Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

Рассмотрим вопрос с разбором официальных ответов ФАС, который очень часто задают в связи с исполнением закона о маркировке рекламы, а именно нужно ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в социальных сетях о своих товарах, услугах и мероприятиях

Заметим, что на рынке присутствует порой, как паника насчет того, что теперь надо маркировать абсолютно каждый пост, так и позиция полного нигилизма.
Действительно, несмотря на то, что закон о маркировке рекламы принят к исполнению с 1 сентября 2022 года подавляющее большинство участников рынка не маркирует либо не знает как выстраивать свои отношения с ОРД для проведения маркировки и отчетности по ней.

Итак, как решался поставленный вопрос?

Для получения полноценной экспертизы по поводу необходимости маркировки бизнесу своих постов в соцсетях были направлены официальные запросы в ФАС для получения официальной позиции органа исполнительной власти по данному вопросу. Это можно сделать непосредственно на сайте ФАС либо через Госуслуги

Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

Поясним, почему именно в ФАС

Вот так выглядит базовый вариант маркировки, который должен присутствовать в том или ином виде в рекламном материале в зависимости от каждого конкретного случая

Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

Согласно закону, именно ФАС отвечает за то, что можно считать рекламным материалом, а что нет. ФАС требует наличия в рекламном материале наличия слова «Реклама» и название юридического лица исходного рекламодателя. А Роскомнадзор уже обеспечивает контроль маркировки рекламного материала непосредственно токеном (erid), который участники рынка должны получать в ОРД (оператор рекламных данных) для обеспечения прозрачности рекламных схем и склейки рекламных цепочек в ЕРИР (единый реестр интернет-рекламы).

В данной статье рассмотрим два примера официальных ответов ФАС по запросам от двух кампаний, так как случаи по ним закрывают практически все нужные нам вопросы по данной теме публикации:

  • Продажа автозапчастей Камспартс
  • Додо-пицца

Камспартс:

В ФАС был направлен официальный запрос со сканами конкретных постов на предмет экспертизы признания либо нет данных материалов, как рекламные и требующих маркировки.

Пост 1

В нем присутствует описание карточки товара, упоминание бренда, артикула и прочей информации с призывом обратиться и обеспечения доставки товара. Подобные посты в том или ином виде присутствует в большинстве постов, которые ведут интернет-магазины либо производители в своих аккаунтах соцсетей, поэтому он является (как и нижеуказанные) репрезентативным для получения экспертизы из ФАС

Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

Пост 2

В данном посте присутствует очень важная деталь, а именно призыв к действию в виде «Купить». Дело в том, что на различных форумах, телеграм-чатах, посвященных маркировке, присутствовало мнение, что если в посте присутствует призывы к действию типа Купить, Заказать, Обращайтесь и прочие, то пост однозначно является рекламным и требующий маркировки.

Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

Пост 3

Здесь типичный пост насчет распаковки и обзора товара

Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

ФАС отвечает на практике по данным запросам достаточно оперативно для госоргана исполнительной власти - от 20 до 30 дней

Какой ответ в итоге был получен от ФАС?

Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?
Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

Додо-пицца:

Вот некоторые посты, которые были отправлены на экспертизу в ФАС

Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?
Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?
Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

Ответ ФАС по данному запросу

Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?
Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

Какие выводы можно однозначно сделать?

Указанные в запросе публикации в соцсетях НЕ нарушают закон о рекламе и НЕ требуют исполнения закона о маркировке рекламы.

ФАС также разрешает в постах сообщать об акциях, ценах, распродажах, мероприятиях и иных действиях в текущей хозяйственной деятельности компаний, при этом не проводя маркировку данных постов.

ФАС рассматривает сайт и любой другой интернет-ресурс, принадлежащий бизнесу, как имеющие справочно-информационную сущность и не подлежащие маркировке.

Это очень важная информация от ФАС, которая позволяет бизнесу в пустую не маркировать посты в социальных сетях, тем самым не требуется выделять дополнительные трудозатраты по данному вопросу.

Однако ФАС оставляет для себя поле для маневра

Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

Как бизнесу сделать так, чтобы не попасть под «отдельные случаи»?

На самом деле все достаточно просто и прозаично.

Рекомендации, чтобы обойти (избежать) необходимости маркировки и исключить “отдельные случаи”:

1. Все посты про вашу продукцию, услуги и мероприятия должны быть в вашей ленте оформлены в едином стиле плюс-минус, как правило в соцсетях это картинка (видео) + текст

2. Нельзя закреплять пост в ленте про отдельный ваш товар, услугу либо мероприятие (розыгрыш, конкурс)
3. Нельзя баннер на сайте делать сквозным (всплывающим) про конкретный товар (услугу, мероприятие) из каталога, в том числе с упомнанием бренда

4. Отдельный вопрос про баннеры на Главной странице сайте. По этому поводу совет - не указывайте бренд товара, а указывайте информацию про категорию товара

Пример для п.4: Скидки 30% на немецкую мужскую обувь - этот баннер на главной странице сайта маркировать не требуется, так как он не акцентирует внимание на конкретном бренде

Пример для п.4: Скидка 30% на мужскую обувь Ecco triaton X - этот баннер для подстраховки лучше промаркировать, так как в нем присутствует название бренда для конкретного товара

Например для п.4, как это делает на сайте Сбермегамаркет.

Надо ли бизнесу маркировать собственные посты у себя в соцсетях?

Как мы видим, во всех баннерах указаны общие формулировки в баннерах. Упоминаются только категории товаров и нигде не присутствует (в приведенных примерах) упоминание бренда и конкретного товара. Такие баннеры маркировать не требуется и с легкостью можно использовать в том числе для постов в ваши соцсетех.

В принципе, есть совет для обхода необходимости маркировки даже для баннеров на Главной странице сайта. Он состоит в том, что на Главной странице сайта следует формировать галерею из баннеров с упоминанием брендов и товаров.

Это позволит считать, что вы особым образом каждый отдельный товар не выделяете. Каждый товар в галерее на Главной присутствует в неком каталоге вместе с другими. В итоге, вероятность претензий ФАС в данном случае будет минимальна

В итоге мы выяснили, что можно вести свои соцсети как и прежде, выкладывая в своих постах информацию о своих товарах, услугах и мероприятиях. Причем данный факт не потребует выполнения закона о маркировке рекламы

Естественно, если мы посты о своих товарах планируем выкладывать на чужих интернет-ресурсах, то данные публикации и размещения потребуют маркировки, т.е. соблюдения закона о маркировке рекламы

В моем Telegram и YouTube вы всегда сможете найти необходимую экспертизу по маркировке рекламы, оформлению отчетности с разаллокацией в ОРД, а также получить ответы по вашим кейсам

Рекомендации по моим публикациям насчет маркировки рекламы:

2424
11 комментариев

спасибо братан

1
Ответить

классно, благодаря этой статье разобрался. Досадно - ошибка "данной кампании" - в данном случае нужно писать кОмпании

1
Ответить

Маркируй или не маркируй все равно в итоге заплатите штраф

Ответить

Проще говоря там где присутствуют товарно-денежные отношения между двумя или несколькими субъектами, то это и есть реклама очевидно, которую надо маркировать.

Ответить

Не факт...Например, есть понятие Самореклама. Когда бизнес у себя на сайте или в соцсетях выводит в отдельный выделяющийся (в том числе сквозной по всем страницам) баннер информацию об отдельном товаре или бренде, то с большой вероятностью это будет признано как рекламный материал, подлежащий маркировке, НО никто никому, естественно, в данном случае не платил.
Также есть понятие нулевой вечной отчетности, когда договорные отношения закончились на размещение рекламных материалов, а маркировать по прежнему нужно. Например, рекламодатель оплатил размещение поста у блогера (классические посевы). Данный пост потом блогером не сносится из ленты, а висит вечно. Тогда это требует отчетности в ОРД, увы...Так называемая нулевая отчетность.
В итоге сейчас многие блогеры и СМИ стали на практике сносить статьи, публикации, посты после окончания срока действия договора, чтобы не париться с вечной отчетностью.

Ответить

Но пост-закреп на своей странице нужно маркировать, правильно?

Ответить

Если вы в нем рассказываете об отдельном товаре, то скорей всего маркировать придется. А обячный пост о вашей хозяйственной деятельности маркировать не стоит. Даже если он закреплен

Ответить