Почему компания переходит от «семейной обстановки» к стандартам и бюрократии

Спокойная «объяснялка» для недовольных сотрудников

Почему компания переходит от «семейной обстановки» к стандартам и бюрократии

Типичная ситуация: человек работает в штате какой-нибудь небольшой и уютной компании. Вечерние посиделки с пиццей и XBOX прилагаются. Отношения в коллективе человеческие, лояльные, на мозги не капают.

Но компания растет. Начинают появляться какие-то раздражающие инструкции. Сотрудников просят работать только через СRM-систему или тайм-трекер. Появляются штрафы за опоздание. Заводится какой-то зануда-финансист, который ходит и все считает, задает неудобные вопросы. И порой может даже поспособствовать, чтобы где-то обрезали бюджет или кого-то уволили.

В общем, ламповая атмосфера начинает превращаться в бездушную корпоративную бюрократию. Люди недовольны, работают хуже, думают увольняться или открывать «что-то своё». Говорят:

— Мы сюда пришли, потому что тут было круто… а теперь стало, как и везде.

Или говорят (если фирма и до перестройки показывала относительно неплохие показатели по деньгам):

— Жадность порождает бизнес.

Мне кажется, тут есть некое недопонимание. Интересно об этом поговорить.

Зачем

Я переживал такую историю на своем опыте как минимум один раз. В 2013 году агенство, в котором я работал, выросло с ~25 до ~60 человек. Мы тоже начали проходить через бюрократизацию (ничего нового под солнцем) и я помню, как корежило и меня лично, и коллектив.

Но в 2017 году я попробовал тащить свой маленький бизнес и с тех пор подобная перестройка меня не удивляет. Можно быть хорошим и востребованным специалистом в штате или фрилансером-одиночкой, уметь себя организовывать, выстраивать тёплые отношения с клиентами. Но когда ты пробуешь вырасти еще на порядок — перед тобой встают вопросы другого характера.

Это не про жадность

А. Предприниматели (о которых мы точно знаем, что они хорошие люди и изначально не про жадность и эксплуатацию) становятся более чёрствыми и уходят в построение системы потому, что как раз сталкиваются с человеческой ленью и нестабильностью в более широком масштабе.

В 2017 году мой знакомый, который до этого 10 лет был отличным специалистом-одиночкой, а потом создал бурно растущий бизнес, поделился своим огорчением:

— Я думал что если даешь человеку возможности и зарплату, то можно на него положиться и заниматься своими делами. К сожалению, нет. Определенный процент людей стабильно ленивые.

Добавлю еще про талантливых, но эмоциональных ребят. Или про «звезд»: ушел важный сотрудник из компании, на которого было завязано много процессов и контактов — все обвалилось на неопределенный срок.

Ну а люди все-таки делают бизнес не для того, чтобы жить в бесконечных авралах. Как минимум, если постоянный невроз в кайф самому предпринимателю, то это рано или поздно задолбет его семью. Дочке хочется сходить с папой на ёлку, а не чтобы папа опять срочно понесся разруливать какие-то проблемы в бизнесе.

Поэтому в какой-то момент просто стабильная и предсказуемая эффективность компании, унификация и взаимозаменяемость становится для предпринимателя очень важной.

И поэтому приходиться строить стандартизированную систему мотивации и проверки эффективности. А не нянчиться с каждым сотрудником индивидуально.

Если сотрудник показывает внутри этой системы хорошие результаты — он может подняться на следующий уровень, стать руководителем или управляющим партнером.

Б. Стабильная и предсказуемая эффективность компании важна для инвесторов и франчайзеров. Мало кто будет вкладывать серьезные деньги в аморфную «семейную обстановку», не видя чётких цифр.

В. Люди стареют, устают, у них появляются дети. А аутсорсинг, как писали в другой статье на vc.ru — это как пороховая бочка. Сегодня проект есть, завтра нет.

Поэтому многие рано или поздно уходят в продуктовую модель — делают что-то, что можно один раз произвести, а потом тысячу раз продать. Для этого тоже нужны отлаженные процессы.

Г. И напоследок — делать «своё» не так весело, как кажется. И когда тебе надо заплатить зарплату коллективу из 30 человек, при этом Вася заболел, Коля не в настроении, а сроки по договорам проходят и клиенты наседают в Скайпе — приходится все как-то оптимизировать, сокращать, переделывать, пытаться прийти к стабильности, иначе сойдешь с ума.

В Фейсбуке красиво пишут про бизнес-успехи, но мы все же живем в условиях нестабильной экономики, а на 2019-й год некоторые аналитики обещают новый мировой кризис.

Философский камень

Естественно, есть исключения из правила. И буду благодарен за указания на ошибки в выводах.

Мне пока что кажется, что над вопросом «как построить хорошую, понятную и при этом комфортную для всех систему» — то есть, чтобы и про бизнес, и «для души» — думают многие. Если кто-нибудь разработает готовый рецепт, то наверное, он станет очень богатым человеком

В конце-концов, опять же, вряд-ли определенная доля классных и умных людей — уверен, вы таких знаете — делает бизнес для того, чтобы построить клетку и держать там других людей в ежовых рукавицах.

Хочется работать с единомышленниками, хочется доверять, хочется быть добрым. Хочется, но не всегда получается.

Ключевая мысль: если вы работаете в штате и ваша компания сейчас переживает такой переходной период — это не обязательно означает, что вас хотят «прижать к ногтю», а директору срочно нужен новый Мазерати. Возможно, вы просто не видите всей картины. Будет лучше, когда у вас будет собственный опыт построения бизнеса и разрешения всех этих противоречий.

1818
68 комментариев

Статья выглядит как оправдание) Ну, получилась еще одна говноконтора, ну, не шмогла я, не шмогла

5
Ответить

как же в свое время я облегченно вздохнул, когда мы несколько лет назад перешли в разряд "говноконтор", установив дактилоскопические датчики учета рабочего времени и нас покинули несколько человек, которые не вынесли такого "издевательства" над их видимо утонченной душевной ориентацией и ориентированностью на ту самую ламповость

5
Ответить

а с чего компания с выстроенными процессами стала говноконторой?

для того, кто в счет былых заслуг напрягаться не хочет да, неуютно.

1
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Уж не про Эппол идет речь?

Ответить

Очень хороший текст, считаю. Для меня то, о чем пишет автор, очевидно. НО! У меня большой опыт работы, в том числе в больших компаниях и опыт руководства людьми. Можно обойтись без учета рабочего времени и прочей учетной лабуды. Оставив учет лишь по задачам. Вот задача, вот сроки, вот план, вот факт. CRM только в помощь. При такой постановке дела средним руководителям нужно много работать с персоналом- ставить задачи, проверять, помогать. А не следить, кто когда ушел-пришел. Интенсивность труда в течение дня или недели не одинаковая. Сегодня человек ушел раньше, в театр пошел или на свидание, а с утра в предвкушении он уже подвигов насовершал. И этот подход работает.

6
Ответить

"Вот задача, вот сроки, вот план, вот факт" - не руководство, а сказка какая-то. подумал, вот мне бы так :) то, что вы описали, часто даже офиса не требует - из дома можно работать. вот только не у всех так возможно. так могут наверное работать программисты над новым проектом с четким тз, наверное так могут менеджеры на холодных звонках с расчетом конверсии. но вот в моем случае более чем у половины людей больше чем половину времени занимает обычная неавтоматизируемая рутинная текучка. у менеджеров - прием звонков, составление и правка разного рода торговых и контрактных документов, у аналитиков - непрерывный расчет и совершенствование товарных запасов, у маркетологов - непрерывные маркетологические исследования и коррекция цен под рынок. нет у них никакого плана и, беда в том, что и быть не может. есть просто или ответственность делать работу хорошо или безответственность.

1
Ответить