Анатолий Левенчук в программе Школы системного менеджмента выделяет четыре роли для созидателей-инженеров, меняющих мир к лучшему и, в целом, соответствующие им четыре роли менеджеров, развивающих организацию, которая меняет мир к лучшему. И если на них посмотреть, то можно увидеть, что они соответствуют четырем ролям развития общественной системы разделения труда, выделяемых Петром Щедровицким. А также четырем стилям управления Ицхака Адизеса. Все это не означает прямого заимствования, и даже не означает переосмысления для разных применений. Дело в том, что что эти роли соответствуют руководству в четырех культурно-ценностных конструктам, на которых основано современное индустриальное общество. И эти концепты пронизывают всю современную культуру, включая книги и учебники, и потому неизбежно проявляются при систематизации. Разберем это подробнее.
Со спиральной динамикой эти роли как-то связаны?
А, вижу, конец статьи как раз об этом
В публикации ссылки на статью на FB есть комментарии Анатолия Левенчука и Петра Щедровицкого, объясняющих и дополняющих свои схемы, с иллюстрациями. Я их перенес на свой сайт https://mtsepkov.org/4orgroles там же есть ссылка на пост (я не очень понимаю, как сюда вставить длинную ссылку).
Пояснения Левенчука вполне понятны. В них я увидел, что принципиальных различий между визионером и бизнесменом, между архитектором и оргархитектором и т.п. нет. Для этого достаточно осознать, что организация - это тоже продукт, который удовлетворяет потребности заинтересованных лиц - собственников, и т.п. Так что можно смело 8 делить на 2 = 4 роли.
По поводу Адизеса. Мне видится, что Предприниматель и Интегратор соответствуют Визионеру и Архитектору, а Производитель и Администратор - Бизнесмену и Орг-архитектору.
А в чем разница между "внешним" и "внутренним" миром организации?
Внутренний мир организации никому не интересен сам по себе. Все драйверы организации находятся вовне - это владельцы, сотрудники, поставщики, партнеры. В этом смысле менеджеры, улучшая процессы организации, тоже создают "внешние" продукты для этих стейкхолдеров. Сама же организация призвана лишь увязать интересы всех стейкхолдеров, достигая максимально возможной степени синергии между ними.
Сотрудники - они внутри организации, выполняют процессы. И есть много примеров, когда эти процессы начинают менять не для того, чтобы организация создавала лучший продукт, лучше удовлетворяла клиентов, а исходя из представлений о некотором совершенстве, каких-то идеальных представлений. Рефакторинг архитектуры софта потому что эти шаблоны "более правильные". Выстраивание процесса согласований документов, потому что "правильно всех заинтересованных спросить", без оглядки на продолжительность и стоимость процесса согласований, и так далее. Совершенствование процесса обучения исходя из представлений об идеальном процессе и идеальном поведении учащихся, без оценки результатов обучения.
Можно сказать, что это - еще и проявление дихотомии T-F у Майерс-Бриггс, а не только ось Результат-Процесс у Адизеса.