Кто накосячит с продвижением сайта больше — фрилансер, инхаус или агентство?

Был у нас в SEOexpert.by такой случай. Дружественный интернет-маркетолог подкинул проект: сайт фитнес-клуба. Пока смотрели проект, руководство решило заказать SEO за 30 (тридцать, Карл!) долларов в месяц. Чуть позже к нам попал чудо-аудит того самого специалиста, с рекомендациями устранить ошибки, критично важные для продвижения:

Такой технический аудит прислали через Telegram
Такой технический аудит прислали через Telegram

Всё бы ничего, только вот проверка сайта банальным гугловским PageSpeed Insights показала, что никаких ужасных угроз скорости загрузки сайта (про поведенческие факторы помним, да?) не существует — спасибо разработчикам:

Результаты проверки Google PageSpeed Insights
Результаты проверки Google PageSpeed Insights

Чем закончилась история? Компания свернула оптимизацию, даже не начав работы. И это понятно: когда формируется мнение о том, что в SEO врут все, а статья про обманы сеошников становится вирусной и вызывает ответный хайп самих же сеошников, становится не по себе.

Что остаётся владельцу бизнеса, которому нужно продвинуть сайт в поисковиках и который готов платить за SEO, читай — относительно дешёвый и постоянно растущий трафик?

Вариантов немного:

  • фрилансер
  • агентство
  • собственный нанятый сотрудник (инхаус).

И каждый из этих вариантов подрядчика по SEO плотно увит своей мифологией.

Миф #1. Все фрилансеры – безответственные школьники

Фрилансеру положено быть школьником или мамой в декрете. Он обитает на биржах и сражается то с алчностью, то с ленью, то одновременно с тем и другим: набирает кучу проектов, самоотверженно закатывает рукава и направляется бодрым шагом…Нет, не к столу, а грустить в окно и гладить котика. Затем сидит ночами за ноутом, заливает кофе прямо в мешки под глазами, срывает сроки и бронирует билеты в другой город, чтобы скрыться от разъярённых заказчиков. Может где-то в рассказе есть неточности, но нам всем так сказали.

Если очень повезёт, среди фрилансеров вам попадётся самоотверженный паренёк после курсов. Такой готов денно и нощно мониторить сайт в выдаче, поднимать позиции, закупать ссылки, писать тексты и даже подвёрстывать кой-чего в меру своих амбиций. И всё это — за сущие копейки.

На самом деле. Армия фрилансеров-одиночек настолько обширна, что среднее по больнице невозможно вычислиить. Фрилансером может быть не только школьник и мамочка, но и маститые бывшие сотрудники агентств, и (очень) дорогой эксперт уровня Деваки.

В случае опытного сеошника, для которого фриланс не временный перевалочный пункт, а образ жизни, без железной дисциплины ему не выжить. Ведь одно дело — поднять бренную тушку с постели и отправиться пить кофе и шутить с коллегами в офис, и другое — жить в вечном рабочем дне, соблюдать сроки и усаживать себя за работу, когда вокруг столько искушений / отвлечений / бытовухи.

Да и не будет серьёзный специалист ставить свою репутацию, которая его кормит, под угрозу, отправляя сайт под фильтр из-за перебора с «чёрным» SEO. В его же интересах нормально собрать семантику, поработать с технической оптимизацией, подсказать и в меру возможностей подключить внешнюю. Вычислить ошибки и исправить косяки предыдущих продвиженцев для такого сеошника тоже не проблема. И именно фрилансеры доставали сайты из-под фильтров, когда к ним побежали владельцы после обрушения позиций продвигаемых «вчёрную» ресурсов: спасибо «Баден-Бадену» образца 2017 года.

Что делать заказчику. Фрилансер — это всегда история про «работаю быстро, качественно, дёшево». Главное не жадничать и выбрать максимум 2 пункта из 3-х.

Да, демпингующий фрилансер за редким исключением вроде собственного невроза, не может быть крутым спецом. Сеошники, которые хорошо много работают, ценят своё время — отсюда и прайс. Жаль, но в обратную сторону принцип не работает: ценник на услуги может шкалить и от внутреннего «борзометра», не обязательно от компетенций.

Выбирая сеошника на удалёнке, не полагайтесь на красивое портфолио. Лучше попросите выполнить небольшое оплачиваемое ТЗ в качестве лакмусовой бумажки. Сотрудничая на первых порах, принимайте работу поэтапно и досконально проверяйте каждый кусочек. И, конечно, договор и юридически защищённое сотрудничество никто не отменял.

Миф #2. Инхаус – всё в лучшем виде и под контролем

Инхаус-решение — это когда в команду берут одного сеошника или целую команду. Как вариант, обучают сотрудника компании премудростям SEO с нуля.

Выглядит как оправданные расходы: крупным площадкам экономит силы и время на поиски плеяды фрилансеров под нескончаемые задачи, стартапам закрывает вопрос выбора агентства. Но главное — инхаус-SEO лечит тревожность: вон, свой штатный сеошник, сидит за офисным столом, работает в поте лица. В силу пребывания в офисе на фултайме мгновенно принимает задачи и тут же бросается всё исправлять. А ещё — искренне (материально) заинтересован в процветании бизнеса и чувствителен к оценкам: можно наказать и заставить переделать. Чем не красота?

На самом деле. Оставим лирику и посчитаем: оклад сотрудника, включая премии и налоги, затраты на организацию рабочего места, соцпакет. Плюс отдельный бюджет на закупку ссылок или площадок для размещения контента. Плюс софт. Плюс инвестиции в обучение, даже если это будут какие-то простецкие курсы.

Это к тому, что крутой фрилансер вряд ли пересядет в офис за плюшки, он, вероятно, уже там был и оттуда же сбежал, а переманить «готового» сеошника из профильного агентства ещё надо постараться — амбициозным специалистам скучно в компании кактуса пилить один и тот же проект годами.

Да, в то время как фрилансер или сеошник в агентстве сталкивается с разными задачами (вызовами), выходит на новый уровень дохода и собирает в копилку кейсы, которыми можно «козырнуть», штатный сеошник ежедневно пробивает потолок собственного развития и корпеет над однотипными задачами. Закономерно через какое-то время он наберёт побочных проектов и задумается о смене места работы.

Другая проблема — как оценить уровень инхаус сеошника и убедиться, что за бодрыми отчётами и ясными глазами стоит реально проделанная работа? Многие решают вопрос элегантно: строчкой о планировании и регулярных отчётах в описании вакансии. Но это больше мантра самоуспокоения, чем реальная проверка. Для последней придётся привлекать сторонних специалистов, консультироваться или самому погружаться в тему.

Сложно, да и не слишком рационально организовывать инхаус-отдел из одного-единственного сеошника. Все мы люди, и если такой сотрудник уволится / заболеет / переедет / сопьётся, наконец, заказчик (наниматель) столкнётся с неприятной ситуацией: из проекта уходит человек, на котором держится всё SEO.

Да и ресурсами одного сеошника сайт в выдаче особо не поднимешь. Наверняка понадобится что-то верстать, править на сайте, рисовать, писать тексты и прочее.

Что делать заказчику. Инхаус-решение оправдано, только если компания крупная и может позволить себе сформировать полноценный отдел из нескольких сеошников, копирайтеров, программистов и других специалистов. В этом случае уход одного специалиста не положит на лопатки весь проект.

Перед тем, как стать на путь «выращивания» специалиста внутри бизнеса, ответьте себе на вопрос — готовы ли вы обучать и мотивировать сотрудника, оплачивать его фултайм и рабочее место и при этом самостоятельно контролировать ход всех работ? Если да, этот вариант вполне жизнеспособен. Если есть сомнения — делегируйте работы по SEO в качестве дополнительной нагрузки человеку, которому доверяете как себе внутри компании или рассматривайте аутсорс.

Миф #3. SEO конторы — развод для лохов

В агентства и компании, которые занимаются SEO или интернет-маркетингом, лучше не обращаться. Там работают мошенники, которые обещают вывести сайт в топ-3 прямо завтра, навязывают ненужные услуги, а по факту просто берут деньги и не делают ничего — от слова «совсем». Если позвонить или прийти, настучать по шапке и попросить реально показать работу, что-то сдвинется, но только пока заказчик выразительно вращает глазами и топает ногами на пороге. Только клиент за двери — снова в агентстве атмосфера видимости работы, шуток между чашками кофе и клепания фейковых отчётов к концу месяца.

На самом деле. Никто не виноват в таком негативном имидже SEO агентств так, как сами агентства. Потому что действительно много историй, где клиента клиента сначала запугали «критично важными» техническими ошибками и «неготовностью сайта к продвижению», а затем залюбили красивыми отчётами «успешного» продвижения и обещаниями несуществующих по факту (всегда есть третья сторона — поисковые системы), но таких желанных гарантий в SEO.

Но тут тоже работает такая штука как ошибка выжившего. Пока недовольные клиенты агентств строчат гневные комментарии, довольные молча сотрудничают дальше или меняют исполнителя.

В целом у компаний по сравнению с фрилансерами и инхаус-решениями хватает преимуществ. Это касается ресурсов: большой штат, где над проектом работает целый пул спецов, наличие качественного софта, опыт продвижения сайтов разных тематик. Но вот что и как будет делаться с конкретным проектом, it depends.

В классификации digital-агентств Светланы Ковалёвой, выделяются два вектора развития любой SEO-конторы, которая выживает на рынке спустя пару лет существования: это конвейер и бутик.

  • Крупные «поточные» агентства выживают за счёт бренда, пропускают через себя клиентов по стандартной схеме. Внимание уделяется крупной рыбе, проекты с малым бюджетом могут пылиться на полках и делегироваться стажёрам. Слои иерархии, шаблонные инструкции и высокая загруженность сотрудников ставят под вопрос степень вовлечённости сеошника в проект. На дополнительные услуги и администрирование сайта тоже рассчитывать не приходится: делаться будет (или не будет) только то, что прописано в договоре.
  • Бутики на отечественном рынке только формируется, и вряд ли прогноз будет оптимистичным. Преимущества бутикового подхода — небольшая профессиональная команда, понимание «болей» заказчика и работа на уровне внешнего отдела интернет-маркетинга, то есть далеко за рамками «чистого» SEO. Но при заявленном внимании к каждому проекту, малом штате и стремлении ограничить количество клиентов и закрывать проекты на длительный срок, бутикам сложно найти клиентов, которые готовы оплачивать весь этот банкет — а найдя, объяснить, за что такие деньги.

Что делать заказчику. Ситуация с историями о фейковом продвижении выправится только когда заказчики будут лучше разбираться в интернет-маркетинге и смещать акцент с внешней бутафории и цифр в отчётах на реальный измеримый результат. Не поленитесь перед тем, как нести деньги за SEO в агентство хотя бы проверить через Яндекс.Вордстат, насколько ваши товары / услуги востребованы в поисковых системах. Отдав проект а компанию, не спешите выдыхать: самостоятельно посматривайте хотя бы позиции сайта в выдаче, просите доступ в аналитику, оценивайте рост трафика и выполнение целей. Помните, что если работа будет делаться, вы это увидите своими глазами, и не через годы, а через пару месяцев.

Итого

  • Выигрывает тот заказчик, который разбирается в основах SEO, знает, зачем ему поисковое продвижение и как оно должно работать.
  • Среди фрилансеров есть специалисты экстра-уровня, которые никогда не будут работать в агентстве. Но если вы хотите делать SEO дёшево и сердито, придётся шарить в шапке фокусника долго, надеясь нащупать уши.
  • Инхаус хорошо подходит для крупных компаний, сайтов-агрегаторов и магазинов. Если ваш бюджет подразумевает найм (и, возможно, обучение) только одного сотрудника, лучше отдайте SEO на аутсорс или делегируйте надёжному сотруднику / партнёру.
  • Выбрать хорошее агентство — непростая задача. Присмотритесь к небольшим компаниям, которые не дают блестящих обещаний, но будут выполнять все обозначенные работы, и результат будет вам очевиден.
  • Если не уверены, что ваш сайт реально продвигают, обратитесь за аудитом. Мнение со стороны укажет на слабые места проекта и ошибки в работе вашего сеошника. SEO аудит проводят многие компании, включая нашу — обращайтесь :)

А кому вы доверили SEO в своей компании?

1515
51 комментарий

Да очень сложно кому то доверять в принципе-к сожалению конечно.Очень много обмана, непрофессионализма и пофигизма в этой сфере деятельности.И цена вопроса-тут не гарантия результата.Надоело наступать на грабли в этом поиске-занимаюсь сама.Хотя каждый должен заниматься своим делом!!

3
Ответить

Я вообще понять не могу, как заведение отдало продвижение мальчику с улицы за 30$. Это как? Люди ещё верят в такие сказки?

2
Ответить

на сегодняшний день такая проблема во всех сферах нашей жизни. все ищут "своего" врача или автослесаря. я до сих пор не могу найти толковую бригаду строителей на дачу родителям!

1
Ответить

астрологи объявили неделю раскрытия темы "Инхаус в SEO" ;)

1
Ответить

У знакомой небольшой бизнесс букетов цветов. Как то посетовала, мол сайт толку не приносит, ни одного клиента с него не видела. Естественно ниша "сильная". Но заинтересовало не это, а то, что говорит "ваше сео бесполезно". Оказалось наняла какого то фрилансера за 15000 руб в месяц и платила ему год. Тот кормил обещаниями. Я решил глянуть, что он там делает. - На сайте ни одного тайтла, дискрипшена, нет никаких текстов, h1 почти везде один и тот же. ) Дальше смотреть не стал. Вот такие у%@$дки обманывают людей, а потом мы удивляемся, откуда весь этот негатив. И мне порой кажется, чаще этими аферами занимаются вчерашние неудачники смм-ники. Эти могут...

2
Ответить

А почему Вы сразу не сказали своей знакомой, что за 15000 руб не может быть SEO, тем более в нише цветы?

Ответить