Зачем редактору хвалить авторов и как в этом не налажать

За пару дней я оставила штук 20 комплиментов авторам, с которыми работаю. Наивно верю, что это помогает авторско-редакторской команде работать слаженнее и без влажных платочков в кабинете психолога. Но даже тут есть правила: за что хвалить и как, чтобы оставаться редактором, а не превратиться в подружку по переписке.

Привет, меня зовут Надя. Я редактирую тексты для бизнеса и пишу о них в своём блоге в тележке. Поделюсь, как эмпатия, нежность и любовь делать комплименты помогает в работе с текстом и расскажу, когда редактору нужно остановиться и перестать петь хвалебные оды в комментариях.

Как действует команда

Работа авторско-редакторского коммюнити выглядит примерно так: редактор получает задачу от клиента или главреда и готовит по ней ТЗ → автор забирает задачу у редактора, а позже возвращается с драфтом на проверку → редактор указывает на ошибки, и автор уходит дорабатывать.

Последний пункт повторяется, пока редактор не скажет «ок, забираю». Перед этим автор может принести текст дважды, трижды, а иногда даже десять раз — на каждый из них редактор оставит свои комментарии и правки.

Мой личный рекорд — 9 итераций и 250+ комментариев к статье.

В каждом комментарии автор видит: «Вот тут надо не так, а вот так, переделай», а читает, как «Ты ваще ничего не знаешь, кто тебя только на работу взял». Это демотивирует, расстраивает и точно не добавляет нежных чувств к редактору. Скорее, наоборот, автор начнёт вздрагивать от каждого нового уведомления о новом комментарии. Чтобы до этого не дошло, редакторы [хорошие] разбавляют комментарии об ошибках похвалой и маленькими комплиментами.

За что нужно похвалить

Конечно, мы не хвалим за красивые глаза и не наваливаем комплиментов за котика на аватарке. Мы хвалим удачные решения в тексте, чтобы автор увидел, насколько они удачные и смело использовал дальше.

Чужая анонимность и мораль не разрешают мне показывать больше, придётся поверить на слово, что они были
Чужая анонимность и мораль не разрешают мне показывать больше, придётся поверить на слово, что они были

6 поводов похвалить автора между комментариями:

  • Автор принёс драфт, который почти не требует работы редактора. Например, редактору нужно только поправить пару слов, оставить комментарий к неказистой формулировке и уйти по своим делам. Автор сделал свою работу так хорошо, что редактор почти не нужен — скажите ему об этом.
  • Автор привёл очень показательный пример, который будет понятен целевой аудитории. За такое тоже стоит хвалить, особенно, если пример неожиданный и всамомделишно уникальный.
  • Автор нашёл отличное решение, как сделать текст лучше. Тут может быть всё что угодно: удачная нативная рекомендация, уместная шутейка или клёвое описание продукта.
  • Автор прокачался в своих скиллах. Например, пришёл к редактору откуда-то из недр бирж с базовыми знаниями копирайтинга, а спустя месяц превратился в настоящего автора среднего уровня, которому не страшно давать задачи.
  • Автор учёл комментарии и правки прошлых текстов. Если автор не допускает одинаковых ошибок или хотя бы со всей силы к этому стремится — он умница, напомните ему об этом.
  • Автор сделал то, о чём его не просили. Например, принёс статью раньше срока, задизайнил иллюстрации на скорую руку или набросал в статью таблиц. Не воспринимайте это как должное, а дайте ему понять, что вы заметили это и оценили.

А я, как не самый внимательный редактор на планете, дополнительно хвалю своих авторов, когда они замечают то, что пропускаю я. Это может быть неактивная ссылка или ошибка в брифе, а может быть новое предложение к тексту, о котором я даже не думала. Но я, как и авторы, учитываю «правки» и работаю над ними.

За что хвалить не стоит

Выискивать причины и выдавливать из себя похвалу и лесть не нужно. Да, возможно, автор расстроится меньше, но мотивацией точно не запасётся, а текст надо дорабатывать.

Например, редактор и автор дошли до первого этапа комментариев. Статья объективно слабая, но настойчивый редактор ищет, за что бы зацепиться, чтобы не травмировать нежную авторскую натуру. В ход идёт всё: от «вау, ты выбрал такой крутой шрифт» до «статья хороша, но надо всю переписать».

Сообщения — наглая постанова, потому что я не найду такие в своих архивах
Сообщения — наглая постанова, потому что я не найду такие в своих архивах

Не нужно хвалить за хорошую работу, если автор не сделал ничего особенного, а скромно прошёлся по ТЗ. Не стоит хвалить за уместный пример, если в тексте «воздушное, как облако, безе». Не нужно хвалить за пластмассовые иллюстрации, которые решил предложить автор, хотя вы сказали, что работаете с иллюстратором.

Вместо того чтобы тратить время и искать в слабом тексте хоть что-то хорошее, придумайте, как быстро решить проблему, чтобы не просрать дедлайн. Если время в запасе ещё осталось, можно объяснить автору глобальную ошибку и отправить додумывать. Если времени меньше, можно расписать несколько общих комментариев к разделам. А если дедлайн уже завтра, то, во-первых, редактор вы не очень ответственный, а во-вторых, лучше обсуждать проблему голосом и редачить вместе.

Вживую обсудить и решить проблему получится быстрее и без лишних конфликтов
Вживую обсудить и решить проблему получится быстрее и без лишних конфликтов

Когда редактору пора остановиться

Вот нежный редактор нахвалил своего любимчика-автора: и в комментариях ему самооценку погладил, и в личку комплиментов насыпал, а ещё и главреду рассказал, какой он умница. Всё закончится хорошо, если обе стороны умеют разделять личное и рабочее.

Но если от редакторских хвалебных песен, которые нежно ласкают ушки, у автора взлетит самооценка и так высоко, что унесёт с собой крышу — начнутся проблемы. Как минимум появятся постоянные споры в комментариях, а как максимум — требования поднять зарплату в 10 раз и давать в работу только «интересные» проекты. Ессесна, всё будет сопровождаться обоюдным хейтом и тонной недопонимания.

Поэтому если замечаете, что автора немного заносит, лучше остановиться и спокойно обсудить проблему — до того как она превратится в катастрофу.

Если понравилась статья — добро пожаловать в тележку. Там ещё больше об авторско-редакторских отношениях, текстах и всём, что рядом. А ещё пёсики, пилон и мемы.

Вопрос ко всем причастным. Авторы, часто получаете комплименты к работе от редакторов? Редакторы, не забываете хвалить авторов?

2929
46 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Кстати, нет. У нас много и мальчиков, и девочек. "Она" в последней фразе относится не к "автору", а к "проблеме"
сам автор катастрофу не устроит - к ней приведёт именно проблема в коммуникации между автором и редактором
а половых различий во взаимодействии у нас не наблюдала, я, например, одинаково общаюсь и с девушками-авторами, и с парнями-авторами

3
Ответить

Крутая статья! Сразу захотелось поработать с редактором))

1
Ответить

у меня, кстати, есть варианты :D
Ну, или смогу найти

2
Ответить

За сутки вторую статью сохранил себе в Избранные, и обе на сходите темы )) Понимание психологи посетителей и авторов — дорогого стоит.
(не хвалю)

1
Ответить

А почему не хвалите? Не за что?
Но как же приятно, что сохраняете, спасибо!

1
Ответить

Я обычно не ищу специально, за что бы похвалить автора. Если увидел в статье что-то, что прям хорошо, напишу. Если увидел что-то, что надо переделать, тоже напишу.

Прям к каждой работе «ты молодец» не оставляю, кажется, это лишнее

1
Ответить