Как подготовиться к увольнению сотрудника с первых дней в компании

Увольнение — то же, что и развод, только в бизнесе. Собираясь пожениться, мы вряд ли обсудим, как поделим кота и утюг. И в компаниях не обсуждают, как пройдет увольнение. Однако мы поговорим о том, почему готовиться к офбордингу — это нормально, и как сохранить экспертизу после ухода человека.

Кадр из фильма "Мне бы в небо". Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Ffilm%2F464130%2Fstills%2Fpage%2F1%2F&postId=526183" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Кинопоиск</a>
Кадр из фильма "Мне бы в небо". Источник: Кинопоиск

Зачем думать об офбординге на берегу

Увольнения — это естественно. Ни одна компания не может дать гарантии сотруднику, что никогда не сократит штат или не переедет в другую страну. И ни один сотрудник не может гарантировать, что не перерастет компанию или не захочет выращивать огурцы на своей ферме.

Хоть это и неприятно, но думать о потенциальном увольнении человека лучше заранее. В разных исследованиях встречаются разные цифры, но в среднем, заменить одного специалиста на рынке стоит около 20% от его зарплаты за год. Это много.

Поэтому мы предлагаем подумать о том, как бы подстелить себе соломку заранее.

Как готовиться к увольнению сотрудника: 4 шага

Мы сейчас не будем обсуждать психологические, юридические и финансовые аспекты увольнения. Мы поговорим о важном моменте, о котором обычно забывают: как сохранить экспертизу и снизить затраты на онбординг для новичков. Это одна из немногих вещей, к которым можно подготовиться прямо с первых дней работы сотрудника в компании.

Чтобы знания и опыт не ушли вслед за сотрудником, ведите коммуникацию и храните документы в базе знаний. Это поможет смягчить удар при увольнении.

Помните о том, что после того, как один сотрудник увольняется, остальные остаются. Как им работать дальше, если нужные знания были только в голове того, кто уволился? Чтобы не пришлось мучительно искать информацию и заново изобретать велосипед, ведите базу знаний. Перечислим конкретные шаги, которые помогут сохранить экспертизу уже сейчас.

В первый день работы проведите мастер-класс, как пользоваться базой знаний

Когда новичок впервые выходит на работу, попросите наставника провести с ним мотивационную беседу. Нужно объяснить, что такое база знаний, как оформлять статьи, какую информацию туда заносить. И очень важно подчеркнуть: у нас так принято, мы рассказываем об этом в базе знаний, читаем и комментируем то, что пишут другие. Человек вряд ли сам догадается. База знаний — пока не такая распространенная вещь, как Google-документы.

Выделите время и выдайте плюшку за заполнение базы знаний

В России мало развита культура обмена знаниями. Большая часть обмена знаниями у сотрудников идет в чатах, на встречах или созвонах. И документами тоже часто обмениваются в мессенджерах. Поэтому привычка хранить знания в базе сразу не появится, людям нужно время, чтобы освоить ее. Выделите сотрудникам хотя бы час рабочего времени на то, чтобы они могли привести в порядок свои записи и занести в базу заметки. И не забывайте публично хвалить самых активных авторов. Так у вас постепенно сформируется культура обмена знаниями.

Работайте прямо в базе знаний, чтобы не пришлось заполнять ее отдельно

Если сотрудник с первого дня работает прямо в базе знаний, то не нужно заставлять его фиксировать материалы и нанимать человека, который бы следил за наполнением базы. Поэтому рабочие документы проще составлять прямо в базе знаний. Есть платформы, например, Teamly, где вы можете одновременно: редактировать документы, хранить, систематизировать и находить нужные в поиске. Для работы с десятками и сотнями документов единая платформа удобнее, чем Google-документы.

Создайте чек-лист критически важных знаний, которые нужно передать перед увольнением

Если все-таки сотрудник принял решение и написал заявление, сделайте чек-лист критически важных знаний.Это особенно важно для ключевых должностей. Обычно при увольнении все помнят про юридические вопросы, про деньги, доступы и текущие дела. Но мало кто задумывается о том, какую критически важную информацию о работе нужно сохранить.

Пример из жизни. В отделе разработки несколько сотрудников начали ходить на собеседования и жаловаться коллегам на условия работы и руководителя. Естественно, все остальные заражались их настроением, и работа шла хуже. Руководству эти ребята напрямую ничего не говорили, но слухи все равно дошли. И пришлось увольнять людей, потому что их поведение отравляло весь коллектив. Это решение было принято на эмоциях, поэтому никто, естественно, не составлял никаких чек-листов критических знаний. А потом после этого увольнения пришлось два месяца восстанавливать то, что предыдущий разработчик делал за полдня.

Помните, что все уходят, вопрос только в том, когда и как. А значит, нужно уже сейчас говорить сотрудникам о своем подходе и собирать знания на одной платформе. А как вы стараетесь сохранить знания сотрудников, пока они не уволились? Поделитесь в комментариях своим опытом.

1414
22 комментария

"Поэтому мы предлагаем подумать о том, как бы подстелить себе соломку заранее" - хорошо компаниям, начнут получать ценную инфу с первого дня)) А вот как бы подстелить соломку сотруднику, на случай сокращения/увольнения?

1

В книге 45 татуировок менеджера 45-ая татуировка гласит: "Всегда помните: однажды вас уволят.
Увольняют всех. Даже Ли Якокку и Стива Джобса из собственной компании. Мы с вами можем только отсрочить этот момент. Но это все равно произойдет рано или поздно. Поэтому никогда не расслабляйтесь!
Это дело работодателя – решать, когда нас можно освободить от должностных обязанностей. Потому что он и есть хозяин наших зарплат, льгот, компенсаций и гарантий в завтрашнем дне. Вас могут уволить, даже если вы работаете прекрасно. Просто потому, что кто-то сверху так решит. Самое главное – быть к этому морально готовым.
Я каждое утро говорю себе одну и ту же фразу: «Сегодня меня могут уволить». Эти мысли помогают настроиться на рабочий день и правильно расписать перечень задач. Я создаю таким образом мотивацию выживания, потому что не хочу, чтобы меня увольняли. Мотивация «выжить» на порядок сильнее мотивации «жить чуть-чуть лучше»".

4

Тут оочень многое зависит от конкретной ситуации и нюансов.
С сокращением штата: тут ничего не поделаешь. Если компания вынуждена реально сократить штат, значит, скорее всего, причина веская, и решение руководство не поменяет. Вам, как сотруднику, нужно позаботиться только о том, чтобы все было оформлено по закону.
С увольнением: обо всем можно договориться. Даже если вы не по собственной инициативе уходите.
Ну, и есть ещё вариант: организовать свой бизнес или уйти на фриланс. Тогда вас никто не уволит))

Мне кажется, осознание необходимости собирать вовремя знания приходит с опытом. К сожалению, зачастую с печальным опытом.

2

мне почему-то кажется, что если с первых дней меня начнут готовить к увольнению, меня наоборот это напряжет

1

Ну, здесь не шло речи о том, чтобы подталкивать кого-то увольнению. Речь о том, чтобы сохранять знания. Это полезно в том числе и во время работы.
Вам - полезно посмотреть, что другие коллеги делают интересного + для других коллег можно составить FAQ и они не будут задавать одни и те же вопросы и отвлекать от работы. А у работодателя останется экспертиза, если вы решите уволиться. И не нужно два месяца восстанавливать всю работу. Всем хорошо)
А в целом: в жизни бывают разные ситуации и расставания с работой проходят по-разному. Все же лучше подумать об этом в спокойной обстановке, чтобы потом не жалеть.

Зачем готовиться к увольнению сотрудника с первых его дней в компании? даже не читал