстве.

Ушли проекты, связанные с культурой и туризмом. Они снизили бюджеты на маркетинг, приостановили работу с фрилансерами или заморозили деятельность в принципе.

Два моих проекта по туризму приостановились, проект в сфере EdTech тоже, как и культурный проект с теперь санкционным российским банком.

Все идет к тому, что скоро мы окажемся за железным занавесом. Большая часть населения и в лучшие времена не имела возможности выехать за границу в отпуск и сходить, например, в Галерею старых мастеров в Дрездене или покатать трейлы в швейцарском Церматте. Сейчас этой возможности в принципе нет. Будет ли интересно людям читать о том прекрасном мире, который они никогда не видели и не увидят? Скорее, ностальгические тексты найдут отклик у малого процента тех, кто успел что-то в этом огромном мире увидеть.

Даже я, когда работаю над текстом, задумываюсь — нужно ли сейчас это кому-то? Разбирать по деталям голландцев, всматриваться в импрессионистов, показывать малоизвестных живописцев? Правда, по откликам и комментариям вижу, что да, люди читают и благодарят.

Но большинству будут нужны оперативные новости, где выкинули дешевый сахар, и что успеть купить до подорожания. Да, скорее всего, «взлетит» внутренний туризм и сфера жесткой пропаганды за русское искусство, историю, государство и так называемый «русский мир». И если первый пункт еще не вызывает дикого отторжения как потенциальный рабочий проект, то со вторым все гораздо сложнее.

Мария, копирайтер на фрилансе.

Мы опросили 306 подписчик «Дайджеста», актуален ли для них контент про культуру и туризм после 24 февраля. Каждый второй опрошенный стал смотреть и читать меньше.

<i>Половина перестала следить за контентом о культуре и туризме.</i>
Половина перестала следить за контентом о культуре и туризме.

Работы — столько же или больше, а заработок меньше

Большинство осталось без прежнего количества работы и уровня заработка. Но не все.

У некоторых количество работы не уменьшилось, но снизилась ставка за проекты. Остались клиенты, которые не готовы отказаться от контент-маркетинга совсем, как и терять специалистов, с которыми уже сработались. Поэтому заказчики предложили снизить ставку на время, пока рынок не восстановится.

До 24 февраля я писал и редактировал коммерческие тексты. В основном, для веб-студий. Последние 3,5 года на фрилансе. Сейчас занимаюсь тем же, ничего не изменилось. Только один заказчик снизил ставку.

Александр Дубинин, копирайтер.

12% копирайтеров работают бесплатно, несмотря на кризис и растущую конкуренцию. Они готовы больше работать, чтобы оставаться на прежнем уровне дохода, потому что брать деньги с клиентов не позволяет совесть.

<i>Из 311 опрошенных 7% работают бесплатно, чтобы не мучила совесть.</i>
Из 311 опрошенных 7% работают бесплатно, чтобы не мучила совесть.

Специалистам пришлось больше работать «руками». Особенно тем, кто работает в агентствах и компаниях.

Много работаю руками – спустилась на несколько уровней ниже. Головой осталось на уровне стратегии, но теперь 80% рабочего времени трачу на задачи по типу «написать текст для сайта». А еще в двадцать раз больше слежу за метриками – каждое утро смотрю, как отработала рассылка, которая ушла вчера. Раньше делала это дважды в неделю, но сейчас критически важно держать руку на пульсе. Чтобы можно было оперативно сменить курс и не просесть в цифрах.

Ирина Вититинова, главред в стартапе — управляет корпоративной редакцией.

Специалисты не хотят менять профессию или направление работы

Что происходит в копирайтинге после 24 февраля: исследование о том, чего бояться и чему радоваться
<p><i>53% опрошенных вообще не планируют менять работу. Остальные поменяют работу в случае сокращения, или если не смогут обеспечивать себя копирайтингом.</i></p>

53% опрошенных вообще не планируют менять работу. Остальные поменяют работу в случае сокращения, или если не смогут обеспечивать себя копирайтингом.

Чем займутся, если всё же сменят

Начнут работать с зарубежными компаниями и заказчиками на английском. Из-за падения курса рубля многие задумались, чтобы выучить язык и делать ту же самую работу или выполнять простые задачи для международных компаний и клиентов. Так специалисты хотят себя обезопасить и получать зарплату в валюте или подготовиться к переезду.

Если что-то пойдет совсем не так, задумаюсь о переходе в международную компанию. Не на позицию главреда – она для нейтивов. Но вот креатором, контент-стратегом или комьюнити-менеджером я вполне могу себя назвать уже сейчас.

Ирина Вититинова, главред в стартапе — управляет корпоративной редакцией.

Младший инфлюенс-менеджер в «Нетологии» и копирайтер Елена Клишина уже попробовала выйти на международный рынок. После переезда в Турцию у Елены начались проблемы с картами и курсом валют. Она решила найти работу с оплатой в валюте и на английском языке.

«Я искала работу в телеграм-каналах, на сайтах, которые часто рекомендуют. Я сделала несколько откликов, но пока безуспешно. Думаю, это связано с моей неуверенностью в себе. Потому что можно было бы откликаться на все вакансии, но я считаю, что у меня пока недостаточно опыта.

Я бы хотела так же найти работу influence-менеджера, это на рынке США — очень распространенная сейчас вакансия. Или удаленную работу копирайтера в британской или турецкой компании. Как я вижу по вакансиям, не обязательно быть в офисе, не обязательно релоцироваться. В целом, ищу любую работу, связанную с контентом, сфера мне тоже не принципиальна».

При этом, у Екатерины хороший английский язык — два года назад она сдала PTE (Pearson Test of English) подтвердила уровень В2. Сейчас занимается на корпоративных курсах, поддерживает уровень с помощью чтения книг в оригинале.

Освоят дизайн. Если копирайтер глубоко погружался в задачи или работал в связке с дизайнерами, UX-писателями и креаторами, то уже понимает, как, например, создают лендинги. Таким специалистам будет проще работать с дизайнерскими инструментами и предлагать заказчикам комплексные услуги, например, по верстке сайтов.

Если бы пришлось менять работу, я ушел бы в дизайн и пробовал бы выйти на международный рынок.

Константин, редактор в контентном агентстве.

Научатся писать тексты для интерфейсов, освоят редактуру и новые направления — если не сменят работу кардинально.

Кардинально изменить сферу не всем под силу. Но если чувствуете в себе потенциал — вперед. Если остаетесь в профессии, то отличным решением будет научиться писать для интерфейсов. А еще будут востребованы технические авторы для сайтов и блогов IT-компаний, описаний программных продуктов и рекламных рассылок.

Ирина Ляхова, копирайтер и редактор — пишет SEO-статьи и тексты для «Дзена».

Часть опрошенных рассматривает работу руками, думает пойти в «Пятерочку». Но таких специалистов немного — в основном, копирайтеры меняют направление, ищут новых заказчиков или берут передышку от работы, посвящают время образованию и общению с близкими.

Что сейчас изучают, чтобы оставаться на плаву

Английский язык. Копирайтеры взялись за иностранные языки по разным причинам:

  • подготовиться к переезду и работе за рубежом;
  • найти клиентов, которые готовы платить в «твердой» валюте;
  • найти клиентов, которые готовы платить больше, чем соотечественники.

Я активно экспериментирую с разными форматами и планирую вкладывать зарплату в курсы повышения квалификации, пока цена инфопродуктов не подскочила. Плюс, планирую подтягивать английский язык, пока пауза в отношениях с зарубежным бизнесом.

Алина, редактор в найме в онлайн-школе.

«Я плотнее изучаю английский — хочу начать писать для англоязычной аудитории»

Карина Стельмах, контент-маркетолог в российской IT-компании.

Figma и UX-копирайтинг. Тексты для интерфейса — в топе по востребованности среди опрошенных. Поэтому специалисты осваивают инструменты для работы с текстом в интерфейсе и изучают основы UX.

LSI-копирайтинг. Это направление новое и считается, что оно заменит SEO-копирайтинг. Копирайтеры, которые освоили LSI, пишут тексты не только на основе ключевых слов, но и всех ассоциативных связей по теме. Считается, что так тексты еще больше удовлетворяют запросам пользователей и поднимаются выше в поисковой выдаче.

Сейчас загрузка минимальная, поэтому я прохожу курс Петра Панды по LSI-копирайтингу. Хочу понять, как работают ключи и смысловые связки — система не статична, появляются новые алгоритмы для отслеживания качества текста.

Александра Гир, копирайтер — пишет тексты для соцсетей на фрилансе.

Советы от тех, кто уже сориентировался

Мы попросили участников опроса дать совет коллегам — что осваивать, как себя вести, на чем делать акцент в работе.

Меняйте фокус и много учитесь

Развивайтесь не в том, что нравится вам, а в том, что нужно бизнесу. Идите от бизнес-задач и будет вам счастье (работа). Осваивайте новые форматы и площадки.

Совсем не обязательно скупать курсы: начните с ресёрча, посмотрите, как другие бренды ведут себя в ваших целевых каналах коммуникации. Становитесь универсальнее. Хороший редактор — это еще и хороший менеджер. Набирайте навыки в смежных нишах: стратегия, дизайн, маркетинг. Обязательно работайте с аналитикой, плотнее, чем раньше.

Не пишите, чтобы написать: фильтруйте каждый текст по «КПД». Помните, что слова — это инструмент, их пишут не для красоты.

Больше читайте художку – это актуально во все времена. Там и идеи, и приёмы, и вдохновение, и фактура для ваших текстов.

Обязательно верьте в себя и просто делайте своё дело хорошо.

Ирина Вититинова, главред в стартапе — управляет корпоративной редакцией.

Не относитесь скептически к новым площадкам и осваивайте рекламные кабинеты соцсетей

В том же «Тенчате» уже больше 300 тысяч пользователей, «Вконтакте» набирает обороты. Когда-то и «ТикТок» был непонятной для всех площадкой. Учитесь «чувствовать» аудиторию и создавать подходящий контент для каждой площадки, собирать фидбэк, учитесь адаптировать тексты.

Развивайте SEO-навыки, учитесь писать SEO-тексты — сейчас продвижение с помощью поисковых сетей будет востребовано.

Изучайте tone of voice — сейчас важно то, как вы пишите, какую мысль доносите, как она откликается у людей, с каким контекстом.

Изучайте антикризисный PR, чтобы понимать, какую услугу предложить клиенту, бизнес которого оказался в сложной ситуации.

Карина Стельмах, контент-маркетолог в российской IT-компании.

Вне зависимости от того, какие тексты вы пишете, важно начать разбираться в рекламных кабинетах тех соцсетей, в которые переходят ваши клиенты. Умение настраивать рекламу и разбираться в метриках — это база для вашего дальнейшего развития как диджитал-специалиста.

Мартин Куколев, копирайтер и UX-писатель в найме.

Развивайте сильные стороны

Не метайтесь туда-сюда, а проанализируйте ситуацию с клиентами и заказами и развивайте самое сильное, что у вас есть. Например, мы в агентстве сильны в построении редакций, запуске блогов, внешнем продвижении людей и компаний. Эти услуги приносят нам львиную долю прибыли, эти клиенты в приоритете.

Соответственно, мы не фокусируемся на проектах, где нужен только SMM или описания карточек, а используем инструменты для привлечения интересных нам проектов. То же самое про каналы привлечения. Посмотрите, откуда клиенты приходили до этого (и куда они мигрируют прямо сейчас) и развивайте эти каналы коммуникации.

Юлия Третьякова, руководитель контент-агентства «4Х».

Учитесь доносить свою ценность

Копирайтер — это не человек второго сорта, а проводник между бизнесом и пользователем, такой языковой фильтр. Будьте смелыми и креативными, пробуйте новые форматы и постоянно тестируйте свои решения.

Мне самой помогло нишевание — я тесно связана с образованием, классическим и онлайн, и это помогло мне получить оффер даже после всех новостей. Я люблю свою работу, люблю то, о чем пишу — это мой главный ресурс

Алина, редактор в найме в онлайн-школе.

Держитесь за заказчиков и диверсифицируйте их

Я бы советовал держаться за заказчиков, которые уже есть, осваивать новые смежные навыки, если есть такая возможность и много работать. Что осваивать, мне кажется, зависит от устремлений каждого и его склонностей. Можно пройти курсы по СММ, маркетингу, созданию лендингов, UX, дизайну, английскому, в конце концов.

Александр Дубинин, копирайтер.

Советую стать специалистом в одной или нескольких узких тематиках. Человек должен разбираться в том, о чем пишет. Профессионалы будут востребованы всегда. Также советую диверсифицировать заказчиков. Их должно быть несколько. У кого-то появятся проблемы. Кто-то останется на плаву и продолжит сотрудничество.

Александр Смазнев, копирайтер в штате — пишет тексты для сайта о финансах.

Отходите от формата «пост за 500 ₽»

По возможности постарайтесь найти «белое» трудоустройство. Отходите от формата «один пост = 500 рублей» и беритесь за проекты комплексно: брифинг, идеи, реализация, защита проекта. Если вы делаете лендинги, переходите в Figma. Это правда легче, полезнее и нагляднее, чем гуглодоки

Соня, UX-редактор в штате и копирайтер на фрилансе

Возьмите паузу для учебы или отдыха

Реально оцените свои силы и действуйте, опираясь на «сейчас». Если есть возможность, пройдите обучающие курсы; если нет — дайте себе передышку, почитайте, подумайте; если туго с деньгами — берите любую работу и постепенно выходите из ситуации

Александра Гир, копирайтер — пишет тексты для соцсетей на фрилансе

Подписывайтесь на «Дайджест копирайтера»

И вы всегда будете в курсе происходящего в копирайтинге и редактуре. Каждую неделю мы берём интервью у практиков, разбираем новые инструменты работы с текстом и помогаем вам расти профессионально.

88
7 комментариев

Спасибо за такое подробное исследование. Очень актуально, так как не совсем понятно что происходит в отрасли. У меня половина заказчиков поставили проекты на паузу, да и по ощущениям стало сложнее искать проекты

1

Наталья, спасибо за отклик! Рады, что получилось полезно.

А можете написать мне в личные сообщения, чем занимаетесь? У меня все еще по сарафанке приходят клиенты периодически, а я не берусь. Вдруг на какие-то проекты смогу вас порекомендовать

По сути надёргано там сям в цифрах, по факту бред и не относиться к реальности

А почему вы считаете, что это не относится к реальности?

да ситуация изменилась конечно, заказчики стали в материальном плане более скупые, не хотят за работу платить достойно. Плюс кто-то вообще решил все остановить и смотреть что будет дальше. Улетела инста и фейс, ну ладно, так еще и стали ИИ выдвигать/продвигать. Что делать нам тогда? обычным коперам, когда можно просто скопировать/вставить и получить новый текст. Мы все конечно пользуемся вспомогательными сервисами, у меня в арсенале (retextai, орфограммка и textru), но а если это все в совокупности заменит коперайтеров, что делать будем?)

Если ИИ может заменить ваш текст - значит вы не являетесь профессионалом своего дела. Лучше выбрать узкую нишу и развиваться в ней, чтобы потом быть лучшим в своем деле. Также могу точно сказать, что ни один из моих заказчиков не отказался ни от одного из каналов за последние 6 месяцев, просто добавили ВК у кого не было. Мои более скупыми они тоже не стали, наоборот вкладывают деньги в маркетинг все больше и больше, расширяя возможности.