Всё, что вы должны знать про оценки и отзывы на Яндексе

Недавно читал на Яндекс-Картах отзывы. И, да, объективных отзывов очень мало. "Отбеливание" организаций поставлено там на поток. Вам нужны доказательства? Их есть у меня!

Казалось бы, нормальная организация? (лично у меня к организации претензий нет, просто надо же какой-то пример взять?)

Скриншот из Яндекса.
Скриншот из Яндекса.

Вроде всё нормально: средняя оценка почти 4 (3,9), 187 оценок, 123 отзыва (красивое число!), "проверены Яндексом". Но дьявол, как говорится, в деталях.

Вот эти детали:

Всё, что вы должны знать про оценки и отзывы на Яндексе
Всё, что вы должны знать про оценки и отзывы на Яндексе
Всё, что вы должны знать про оценки и отзывы на Яндексе
Всё, что вы должны знать про оценки и отзывы на Яндексе

Хм... Вроде и "в деталях" всё более чем хорошо. Но давайте посмотрим на другие детали. На детали профилей тех, кто пишет эти самые отзывы.

  1. Большинство "отличных" (5 звёзд) и "хороших" (4 звезды отзывов) от людей без фото своих лиц (вот вам 24 последних отзыва с 5-ю звездами):

2. Некоторые из отзывов оставили люди с закрытыми профилями: белые имена на скриншотах, например, вот эти:

Всё, что вы должны знать про оценки и отзывы на Яндексе

И мы не можем посмотреть, какие ещё отзывы оставили эти пользователи (ведь могу же сомневаться, что это - не реальные люди, да?). Очень странно, но среди отрицательных отзывов пользователей с закрытыми профилями не обнаружил. Да, наверняка они там есть, но мне, честно говоря, было лень и искать дальше 5-6 страницы.

3. Но когда у пользователя профиль открыт, читать его - одно удовольствие. Вот не могу пройти мимо отзывов Милы Журавлёвой. Смотрите сами:

Всё, что вы должны знать про оценки и отзывы на Яндексе

Нет, кто я такой, чтобы критиковать человека, который приобретает машину каждый месяц-другой (даже интересно стало, что с ней случилось в июне? в отпуске была?). При этом минимум один раз она покупала авто в кредит! Но и это не остановило её от следующей покупки.

Всё, что вы должны знать про оценки и отзывы на Яндексе

К сожалению, не могу сказать, что случилось с ней потом...
Но если вы думаете, что Мила как-то уникальная среди клиентов данного салона, то это - не так. Например, Татьяна Кузнецова, которая тоже покупала машины в прошлом году тоже практически каждый месяц:

Всё, что вы должны знать про оценки и отзывы на Яндексе

И, последний пример - Сергей Зубрин. Он завсегдатай автосалонов и автосервисов. Но ездит покупать машины он не только себе, но ещё жене и брату. Например, в апреле 2022 году купил с женой в "Независимости" KIA Carnival. "Недавно" (отзыв за июль 2022 года) купил в том салоне, отзывы на который анализирую, Kia Sorento (приезжал с братом). Но настоящего шопоголика не остановить! В конце ноября 2022 года он покупает жене в салоне "АвтоЛидер Варшавка" "внедорожник с пробегом". Примерно в это же время с братом приезжают в салон "Авто Эксперт" на Варшавке и покупают брату "Land Rover discovery в комплектации S". Но буквально уже через 2 недели покупают брату Мерседес "C класса". Не знаю, сколько у него братьев. Но очень рад за человека, который так часто покупает машины, хоть иногда и не себе...

4. Не буду вас и дальше мучить картинками и примерами, но у многих тех, кто не закрыл свой профиль и оставил отзывы на этот автосалон, так же можно найти положительные отзывы на автосалоны "Независимость" и "Рольф" в Химках (но в этом салоне не покупали машины, а обслуживали их). Отличительная особенность всех этих людей, которая сразу бросается в глаза: у них от 3 до 6 отзывов и все они - 5-ти звёздные.

И если вы думаете, что "герой" данного сообщения - это единичный пример, вот вам ещё парочку: "Авто Эксперт" (2369 оценок, 1575 отзывов, средняя оценка у Яндекса - 4,1) и "Автоградъ" (5213 оценок, 3044 отзыва, средняя оценка у Яндекса - 4,0).
Причём большинство, кто покупал машину в первом салоне, делал это и во втором. И дата между отзывами меньше 2 недель! Вот, первый попавшийся пример:

Всё, что вы должны знать про оценки и отзывы на Яндексе

Как правило, у этих пользователей от 1 до 3 отзывов на Яндексе.

Кстати, если вам понравилось фото Кати Филатовой, то вот тут можно скачать его в виде обоев на рабочий стол.

А зовут "Катю Филатову" - Marlen Valderrama Alvaréz.

И как, спросите вы меня, с этим бороться? А бороться с этим явлением не просто, а очень просто. Сейчас средняя оценка по больнице считается итогом от всех оценок всех пользователей. Не важно, сколько отзывов этот человек оставил, как долго пользуется Яндексом и т.д. А ведь нет ничего проще, чем ввести весовые коэффициенты, когда отзывы "старых" пользователей (которые зарегистрировались ещё несколько лет назад) будут иметь больший вес, чем тех, кто зарегистрировася буквально вчера. Плюс добавить веса для отзывов реальным пользователям Яндекса (у которых есть аккаунт и заказы в ЯндексGo или Маркете, оплаченная подписка на Плюс, карта Яндекс-Банка и т.д.), а не абстрактных "Кать Филатовых", которые зарегистрировали аккаунт, написали 2-3 отзыва и пропали.

Пока же процветает полная уравниловка в лучших традициях социализма. Чем и пользуются фирмы, компании и частные лица, которые предлагают услуги по повышению имиджа компаний на Яндексе. И это у них успешно получается. Ибо среднестатистический пользователь если и будет даже читать отзывы, после просмотра оценки компании, не будет глубоко лезть вглубь, и анализировать, кто их оставил...

"А как обстоят дела с отзывами в Гугле?" - должны меня тут спросить те, кто дочитал до этого места. А всё просто. Там простые россияне отзывы не пишут. Потому положительных отзывов там не много. Для нашего примера - аж 7 отзывов: 5 на 5 звёзд, 2 на 1 звезду. Средняя оценка полностью совпадает со средней оценкой на Яндексе - 3,9. Совпадение, как вы думаете?

Но пока оценки организациям так легко и просто накручивать явно купленными отзывами, простому россиянину придётся рассчитывать только на свою удачу и голову. И ещё немного на русский "авось".

3434
102 комментария

Отфильтруйте все положительные отзывы как мусор. На мой взгляд они не несут никакой полезной информации.

11
Ответить

Ума не приложу, чем руководствуются люди, читая положиельные отзывы. Как они себе это представляют мотивацию тех, кто их пишет?

5
Ответить

ну мне поставил 1 балл человек которого тупо не было у меня (проверить легко) и профиль у него закрыт, написал в яндекс, этим шлепкам пох вообще, ну чтож деньги у меня есть, насрать за щеку конкурентам таким же методом можно и гораздо сильнее

1
Ответить

Проблема ещё и в том, что у Яндекса бардак с отображением отзывов в принципе. Нельзя выбрать "показать только негативные отзывы", хотя казалось бы это очевидная опция.

Про то, что они удаляют негатив по первому пуку организации даже говорить ничо не буду.

Ответить

С учетом того, что отзывы влияют и на общее ранжирование, и на позиции в поиске, и на продажи - странно было бы думать, что ими не будут манипулировать.
Но объективно - антифрод там кривой. Не знаю, на чём основана фильтрация - только ли NLP и качество профиля, только это не работает. Как минимум, стоило бы фиксировать реальное взаимодействие пользователя с магазином/сервисом (визит в офлайн-точку, факт покупки). Не для всего это применимо, потому что не любой канал отследишь - но всё таки.

5
Ответить

В Яндексе (как и Гугле) очень тяжело выявить реальность клиента (даже есть задействовать гео-сервисы, где будет гарантия, что человек реально был клиентом, а не мимо проходил?).

Факт покупки тоже очень сложно доказать.

И что получается? Что с одной стороны отзывы нужны. А с другой никто не сможет доказать, что эти отзывы написаны реальными пользователями или покупателями, а не по заказу самого магазина...

Ответить

даже интересно стало, что с ней случилось в июне? в отпуске была?Аккаунт "отстаивают" дабы не словить бан за накрутку в одной тематической категории, ну по всей видимости. Возможно июньский отзыв не прошел модерацию.

5
Ответить