Тинькофф: Мы не ограничиваем обслуживание без причин, а причины вам не скажем

Этот хоррор начинается 8 июля, когда закончился вклад. Деньги я снял без проблем, половину переложил в другой банк под более выгодный процент, а оставшиеся оставил для предстоящих расходов. 11 июля закончился второй вклад, спокойно снимаю 250000₽, а затем банкомат блокирует выдачу с пометкой "неуспешная авторизация". Пишу в чат, получаю ответ: "У вас не получилось совершить операцию, так как превышен лимит на покупки и на снятие наличных в месяц". Недолго думая, перевожу деньги своей сестре, снимаем с ее карты и кладу их себе на вклад в другой банк. Тем временем в чате любезно предложили повысить лимит на снятие, я согласился. А уже 12 июля в чате прилетают шаблонные фразы про ФЗ-115, про просьбу подтвердить доход, экономическое обоснование и цели всех операций, документы, обосновывающие поступления от третьих лиц. Итак, что же это за такой ФЗ-115, который я, по мнению Тинькофф-банка, нарушил? Не являюсь ни ИП, ни даже замозанятым, обычное физлицо с приставкой pro, работаю в оборонно-промышленном комплексе, так сказать, защищаю интересы государства, плачу налоги. Читаем статью 1, которая гласит: «Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Что ж, ничем из перечисленного я не занимаюсь, доход у меня стабильный, вклады превышает, сами деньги просто переложены в другой банк, подтвердить, так сказать, что я не террорист, не составит труда, думаю я. В итоге я предоставил 2-ндфл за 2 года, справки из другого банка о зачислении снятых сумм с закрытых в Тинькофф вкладов, подробно обосновал цели всех переводов и снятий, скинул справки от третьих лиц, даже свидетельство о смерти отца приложил, умершего накануне (были переводы с целью материальной поддержки). И что вы думаете? Да они даже не смотрели мои документы, буквально через 10 минут приняли решение о закрытии счета. 10 минут потребовалось банку на рассмотрение моих документов по столь важному, с точки зрения Тинькофф-банка, закону. Моему удивлению не было предела. Я попросил указать операцию, по которой у банка, может быть, остались сомнения, и что я готов предоставить более детальный отчёт. Да реально, если понадобится, любую операцию готов обосновать, но ответа не получил. В своих шаблонных ответах Тинькофф ссылается на Положение №375-П, но почему-то игнорирует Методические рекомендации ЦБ №5-МР от 22.02.2019. К примеру, в п. 1 говорится, что «одной из мер, направленных на противодействие легализации(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ/ФРОМУ), является запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ/ФРОМУ, за исключением информирования клиентов, в том числе об отказах и их причинах». Кроме того, запрос банка на обоснование всех операций не соответствует законодательству согласно информационному письму Банка России от 12 сентября 2018 года № ИН-014-12/61. Я в принципе не обязан был давать пояснения о целях операций, если банк не уточнил, каких именно, о чем ЦБ неоднократно говорил банкам. Я прекрасно понимаю, что банк хочет, чтобы я добровольно закрыл свой счёт, но без указания конкретной причины, к сожалению, оказать им медвежью услугу не смогу. А в противном случае хочу быть всегда рядом. 24/7.

1414
21 комментарий

Здравствуйте.

Мы проанализировали операции по вашему счету и обратили внимание на крупные поступления наличных, а также поступления от физических лиц и пополнения через систему быстрых платежей. Часть денег вы переводите на счета третьих лиц. Такие операции попадают под критерии, описанные в «Положении № 375-П о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Обращать внимание на положения Центрального Банка нас обязывает 115-ФЗ.

В ответ на запрошенные документы вы дали нам пояснения по переводам, но не предоставили документы, подтверждающие происхождение денег, которые вы внесли наличными. В результате проверки мы приняли решение об ограничении дистанционного обслуживания и использования карты на основании пунктов 4.5 и 7.3.9 условий обслуживания.

На основании обращения мы еще раз проанализировали ситуацию и решили пойти вам на встречу — запросили у вас дополнительные документы для рассмотрения вопроса о пересмотре ограничений.

На первой линии всегда реагировали на ваши обращения и доносили информацию до ответственных.

Ответить

Тинькофф и Авито прям топчики в этом сезоне. :)

4
Ответить

Здравствуйте.

Мы ограничиваем дистанционное обслуживание в рамках условий договора. В таком случае мы можем не называть причины ограничений. Хотели бы детальнее разобраться в вашей ситуации, пришлите ваши ФИО с датой рождения в лс, пожалуйста, вс проверим и вернемся с ответом.

Ответить

нет, уважаемые, вы обязаны сообщать клиенту о причине блокировки, чтобы у него была возможность представить документы для реабилитации. Читайте 115-ФЗ и Письма ЦБ.

4
Ответить

Вы, похоже, подзабыли. Не клиенты для вас, а вы для клиентов...

3
Ответить

Решение от 2 июня 2021 г. по делу № А40-72020/2021 (аналогичный случай со Сбером) - надо просто на вас чаще в суд подавать, а то вы совсем оборзели, что своими внутренними правилами подменяете закон.

И специально для вас из Методических рекомендаций Центрального Банка Российской Федерации (Банк России, ЦБР) от 22 февраля 2019 г. №5-МР "Методические рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании": "рекомендуем кредитным организациям как информировать клиентов о причинах ограничения обслуживания с использованием ДБО, так и создавать условия для возможности представления клиентами необходимых пояснений, информации и (или) документов, с целью осуществления ими защиты своих прав в соответствии с законодательством".

2
Ответить