Тот еще квест: как открыть офис в другом гео

У Go Ahead есть несколько офисов за пределами России. Мы знаем, с какими проблемами может столкнуться компания при выходе на зарубежный рынок, потому что уже проходили это сами. В статье вместе с руководителем нашего офиса в Индонезии Максом Романовским рассказываем, как открыть представительство в другой стране.

Тот еще квест: как открыть офис в другом гео

Мы открыли офис в Индонезии в 2018 году. Сначала тестировали удаленные продажи, но после неудач решили отправить в страну своих сотрудников. Они собрали там новую команду и стали самостоятельной единицей, у которой есть свои локальные клиенты. Вскоре мы открыли офисы еще в нескольких странах — Малайзии, Мексике, Казахстане — и планируем в других.

На старте мы допускали ошибки, учились на них, и с каждым разом процесс становился понятнее и проще. Мы хотим поделиться своим опытом, чтобы облегчить выход на зарубежные рынки другим компаниям.

Эта статья будет первой в цикле материалов о сценариях выхода на worldwide-рынок. Сегодня поговорим о первой модели масштабирования — открытии офиса или представительства за рубежом. В следующих статьях расскажем о таких сценариях:

  • адаптация продукта в новом гео без физического присутствия в нем;
  • перевод всей команды за границу и закрытие бизнеса в России;
  • создание нового бизнеса за рубежом с нуля.

Две дороги, два пути

Чтобы открыть офис в другой стране, для начала нужно зарегистрировать фирму и завести счет в банке. В большинстве случаев для этого нужно физическое присутствие, хотя в некоторых странах возможна удаленная регистрация через доверенное лицо. В любом случае лучше обратиться к консультантам, которые помогут разобраться в юридических и финансовых тонкостях конкретной страны.

В разных странах регистрация может занимать от нескольких дней или недель до полугода. В Индонезии, например, на это ушло около 47 дней. Стоит закладывать это время в таймлайн запуска.

После того, как компания зарегистрирована, необходимо собирать команду. Можно пойти двумя разными путями — нанимать местных специалистов или релоцировать своих сотрудников. Однако вы можете выбрать гибридный вариант и создать смешанную команду — все зависит от целей и возможностей вашего бизнеса.

Первый путь — найм местных специалистов

Здесь нужно помнить, что в другой стране свои религиозные традиции, менталитет, культура и ритм жизни. К ним нужно адаптироваться и учитывать при взаимодействии с сотрудниками.

Также между гражданином страны и приехавшим в нее работать всегда будет барьер — не только относительно языка, но и в отношении подхода к рабочему процессу. Могут быть различия в уровне профессиональной квалификации сотрудников и уровне развития рынка в целом.

При найме местных сотрудников в Индонезии мы столкнулись с нехваткой нужных нам специалистов и проблемами с мотивацией у сотрудников. Конечно, это наша ошибка: у нас было недостаточно опыта, нам было сложно определить реальные драйверы и дать команде то, что она привыкла ожидать от работодателя, например, чувство комьюнити на работе. Но со временем мы нащупали необходимые практики и теперь более качественно их прорабатываем. В начале из-за плохо отстроенных процессов были и менеджерские проблемы: в основном с онбордингом и сопровождением. Имеющаяся команда довольно слабо обучала сотрудников и погружала в работу.

Макс Романовский, глава индонезийского офиса

Искать сотрудников можно своими силами или обратиться к локальным сервисам по подбору и найму персонала. Если у вас нет юридического лица в новом гео, этот сервис может выступать как аутстаффинг-партнер, нанимая кандидата к себе. От вас потребуется только перечислять площадке зарплату сотрудника.

Однако найти качественное рекрутинговое агентство в новой стране будет в разы сложнее, чем в своей. Постарайтесь максимально подробно описывать портрет идеального кандидата и давать как можно больше вводных для поиска.

Второй путь — релокация своей команды

Это хороший вариант, но у него есть свои издержки.

Тот еще квест: как открыть офис в другом гео

Обязательный процесс легализации

Чтобы работать легально, нужна рабочая виза. Процесс ее получения в некоторых странах требует дополнительных усилий. А если разрешения на работу нет, из страны могут депортировать.

Большие финансовые расходы

При релокации нужно выделить деньги на:

  • билеты и аренду жилья;
  • оформление виз;
  • аренду офиса;
  • услуги юридического и финансового консультанта;
  • локальную бухгалтерию, которая будет подавать налоговые отчеты;
  • дополнительные налоги.

Нужно учитывать и особенности бюрократии страны — где-то нужно подавать дополнительные отчеты в течение года, а значит, придется нанимать людей, которые их будут готовить, либо платить за это консультантам.

Нехватка социализации у сотрудников

Хорошо, если в новое гео переезжает многочисленная группа, члены которой смогут поддерживать друг друга. Плюсом будет и наличие диаспоры. Однако если в стране будет работать всего пара человек из команды, у них могут быть сложности с социализацией.

Также со временем некоторые коллеги могут начать скучать по товарищам из материнской компании, тосковать по дому и родным. Это может привести к выгоранию, снижению продуктивности, рабочая атмосфера будет их угнетать. Конечно, все зависит от темперамента и склада характера сотрудника, но все равно переезд не пройдет бесследно.

Эти проблемы мы стараемся решать командировками: раз в квартал в наш индонезийский офис могут прилететь сотрудники российских юнитов, поработать удаленно, поделиться экспертизой и насытиться азиатским колоритом.

Макс Романовский, глава индонезийского офиса

Риск мошенничества и обмана

Законы и традиции новой страны будут какое-то время темным лесом, в котором легко заблудиться и встретить мошенников. Шанс обмана снижается, если пользоваться услугами проверенных компаний с хорошими отзывами от тех людей, которым вы доверяете.

Сложности с перечислением зарплаты

Сейчас Россия отключена от SWIFT, поэтому сотрудник не сможет пользоваться российском счетом за рубежом. Компании нужно продумать решения, например, предложить оформить карту в банке другой страны или выплачивать зарплату в криптовалюте (в тех гео, где это можно делать без нарушения законодательства).

Нужно время на адаптацию и устройство быта

Если в компании нет команды, которая помогает закрыть базовые потребности, то процесс запуска может затянуться. Сотруднику нужно время, чтобы прилететь, снять жилье, привыкнуть, решить первичные проблемы. Команду помощи можно собрать из сотрудников HR-отдела, который будет первое время решать вопросы с жильем, легализацией, адаптацией и др.

Выводы

Открытие офисов в других странах имеет свои сложности, и не всем компаниям это нужно.

Эта модель масштабирования подойдет продуктам, работающим в сферах с высокой конкуренцией и не имеющим всемирной известности. Таким компаниям будет сложно запустить маркетинг и продавать удаленно — есть довольно высокая вероятность, что у них будет низкий кредит клиентского доверия. Это случится не только потому, что возникнут сомнения о надежности бренда, но также из-за того, что вести отношения удобнее с локальными поставщиками.

За счет открытия офиса продажи будут строиться на личном взаимодействии с клиентами и партнерами. Значит, в деловых вопросах появится больше доверия, юридические и финансовые процессы станут проще.

К тому же, при помощи представительств можно расширить сферу влияния, найти новых клиентов, привлечь дополнительные инвестиции.

Будьте готовы, что процесс открытия офиса не будет гладким, и обязательно что-то пойдет не так. Возможно, возникнут проблемы, о которых мы написали выше, а может, вы столкнетесь с другими вызовами. Это нормально. Главное — не останавливаться и пробовать новые варианты и гипотезы.

Наверняка у вас остались вопросы после нашей статьи — пишите их в комментариях, мы постараемся на них ответить. Мы также можем проконсультировать вас в вопросе открытия офиса в новом гео. Для этого пишите нам на почту hi@gomobile.ru

3030
8 комментариев

Было сложно, стало еще сложнее, но ребята не сдаются! Красавчики!

4
Ответить

А почему именно Индонезия?

2
Ответить

Катя, привет!

Было несколько причин:
• Индонезия – крупнейшая и одна из самых быстрорастущих экономик в регионе
• уже в 2018 Индонезия была mobile-first рынком, что отлично соотносится с нашим core-бизнесом – продвижением мобильных приложений
• высокий запрос на маркетинговые услуги, и в то же время низкий уровень локальной экспертизы
• относительно низкий порог входа на рынок (стоимость и срок регистрации компании, особенности местного трудового законодательства, доп издержки, и пр.)

4
Ответить

тот еще квест! спасибо за инфу)
в каких ещё гео планируете размножаться?

2
Ответить

Пока что отпочковались в Малайзию, Мексику и Казахстан.
Пристально смотрим в сторону ЛАТАМа, Таиланда, Вьетнама и Филиппин.

1
Ответить

Как удалось влиться в местную бизнес-тусовку? И как находили первых клиентов?

Ответить

В местную тусовку легче всего попасть вместе с локалами-коллегами. Так мы, собственно, и поступили.
Если же совсем никаких контактов нет, а местных сотрудников нанимать не планируете, то стоит максимально использовать LinkedIn – добавляйте все +/- релевантные контакты и пишите им в холодную.
Как ни странно, многие охотно отвечают и не прочь созвониться/встретиться.
Как говорится, работа работой, а от бесплатного обеда редко кто отказывается :)

2
Ответить