Как привлекать творческих сотрудников креативной атмосферой и корпоративной культурой. Мой опыт

Команда из творческих людей — хрупкая субстанция. Руководителю важно так выстроить связи в ней, чтобы получился прочный скелет. А потом занять место мозга и управлять полученным организмом.

Как привлекать творческих сотрудников креативной атмосферой и корпоративной культурой. Мой опыт

Когда я начинала свой бизнес, я очень много читала, ходила на тренинги. Внедряла то, что считала полезным или чему верила. Пробовала, смотрела на результат и корректировала.

От этих экспериментов моё брендинговое агентство «Андва» потряхивало в разные стороны. Кто-то уходил, уходили по-разному. Одна девушка ушла к инспектору по труду. Другие пробовали увести клиентов, параллельно начать свой бизнес. Большинство уходило по-хорошему, мы могли рекомендовать друг друга. Некоторых клиентов, для которых наши услуги были дорогими, я отправляла к нашим бывшим дизайнерам. Иногда просила не говорить, что от меня.

Я к чему это всё? Я перепробовала разные инструменты управления и нащупала свой, работающий. Сформулирую его принцип работы в несколько правилах, которыми я пользуюсь ежедневно.

Правило первое: помнить, что вокруг — творческие люди

Мы работаем с творческими сотрудниками, в этом есть своя специфика. Дизайнеры и копирайтеры в большинстве своём — нежные интроверты. Яркие и смелые растут в арт-директоров, маркетологов, редакторов, в свой бизнес.

Жёсткий менеджмент с такими людьми не применим.

Скажете, а как же без жёсткого менеджмента соблюдать дедлайны?

Я нашла только один способ. Нанимать ответственных. Это не понять на собеседовании — там все хорошие. Ответственность проявляется только в деле.

Безответственным творческим человеком сложно управлять. Поэтому в «Андва» я ищу таких людей, которые не сильно нуждаются в управлении.

Мозгоштурм на диване — это всегда весело
Мозгоштурм на диване — это всегда весело

Моя задача обеспечить:

  • территорию;

  • понятный бизнес-процесс (а он поначалу ни фига не понятный);

  • оборудование и ПО;

  • разбор полётов;

  • простые человеческие разговоры про жизнь;

  • развитие;

  • поддержку.

Потому что если с нежным обойтись жёстко, то сотрудник вылетит на 3 дня из ресурсного состояния. А это 24 трудочаса. Просто нерентабельно.

Проблема, которая мешает работе и развитию — всеобщая неуверенность в себе.

Смотрите: в школе нам прививают страх ошибки и наказывают оценкой. В вузе ты привыкаешь сдавать проекты и рефераты с умным видом, ничего не понимая. Низкая оплата учителей и преподавателей обеспечивает очень разнородный состав наставников — профи в нём попадаются всё реже и реже. Практики не идут на зарплату в 250-400 ₽/час. Чтобы провести этот час, надо лекцию подготовить, домашку придумать и выдать, а потом ещё и проверить.

С поддержкой мамы-папы — как повезёт. Я сама — не поддерживающий родитель, по заявлению детей. Я не готова поддерживать деградацию. И у меня завышенные требования. Поэтому старший в 18 съехал на съёмную квартиру и как-то самостоятельно живёт, что меня очень устраивает.

Если после всего этого образования и строгих родителей человек попадает на работу, где начальник орёт, клиент обесценивает и коллеги издеваются, то ни о каком творчестве речи быть не может.

Творчество развивается в совсем противоположной среде. Ты не боишься сказать глупость, ты можешь «думать об коллегу», и он подскажет. Ты не стесняешься показать вариант арт-директору, потому что он скажет, что улучшить. А не процедит через нижнюю губу: «Какой ужас, всё переделывай».

Буклет пришёл из типографии, надо всё проверить! 
Буклет пришёл из типографии, надо всё проверить! 

Уверенность добавляет похвала, одобрение авторитетных коллег, которые круче тебя. И рефлексия, постоянное улучшение и удивлённый взгляд на свой рост.

Это всё работает при условии, что сотрудник готов принимать похвалу и конструктивную критику, предложения и чужие идеи по улучшению.

Правило второе: конструктивно давать обратную связь

Для того, чтобы люди принимали критику без сопротивления, я специально училась давать обратную связь. Корректно, без обесценивания и оскорбления, конструктивно.

Сначала я хвалю за всё хорошее, что вижу. И мне это сложно, поверьте. Ибо я негативщик.

Сначала я вижу, что не так. Поэтому на практике я не всегда успеваю начать с позитива. Ввожу это в привычку и получается чаще и чаще.

Итак, начинаю с хороших сторон. Потом показываю, что не так и поясняю почему. Всё это надо делать спокойно и вежливо.

Худсовет в «Андва», смотрим, что улучшить в эскизах к «Норвежскому лесу». Итог см. ниже.
Худсовет в «Андва», смотрим, что улучшить в эскизах к «Норвежскому лесу». Итог см. ниже.

Приведу реальные примеры.

Саша, ты сделал прекрасную работу. Она хороша с дизайнерской точки зрения. Новаторская, лаконичная, стильная, в тренде. Я б её на выставку отправила. Но наш клиент не примет этот вариант, ибо он продаёт по средней цене и целевая аудитория очень широкая. Большинство покупателей — консерваторы. А продукт новый и выглядит очень дорого. Такой упаковкой мы вводим покупателя в заблуждение. Давай оставим этот вариант для контраста, но сделай ещё один попроще, пожалуйста.

Начинающему дизайнеру

Ты молодец, что сделал логотип с минимальными усилиями. Продавать чужие логотипы по цене разработки тоже надо уметь. Но смотри: мы тебе передаём опыт, ценные знания людей, которые работают давно и продают дороже. И ты мог бы получить очень многое, если бы делал сам. Получить удовольствие от появления интересной идеи, кайф от реализации, обратную связь по улучшению, новые навыки. Твой потенциал был бы реализован — а так он не раскрылся. Этим ты обесцениваешь себя и труд коллег. Даже то, как ты презентуешь, показывает твоё отношение к работе. А ты можешь больше, это видно.

Ленивому студенту

На острых косяках я не всегда так приятна, как описываю. Могу сорваться и надавить, а в редких случаях наорать. Но с годами тренировок эти ситуации встречаются всё реже.

И знаете — команда подхватывает и поддерживает такую среду. Им комфортно. Мы хвалим друг друга. Можем спокойно разобрать и улучшить. А все косяки приводят к изменениям. Люди сами их видят, предлагают в следующий раз сделать по-другому.

Правило третье: извлекать выгоду из ошибок

Ещё пример.

Разрабатываем новый бренд. Презентуем каждый этап. Выбрали позиционирование с первого раза, нейминг со второго. Эти этапы презентовала опытная Женя, которая умеет хорошо говорить, у неё большой опыт преподавания и публичных выступлений, она подробно объясняет.

Приступаем к логотипу. Этот этап презентует дизайнер, мягкая и стеснительная девушка. Логотипы классные, но презентацию не дожали. Мы не очень уверенно вели себя. Показали 5 вариантов. А клиенту не хватило примеров носителей. И он отказывается от заказа: «Какие-то начинающие дизайнеры делали логотип». Представляете, как нам важна уверенность в себе, чтобы правильно презентовать лого на носителях клиентам-недизайнерам?

Нам всем неприятно, возвращаем клиенту деньги. Но думаем: а как в следующий раз сделать лучше? Я вижу, что всем неприятно за слив заказа. Надо ли давить в этой ситуации? Я не стала. И ребята сами изменили подход.

Добавляем в презентации другим клиентам разные фишки. Экспериментируем. И через год получается.

Мы посвятили один внутренний мастер-класс разбору этой неудачной презентации. Она была записана на видео, мы пересмотрели и сами свои ошибки увидели. Провели ретроспективу процесса «Презентация идей заказчику». Это был очень полезный для развития отказ.

Таких ошибок и отказов много у студий и дизайнеров. Вопрос, что с ними делать. Можно обидеться на заказчика, сказать, что он ничего не понимает, а я крут. И вы будете правы. Но это не развивает. А можно посмотреть через боль и увидеть точки роста.

Правило четвёртое: концентрироваться на силе

Вы знаете, когда я на собеседовании задаю вопрос:

— Расскажи про свои личностные качества. Что у тебя сильное, а в чем бы ты хотел прокачаться?

— большинство соискателей начинает рассказывать про свои слабости. Хотя я не просила. Люди не ищут свою силу, занимаются самоедством и не прокачивают уверенность в себе. А это важный софт-скилл.

Я смотрю на команду, на наши суммарные возможности и концентрируюсь на тех услугах, что мы делаем круто. На это делаем упор на сайте и в переговорах. И честно скажем, что мы не юристы, и регистрацией товарного знака заниматься не будем, но можем посоветовать патентное бюро. К нам за творчеством, за текстами и визуалом:

Как привлекать творческих сотрудников креативной атмосферой и корпоративной культурой. Мой опыт
Как привлекать творческих сотрудников креативной атмосферой и корпоративной культурой. Мой опыт
Креативная рекламная компания ЖК «Норвежский лес» для застройщика «КОМОССТРОЙ»
Креативная рекламная компания ЖК «Норвежский лес» для застройщика «КОМОССТРОЙ»

Правило пятое: не оставлять «подрывных» сотрудников

Вернемся в рассказ про атмосферу в коллективе. Понятно, что тон задаёт руководитель, но формируют среду сотрудники. И если я наняла новенького, то просто наблюдаю, какой вклад вносит он. Если сплетни и пересуды, обсуждение за глаза, нытьё и истории «почему не получилось» — лучше расстаться как можно быстрее.

Бывает, что человек — хороший дизайнер, но не слышит коллег, срывает срок, подводит менеджера, невнимателен к правкам клиента и т. д. Если потенциал хороший — веду беседу. Первая, вторая беседа — ничего не меняется. С большой вероятностью уйдёт сам, ибо неуютно слушать такие беседы. Или придётся уволить.

Рассказывала три года назад про то, как мы нанимаем дизайнеров, сейчас ещё фильтров добавилось. Кстати, у нас и вакансий добавилось.

Правило шестое: оплата за результат

Атмосфере в коллективе помогает сдельная оплата труда. Когда выгодно работать с минимумом правок и косяков, брать более сложные заказы. Остаются сильные, т.к. они начинают хорошо зарабатывать, заметно выше среднего. Слабые уходят сами и пишут отзывы, что в Андва маленькая зарплата. Получается саморегулирующаяся система. Но нет стабильности и гарантий.

Правило седьмое: вдохновлять и поддерживать развитие

Когда-то я одна в студии предлагала выступать, преподавать, выходить в люди и писать полезные статьи. И никому это было не надо и не интересно.

А мой ресурс ограничен.

Но постепенно пришла какая-то новая молодёжь, которым многое по кайфу. Или даже не по кайфу, но давай попробуем.

Начали мы с внутренних мастер-классов. Первый провела я, а потом составили расписание. Пока без всякой системы, кто о чём хочет рассказать. Некоторые мастер-классы вывели во внешнюю среду.

Мастер класс по леттерингу от дизайнера Леры Платовой
Мастер класс по леттерингу от дизайнера Леры Платовой

Пошли по рукам. Сначала выступали бесплатно для ВУЗов, делали бесплатные стажировки, тренировались. Поняли, что можем создавать образовательную среду, где начинающие, те кто хочет развиваться, получают результат и кайф от процесса.

Марина и Соня выступают для студентов УдГУ
Марина и Соня выступают для студентов УдГУ
Студенты УдГУ презентуют идеи
Студенты УдГУ презентуют идеи
Я присоединилась попозже, а процесс уже кипит в «Точке кипения» УдГУ
Я присоединилась попозже, а процесс уже кипит в «Точке кипения» УдГУ
Даже подарок получила и грамоту за мастер-класс, который не проводила. А Соня и Марина заслужили, вон какие счастливые.
Даже подарок получила и грамоту за мастер-класс, который не проводила. А Соня и Марина заслужили, вон какие счастливые.

В прошлом году этот навык начал монетизироваться. Один местный ВУЗ заказал курс с видеозаписью. Выступили почти все сотрудники Андва, а 70% студентов сдали проект. Это высокий процент для среднего профобразования.

Это я провожу разные лекции в МВЕУ, скрины с видео
Это я провожу разные лекции в МВЕУ, скрины с видео

Начали проводить платные стажировки. Собрали более 30 желающих. Будем продолжать.

Веду онлайн-стажирову на 32 человека.
Веду онлайн-стажирову на 32 человека.

С этими выступлениями мы даже завели канал на ютубе. Выступаем сами и и приглашаем интересных практиков. Канал растёт, а мы продолжаем. Рассказываем про свой любимый брендинг и креатив, маркетинг, продажи и личное развитие.

Есть планы упаковать курс по фирстилю и продавать, делать новые курсы. Да, это новый вид бизнеса, но я люблю всё новое.

Как привлекать творческих сотрудников креативной атмосферой и корпоративной культурой. Мой опыт

Спасибо, что дочитали, делитесь своими лайфхаками. Возможно, что мой рассказ выглядит радужно, но это мой опыт построения эффективной команды сквозь тернии и грабли.

2222
24 комментария

Вот молодёжь пошла! В рожу плюнь — драться лезет! (ц)

Шучу, конечно. Нормальная такая молодёжь )))

4
Ответить

Редкий пример 100%- ной адекватности руководителя🤣 в таком скелете, пожалуй, можно и мозг сделать коллективным и быть, например, сердцем или духом команды🙂

3
Ответить

это всё опыт, набитый шишками, непониманиями и рефлексия от своих рабочих мест. Плюс очень тщательный подбор команды. Спасибо, но я не 100% адекват, срывы бывают. Просто с опытом в них всё меньше видишь смысла.

Ответить

ага) мы классные)

2
Ответить

Можете пожалуйста объяснить кто такие "творческие люди", а кто такие "нетворческие люди"? И в чем между ними разница

1
Ответить

Любая работа, не предполагающая только соблюдение инструкций, рутинные, повторяющиеся действия - творческая.
Самый простой тест - можно ли заменить человека роботом - полностью, а не часть операций.
P.s. не путаем с творческой работой простой бардак и неорганизованность процессов, когда одно и то же все делают по-разному и обычно неправильно.

3
Ответить

Сергей, творчество есть в любой профессии. А в наших очень много. У нас брендинговое агнетство, работают креаторы, дизайнеры, копирайтеры и каждый второй заказ предполагает придуманную идею, а не просто вёрстку по брендбуку.

1
Ответить