Контроль качества работы отдела продаж - система управления и анализа. Как контролировать сотрудников и менеджеров?

Как добиться от менеджеров по продажам высокой эффективности и выполнения плана продаж. Контроль, управление, анализ и оценка работы отдела продаж.

Управление и контроль отдела продаж
Управление и контроль отдела продаж
Александр Кандеев
Эксперт по продажам с опытом более 11 лет

Запишись на бесплатный аудит 100 минут звонков менеджеров своего отдела продаж и получи детальный отчёт с пошаговым планом увеличения конверсии в продажу Х2

👉 Записаться на бесплатный аудит 👈

Содержание

Почему контроль сотрудников в отделе продаж важен?

Контроль помогает создать эффективную систему продаж, регулярно видеть слабые и сильные стороны отдела продаж, при необходимости скорректировать их и повлиять на работу сотрудников, чтобы они не делали хаотичные телодвижения, а работали по строгой выверенной системе, которая приводит к деньгам в кассе.

Контроль — это способность начать, изменить, или остановить

С контролем появляется способность – влиять, менять и делать продукт лучше, доводить его до результата.

Если у вас налажено производство, вы наверняка пускаете этот процесс на конвейер, общаетесь со службой контроля качества, улучшаете свой продукт. Вы осуществляете контроль качества продукции, которую выпускает ваша компания, будь то услуга или товар.

С отделом продаж – должно быть ровно то же самое. Только здесь конечный продукт – это ваши деньги. По факту – самый главный продукт, на который некоторые компании почему-то не направляют должного фокуса внимания.

Контроль качества помогает следить за производством денег

Александр Кандеев

Контроль эффективности продаж помогает следить за производством денег и выравнивать ситуацию, чтобы производство выручки и прибыли было отлаженным, чтобы его можно было масштабировать и как следствие – увеличить количество производимой продукции и денег в кассе.

Внедрение этого процесса в компанию 100% поможет наглядно увидеть работу менеджера по продажам, проводить анализ продаж, опираясь не на мнения, а на факты в виде цифр, дашбордов, отчетов обратной связи, списков, гипотез и задач и других инструментов.

Контроль качества - это набор инструментов, которые помогают принимать управленческие решения и влиять на рост конверсии в продажу
Контроль качества - это набор инструментов, которые помогают принимать управленческие решения и влиять на рост конверсии в продажу

Люди работают ровно так, как ими управляют.

Александр Фридман
Контроль качества работы отдела продаж - система управления и анализа. Как контролировать сотрудников и менеджеров?

Какие методы контроля существуют?

Объясню на примере нашей команды👇

Контроль процесса продаж.

Мы следим за тем:

  • соблюдаются ли структура ведения переговоров (скрипты продаж)
  • как ведется CRM-система, карточки клиента
  • соблюдают ли менеджеры регламенты и стандарты
  • проводится ли обучение продавцов
  • какие показатели обеспечивает менеджер по продажам и где отклонения
  • в чем отличие эффективного от неэффективного продавца

Это помогает понять, на каких этапах проседает менеджер и где подкорректировать его скрипты. Очень много причин, на которые можно повлиять, чтобы увеличить приток денег. И все это наглядно понятно если есть система контроля продаж и проводится регулярная оценка качества работы менеджера по продажам.

Контроль рабочего времени

Проверьте, чем занимается ваш продавец. Сколько времени он проводит на линии, сколько звонков совершает, сколько времени проводит в CRM, сколько раз выходит покурить? Такая оценка поможеть увидеть как увеличить эффективность работы продавцов.

Потеря контроля над временем менеджеров – это потеря ваших денег.

Оценка результативности

Результативность – это степень достижения результатов. Если не проводится ее оценка – значит мы не следим за бизнесом и не принимаем управленческие решения. Такой подход я наблюдаю примерно в 80% случаях работы с нашими клиентами, когда отсутствует контроль плана продаж.

Вот пример. Ваш план на год – продажи на 100 млн.

  • В какой точке вы сейчас?
  • Приближаетесь ли вообще к этой цели?
  • Где нужно скорректировать работу, чтобы решить эту задачу через год, а лучше раньше?

Задача упрощается, если ввести в работу отделов продаж операционный отчет, с помощью которого измеряется результативность и осуществляется контроль плана продаж. Пользоваться им нужно каждый день или хотя бы раз в неделю, чтобы осуществлять контроль работы менеджеров по продажам супер качественно.

Хотите оцифровать отдел продаж и видеть все показатели как на ладони?

Скачивайте шаблон операционного отчета и легко управляйте выполнением плана продаж.

👉 Скачать отчет отдела продаж 👈

Оценка качества обслуживания клиентов.

Хотите продавать качественный продукт классным клиентам? Тогда нужен профессиональный контроль продаж, нужны обученные продавцы, которые влюблены в продукт и транслируют ее клиентам.

Качество обслуживание клиентов – это уже область внутри департамента производства, об этом подробнее в следующих статьях.

Контроль качества работы отдела продаж - система управления и анализа. Как контролировать сотрудников и менеджеров?

Функции контроля качества в отделе продаж

  • Ежедневно оценивать качество ведения переговоров

  • Ежедневно оценивать качество ведения CRM-системы в соответствии со стандартами компании

  • Анализировать собранную информацию

  • Предоставлять отчет руководителю отдела продаж
  • Фокусировать руководителя отдела продаж на том, что влияет на конверсию на разных этапах воронки продаж
  • Совместно с руководителем отдела продаж разрабатывать гипотезы и задачи, влияющие на рост конверсии в продажу

  • Участвовать в составлении плана обучения менеджеров по продажам
  • Собирать базу успешных звонков для обучения действующих и будущих сотрудников отдела продаж
Контроль качества работы отдела продаж - система управления и анализа. Как контролировать сотрудников и менеджеров?

Как правильно контролировать сотрудников в отделе продаж?

1. Определение целей и критериев

В первую очередь понять:

  • зачем нам вообще контролировать отдел продаж?
  • На что мы хотим повлиять?
  • Какая цель?

К нам часто приходят клиенты, которые говорят “Я хочу высокую конверсию в продажу”. А высокая это сколько? Какую конверсию вы хотите?

Если запрос есть – нужно разрабатывать критерии, по которым будем оценивать качество работы менеджеров.

Очень важно: критерии должны быть понятны как для сотрудников, так и для руководителя.

Качество - степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям

ISO 9001

2. Обучение и поддержка сотрудников

Сотрудникам нужно объяснить, что мы делаем, зачем необходимо осуществлять контроль работы. Для этого необходимо создать полноценную систему продаж и спланировать время на погружение продавцов в новые реалии работы в эффективной системе продаж.

Расскажите сотрудникам определение слова контроль и сами еще раз внимательно прочитайте его в начале этой статьи. Определение там не просто так 😉

Некоторые клиенты спрашивают: “Можно сразу контроль качества ввести?” Можно. Только зачем, если люди не знают, как работать эффективно, как пользоваться инструментами, не знают, из чего состоит их работа – соответственно и результаты будут нулевыми. Это регулярная штука, с которой наши клиенты сталкиваются на аудите.

Задача руководителя – обучить и поддержать сотрудника, поставить процесс на поток.

Формула обучения такая:

Взять власть над ситуацией –> обучить и развить сотрудника –> получить от него искомый результат.

Контроль качества работы отдела продаж - система управления и анализа. Как контролировать сотрудников и менеджеров?

3. Справедливый подход к оценке результата.

Если что-то не нравится в сотруднике – не значит, что он плохой, надо его просто научить тому, как правильно.

Для этого:

  1. Разъясните сотрудникам зачем нужен каждый критерий системы оценки качества, что они получат при их соблюдении.

  2. Подождите, пока люди привыкнут к тому, что у них появилась система качества и система контроля продаж, которая будет подсвечивать сильные и слабые стороны.

  3. Постепенно прикрепляйте к зп сотрудника KPI, если требуется, предлагайте новую систему мотивации.

Никогда не организовывайте контроль качества внутри отдела продаж, особенно в том же кабинете.

Вы собственноручно создадите конфликт между тем кто оценивает, и тем кого оценивают.

Лучше, если это будет отдельный непредвзятый человек из службы контроля качества.

Подходит ли на эту функцию РОП? — Нет.

У него нет нужных инструментов и системного подхода, нет времени на сбор большой статистики. У нас в команде эту функцию выполняет директор по конверсии.

РОП осуществляет управление продажами.

Хотите увидеть как работает система? Запишитесь на экскурсию в отдел контроля качества, увеличивающий конверсию отдела продаж в 2 раза

👉 Записаться на экскурсию в отдел контроля качества 👈

Контроль качества работы отдела продаж - система управления и анализа. Как контролировать сотрудников и менеджеров?

Систематичность и регулярность контроля.

Если вы иногда контролируете, иногда нет – значит не контролируете вообще.

Нужна система! Только так можно поднять и взять под контроль продажи.

Если регулярного контроля отдела продаж все еще нет – бегом внедрять. Особенно, если в команде больше одного менеджера. Если только один – можно контролировать самостоятельно.

Вы можете влиять на качество продаж, а значит и на рост денег бизнеса и своих личных.

Контроль качества работы отдела продаж - система управления и анализа. Как контролировать сотрудников и менеджеров?

Ошибки, которые могут возникнуть при контроле сотрудников в отделе продаж

  1. Собирать статистику и ничего с ней не делать. Обложились табличками и данными – а дальше что? Либо времени на интерпретацию нет, либо решения не принимаются, либо задачи в работу не берутся. И получается работа ради работы – а для чего так?

  2. Принимать решения не на основе цифр, а на основе мнения, которое может быть ошибочно, потому что ноль опоры на факты. Цифры помогают осуществлять контроль эффективности работы отдела продаж, ставить план и добиваться его достижения. Управление продажами без показателей невозможно.
  3. Не пояснять зачем и почему. Не рассказывать команде, что мы делаем, держать их в неведении, не объяснять как и почему это должно работать у нас в компании и не показать как контроль отдела продаж поможет им зарабатывать больше и работать эффективней.

  4. Не доводить до конца. Начинаем активно обучать команду, а потом сбиваем ритм и бросаем. То контролируем процессы, то нет. То внедряем новые технологии, то нет. Должен быть регулярный поток.

  5. Контролировать самостоятельно. Мой любимый принцип “Все сам” хорош, когда у вас хватает ресурсов. Но я еще не встречал руководителей, у которых было бы время выложиться по максимум в управлении всеми отделами своего бизнеса и осуществлять полноценный контроль продаж.

Вывод

Контроль качества является неотъемлемой функцией любого отдела продаж

Александр Кандеев

Если вы думаете, что его могут себе позволить только большие компании и вы будете о нем думать когда станете большими — есть вероятность, что этот момент настанет очень не скоро, так как процесс производства денег не под контролем.

Контроль качества влияет на эффективность отдела продаж, а значит вы можете зарабатывать больше при тех же ресурсах. То есть при том же объеме входящих заявок и обращений и при тех же менеджерах по продажам.

Контроль качества - это не девочка в наушниках. Это большая система, которая состоит из большого количества инструментов, помогающих действительно осуществлять контроль и влиять на рост продаж в вашей компании.

Реальные кейсы наших клиентов

Мы с командой заточены на то, чтобы повышать продажи компаний за счет последовательных системных действий, контролировать их качество и увеличивать приток денег.

Делюсь реальными кейсами из нашей недавней практики:

Контроль качества работы отдела продаж - система управления и анализа. Как контролировать сотрудников и менеджеров?
Контроль качества работы отдела продаж - система управления и анализа. Как контролировать сотрудников и менеджеров?
Контроль качества работы отдела продаж - система управления и анализа. Как контролировать сотрудников и менеджеров?

Подписывайся на мой телеграмм канал

«Александр Кандеев - Фактор продаж»

Здесь о продажах, инструментах роста конверсии и денег в кассе 💸

У вас внедрен контроль качества в отделе продаж?
Сам контролирую
РОП контролирует
Нет, не внедрен
Буду внедрять

Есть вопросы по контролю качества отдела продаж? Пишите в комментариях, с радостью отвечу👇

66
5 комментариев

очень крутая статья, все подробно написано)

2
Ответить

Ребята делают действительно крутые результаты, и обучение - просто огонь 🔥
Казалось бы, что такое продать- все просто, если это нужно, но есть действительно целая работающая технология, которая выводит продажи на новый уровень TOP 🚀 и даёт соответствующие результаты в деньгах и кловерсии.

1
Ответить

Спасибо )

Ответить

Александр, а как давно Вы этим занимаетесь? видно такой опыт, восхищает

Ответить

Компания существует более 3-х лет. Я лично в продажах более 11 лет

Ответить