Как построить отдел продаж с нуля — создание эффективного отдела продаж компании под ключ. План, мотивация, сотрудники

Хотите узнать как построить отдел продаж с нуля, чем занимаются сотрудники, кто такой руководитель отдела продаж, структуру инструменты системы продаж? Об этом в читайте в статье

Обучение по построению отдела продаж
Обучение по построению отдела продаж
Александр Кандеев 
Эксперт по продажам с опытом более 11 лет

Если ты хочешь узнать точки роста в своем отделе продаж и получить пошаговый план роста бизнеса

в 2 раза, то записывайся на бесплатную индивидуальную диагностику отдела продаж.

👉 Записаться на диагностику 👈

Содержание

Что такое отдел продаж?

Отдел продаж – это сердце любой компании, которое должно биться ритмично и обеспечивать полное питание всех бизнес-процессов. Это центральная часть любой организации и она должна работать как часы, как продуманная система со всеми взаимосвязанными элементами. Бесспорно, от эффективности работы отдела продаж будет зависеть сама жизнеспособность компании. Если вы стремитесь к высоким результатам и готовы вкладывать максимальные усилия в свой бизнес, то вам стоит уделить особое внимание развитию отдела продаж.

Когда бизнесу нужен отдел продаж?

Готовы ли вы к построению отдела продаж?

Если компания еле-еле продает, еле-еле производит и никак не может упаковать свою услугу – то продавайте пока самостоятельно. Особенно если у вас всего один менеджер.

Создание отдела продаж нужно, когда вы во всех смыслах готовы к росту в деньгах, команде и бизнесе. И чем быстрее владелец делегирует функцию продаж – тем быстрее компания вырастет в прибыли. Да, руководитель может быть супер продавцом, потому что лучше всех знает и любит свой продукт. Но! Завал по другим важным задачам ведет к тому, что продажи делаются периодически и безграмотно.

На самом деле, в хорошем бизнесе построение отдела продаж нужно еще вчера. Оно дает масштабировать каждую ячейку бизнеса еще на старте, сделать так, чтобы каждый крупный элемент системы работал без прямого участия владельца. Круто? Круто. А как сделать?

Отличия B2B отдела продаж от B2C отдела продаж

Существуют две основные модели продаж: B2B (business-to-business) и B2C (business-to-consumer). Оба вида продаж имеют свои особенности и нюансы, которые важно учитывать, чтобы успешно продавать свой продукт.

B2B-отдел продаж занимается продажами товаров и услуг компаний другим компаниям. При этом важный фактор – это высокая степень профессионализма в решении задач, которые возникают у бизнес-клиентов.

B2С-отдел продаж работает с продажами товарами или услугами конечному потребителю.

Ключевая разница между B2B и B2C-отделами продаж – это их целевая аудитория.

B2B-отдел продаж нацелен на работу с представителям бизнеса, где важным фактором является высокие профессиональные навыки и качественное обслуживание. В то же время B2С отдел продаж более настроен на работу с конечными потребителями, где важна гибкость, широкий выбор и умение продать свой продукт.

Построение отдела продаж
Построение отдела продаж

Фактор Продаж - создает и развивает отделы продаж! Берем под контроль вашу конверсию в продажу.

👉 Записаться на диагностику! 👈

Как построить отдел продаж с нуля

Есть три пути создания отдела продаж:

  • Научиться делать все самому. Основной риск: потеряться в рутине других бизнес-задач и забить на продажи, потерять лиды. Насколько вы богаты, чтобы позволить себе сливать деньги на свои же ошибки, которые 100% будут допускаться из-за незнания или нехватки времени?
  • Довериться профессиональному эксперту. Только в этом случае я буду уверен, что спустя 2-3 месяца продаж у меня появится рабочая система, которая будет эффективна, будет давать контролируемые результаты и пополнять кассу деньгами.
  • Делать абы как, лишь бы хоть что-то заработало. По типу: нанял человека продавца – вот тебе и отдел продаж. Пока ты мусолишь одни и те же ошибки, конкуренты создают отдел продаж, где все элементы отстроены, взаимосвязаны и приносят результат.

Для рабочего отдела продаж нужна дорожная карта, нужна системность и последовательность, нужен человек, который все это контролирует. А не так, что сегодня ты пишешь скрипты, завтра – обучаешь менеджеров, послезавтра – забиваешь на продажи и разбираешься с отделом HR.

Один из рабочих вариантов – нанять РОПа, который возьмет создание отдела продаж на себя, будет строить все самостоятельно, но, к сожалению, таких очень мало.

Сотрудники необходимые для отдела продаж

Кого в отдел продаж назначишь – так он и поплывет

Как построить отдел продаж с нуля — создание эффективного отдела продаж компании под ключ. План, мотивация, сотрудники

РОП – это ключевая фигура бизнеса, которая 5/7 отвечает за то, чтобы ваша компания получала больше деньжат. Это тот человек, который 8 часов рабочего времени думает, как бы сделать так, чтобы компания выросла в доходе.

Его каждодневные задачи – это:

  • планирование деятельности отдела продаж;
  • обучение продавцов и организация их работы;
  • контроль выполнения задач и влияние на деньги бизнеса;
  • мотивация сотрудников на успешное закрытие сделок

Подробнее про работу руководителя отдела продаж я рассказал в своей книге

🤑 «РОП на миллион» 🤑

Руководитель отдела продаж один из ключевых элементов системы.
Руководитель отдела продаж один из ключевых элементов системы.

Все это в теории может выполнить и сам владелец бизнеса. Но сможет ли он уделять этому все свое внимание? Не будет ли распыляться и приносить столько денег, сколько бы мог хорошо обученный РОП? Это важное условие, потому что если вы нанимаете РОПа по принципу – “лишь бы было”, “лишь подешевле”, то результата не будет.

Проведите эксперимент:

Разместите вакансию на РОПа за 60 тыс рублей и за 100 тыс. рублей и посмотрите, кто придет на собеседование.

Это будут специалисты вообще разного уровня. Хорошие РОПы, которые реально приносят деньги, либо уже работают в топовом месте, либо ищут топовое место с зп в два раза больше. Да, вы сэкономите 20-30 тыс в месяц на сотруднике, но потеряете миллионы на возможном результате, который сделает обученный РОП.

Хорошая оплата труда РОПа – это горящие глаза специалиста, крутейший профессионализм с жаждой денег.

Менеджеры отдела продаж

Продавец – звучит гордо!

Кандеев Александр

Где найти хороших менеджеров в свою команду?

Профессионалов очень трудно найти – они уже работают на кого-то другого и зарабатывают большие деньги. А почему они делают это не в вашей компании? Универсальный ответ – недостаточно вкладываетесь.

Менеджеры – это такая каста людей, которая требует высокой зарплаты и мотивации, постоянного управления и совершенствования своих компетенций. Когда вы в позиции владельца – у вас нет времени самостоятельно прокачивать отдел продаж. Нужен хороший РОП, который возьмет эту функцию на себя, сам найдет и организует профессиональных менеджеров. Лучшие работают с лучшими и приносят миллионы в кассу.

Понимаете, да? Если у вас есть ресурсы, менеджеры и технологии – то будет и крутой денежный результат.

Как получить команду продаж высокого уровня?

Не скупиться на ЗП. Надо нанимать сильных сотрудников и прокачивать их до максимального профессионализма. Если не знаете, как повысить их компетенции – обращайтесь к нам “Фактор Продаж”. Мы берем на свои плечи развитие людей и команды, повышение их скиллов.

Важный момент – команда должна постоянно пополняться, поиск сотрудников нужно вести регулярно.

Чтобы на случай форс-мажоров не включался режим, когда вы с ошпаренным задом ищете “лишь бы кого-то”.

Кейс нашего клиента. Компания «Аттро» <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwater-games.ru%2F&postId=715908" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">water-games.ru</a> 
Кейс нашего клиента. Компания «Аттро» water-games.ru 

Ассистенты отдела продаж

Разгрузите продавцов – увеличите прибыль в 2 раза

Реальный кейс из моей практики.

Компания с оборотом 10 млн. рублей в месяц обратилась в “Фактор продаж”, чтобы увеличить объем выручки. На старте я задал вопрос: вам нужен большой или эффективный отдел продаж? Ответ – эффективный.

Мы увеличили оборот до 20 млн рублей всего одним простым действием – наняли одного ассистента.

Он разгрузил двух менеджеров от всей херомантии 🤬, которой они занимались в течение дня.

По типу: сформировать счета, выставить документы, пообщаться с логистикой и т.д. 100% своего рабочего времени менеджер должен общаться с клиентом и колотить денюжки, а не отвлекаться на рутинную работу.

Поэтому если в компании есть такая возможность – наймите ассистента. Он окупится уже после первого месяца.

Инструменты для управления отделом продаж

Схема построения отдела продаж под ключ
Схема построения отдела продаж под ключ

Топовый руководитель департамента продаж

Человек, который вместо владельца направит все свое внимание на бизнес и настроит систему продаж, которая будет работать как заправленная машина, идущая четко в пункт назначения.

Посмотри видео о том, каким должен быть РОП!

CRM система

Она еще не настроена? Тогда в отделе продаж ловить нечего. Без нее у вас не визуализировано поле, в которое попадает клиент, и где ведет работу ваш менеджер. Как следствие – вы не знаете, как движется клиент по воронке, не можете управлять взаимоотношениями с ним и влиять на работу продавцов. Это всегда потеря денег. Другое дело, когда в CRM порядок и каждый ее инструмент правильно внедрен – тогда растут и продажи, и клиент не теряется в вашей воронке.

Как построить отдел продаж с нуля — создание эффективного отдела продаж компании под ключ. План, мотивация, сотрудники

Воронка продаж

Это путь, который клиент проходит от первого контакта с вами до закрытия сделки. Этот путь должен быть четко простроен и вылизан до такой степени, чтобы знать все возможные препятствия клиента. Зачем? Чтобы знать, как превратить препятствие в деньги.

Аватар платящего клиента

  • Кто ваша аудитория?
  • Какая у них потребность?
  • Есть ли у них деньги, чтобы платить за ваш продукт?

Ответьте себе на эти вопросы и четко пропишите портрет вашего типичного потребителя вплоть до его поведения и увлечений. Это отсечет все лишнее и направит фокус внимания только на решение приоритетных задач.

Эффективность сотрудников можно увеличить, если правильно определить портрет клиента.
Эффективность сотрудников можно увеличить, если правильно определить портрет клиента.

Показатели

План продаж должен быть декомпозирован и оцифрован.
План продаж должен быть декомпозирован и оцифрован.

У вас нет операционного отчета? Бейте тревогу. Это значит, что вы больше не управляете отделом продаж. Из отчета складывается общая картина о том, как работают продавцы, с какими лидами они работают и какие результаты приносят в конце месяца.

Я подготовил для вас набор инструментов чтобы построить системный отдел продаж и выполнять план на 100%. Скачивайте и внедряйте.

👉Скачать 15 инструментов👈

Скрипты продаж

Менеджеры не должны читать с листочка, им не нужны прописанные реплики, с которыми они пойдут пугать клиента. Но им профессионально необходима структура, пример ключевых моделей на каждый этап переговоров. Чтобы не получилось “фристайл, ракамакафо”. Эффективная структура диалога = сверхпродажи.

Разбор реальных звонков наших клиентов

Обучение продажам

Когда говорят:

- Я продавец с большим опытом

Спросите:

- Когда вы прошли последнее обучение?

- Какими техниками продаж владеете?

Потому что хлеб менеджера – это знание технологий, которые индивидуальны для каждой компании. Скиллы менеджеров нужно постоянно прокачивать, и это задача РОПа, который должен не просто объяснить, как продавать, но и создать ритм повышения компетенций сотрудников на регулярной основе.

Как построить отдел продаж с нуля — создание эффективного отдела продаж компании под ключ. План, мотивация, сотрудники

Регламенты и стандарты

Менеджеры будут работать как им хочется, если нет четкого описания того, как им надо. Задача РОПа и владельца бизнеса – рассказать КАК нужно действовать в определенных ситуациях, упаковать свой опыт, создать чек-лист разрешения проблемных вопросов.

Модель продаж

Обычно структура отдела продаж, основывается на трех моделях: одноуровневой, двухуровневой и трехуровневой. Каждая модель имеет свои достоинства:

Одноуровневая модель предполагает, что менеджер ведет все процессы, связанные с организацией продаж. Он обрабатывает запросы, работает с клиентами, заключает сделки и обеспечивает поддержку клиентам на всех этапах проекта. Эта модель проста в исполнении, но может не быть эффективной для больших компаний.

Двухуровневая модель подразумевает, что первичная обработка запросов клиентов осуществляется через колл-центр. Если клиент подходит по всем параметрам, его направляют на дальнейшую работу уже с отделом продаж. Эта модель может быть полезна для компаний, занимающихся продажами в большом объеме

Трехуровневая модель - это комбинация двух предыдущих. Сначала клиенты проходят проверку и обработку через колл-центр, после чего сделки переходят к отделу продаж. Поддержка и исполнение обязательств остаются за аккаунт-менеджером. Эта модель подходит для крупных компаний, которые имеют большой поток клиентов.

В любом бизнесе необходимо построить модель продаж. Это ответ на ряд вопросов: «Как мы будем продавать? Сколько уровней будет в отделе продаж? Какая модель эффективней всего в нашей ситуации? По какому пути пойдет клиент, когда попадет к нам в воронку? После того, как мы ответили на эти вопросы, протестировали, получили результаты, мы можем переходите дальше.

Контроль качества

Помогает наглядно увидеть, где бывают сбои в системе продаж и вовремя починить все поломки. Контроль качества - это оборудование для полноценной работы отдела продаж.

8 функций отдела контроля качества👇

Как построить отдел продаж с нуля — создание эффективного отдела продаж компании под ключ. План, мотивация, сотрудники

И, конечно, люди, которые у вас работают. Но найм - это уже отдельный разговор для следующей статьи.

Аудит отдела продаж

На каждом этапе вышеописанной системы нужно задать себе вопросы:

  • А она вообще работает?
  • А что я могу улучшить?
  • Мой РОП – красавчик или нет?

Аудит всегда покажет точки роста и подвергнет сомнению все, что вы делаете – потому что если у вас сейчас “все нормально”, то можно сделать “просто офигенно”. В компании всегда должен быть запущен процесс непрерывных улучшений.

На каждом этапе вышеописанной системы нужно задать себе вопросы: А она вообще работает? А что я могу улучшить? Мой РОП – красавчик или нет? Аудит всегда покажет точки роста и подвергнет сомнению все, что вы делаете – потому что если у вас сейчас “все нормально”, то можно сделать “просто офигенно”. В компании всегда должен быть запущен процесс непрерывных улучшений.

👉 Записаться на аудит отдела продаж 👈

Книги, которые помогут построить отдел продаж с нуля

Как организовать работу отдела продаж! Читай!
Как организовать работу отдела продаж! Читай!

Человек, который никогда не строил отдел продаж с нуля, вряд ли сделает идеально с первого раза. Могут быть сливы бюджета, неправильный выбор сотрудников и потеря времени. Рекомендую к прочтению, если хотите узнать, что такое построение отдела продаж и как это работает👇

  • Александр Кандеев. «РОП на миллион: каким на самом деле должен быть руководитель отдела продаж»
  • Александр Кандеев. «Калаш Продаж. 13 точек роста конверсии в продажу»
  • Михаил Гребенюк. «Отдел продаж по захвату рынка»

  • Нил Рэкхем «Спин продажи»
  • Питер Друкер. «Эффективный руководитель»

Подписывайся на мой телеграмм канал

«Александр Кандеев - Фактор продаж»

Здесь о продажах, инструментах роста конверсии и денег в кассе 💸

У вас выстроен отдел продаж?
Нет, сам продаю
Начинал строить, не получилось
Работает как часы
Есть, что докрутить.

Есть вопросы по организации отдела продаж? Пишите в комментариях вопросы 👇

1919
16 комментариев

Александр, очень мощный материал, благодарю.

Я слышал такой постулат, что Настоящих продавцов нужно нанимать исключительно на голый %, фикс 0.

Можете пожалуйста поделиться вашим мнением на этот счет ?

1

Было бы идеально если бы к вам встала очередь из суперменов продавцов, желающих работать за процент. Сейчас ситуация такая, что менеджеры по продажам смотрят все-таки какой оклад предлагает компания, как минимум на первый месяц или 2, и далее уже можно переводить только на процент.
Помимо этого, стоит посмотреть какими ресурсами вы снабжаете продавцов, достаточно ли их для того, чтобы они зарабатывали деньги у вас, и есть ли наработанная статистика, ну и конечно как вы их вводите, обучаете, контролируете, мотивируете. Если ответ ДА
Не переживайте за оклад, продавец себя окупит

2

Прекрасное руководство по созданию отдела продаж! Добавлю себе в закладки!

1

Крутая статья, все по полочкам!

1

Классная статья!
Укомплектовать отдел продаж крутыми сотрудниками реально задача со звёздочкой

Отдельное спасибо за подборку книг 👌🏼

1