Я менеджер продукта, и я всегда безумно занят

Большинство моих коллег-продактов всегда безумно заняты. Они бегут с одной встречи на другую, читая на ходу сообщения в Slack и отвечая на вопросы коллег по дороге. Я сам часто так делаю.

Почему так происходит? Как понять, что ты работаешь в формате “crazy busy” до того, как он разрушит атмосферу в команде и замедлит развитие продукта? И самое главное, как с этим бороться?

Формат crazy busy work и как его избежать Photo by <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Funsplash.com%2F%40goumbik&postId=72629" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">@goumbik</a>
Формат crazy busy work и как его избежать Photo by @goumbik

Почему продакт всегда занят

Перва причина кроется в тебе самом. Путь в продакты, обычно, лежит через несколько других ролей. Кто-то пришел из аналитики, кто-то из управления проектами. Это роли, в которых ответственность и контроль — самые важные качества. Мы сами хотим контролировать всё. Мы привыкли так делать.

Вторая причина в отношении рынка к профессии продакта. Сейчас модно говорить про ownership. Продактов сравнивают с CEO продукта, который должен контролировать продукт, общение с пользователями, бизнес показатели, расходы, отношения с рынком, работу команды и многие другие вещи. От нас ожидают контроля. И мы стараемся соответствовать этим ожиданиям.

Третья причина в разнообразии сфер знаний и областей работы, которую делает хороший продакт. В своём курсе по продуктовой разработке я показываю слушателям на первом занятии такую картинку:

Что должен знать хороший продакт
Что должен знать хороший продакт

Здесь закопаны: аналитика рынков, пользовательские интервью, переговоры и переписка с партнёрами, мониторинг конкурентов, продвижение бренда, ежедневное общение с командой, совещания с руководством, управление ресурсами, решение конфликтов, продуктовая стратегия, проектирование интерфейсов и тестирование продукта на разных платформах. Наверняка я что-то забыл, ведь я безумно занят!

Как понять, что ты безумно занят

Состояние “crazy busy” захватывает нас постепенно. Можно и не заметить, как ты становишься узким местом продукта, от которого зависит чуть ли не каждое решение. Это гарантировано приводит к снижению эффективности, а тебя может привести к профессиональному выгоранию. Вот несколько признаков безумной занятости продакта:

  • в конце дня тебе кажется, что ты не сделал ничего полезного;
  • ты переключаешься с одной задачи на другую более 5 раз в день;
  • твой календарь заполнен встречами больше чем на половину;
  • коллеги начинают разговор с вопроса о твоей занятости;
  • открытые вкладки с интересными материалами по продуктовой разработке висят не просмотренными больше недели ;)

Кто виноват и что делать

Винить здесь некого, кроме себя самого. Ты забыл ключевой принцип проектного менеджмента. Сейчас напомню.

Если с пректом что-то идёт не так, есть всего две возможности это исправить — увеличить время на выполнение или сократить объём работы.

Помнишь треугольник управления проектом? Бюджет трогать не будем, в этом случае его можно считать константой, за одним исключением, о котором в самом конце. Остаётся управление двумя другими ограничениями — объёмом и сроками так, чтобы качество не страдало.

Проектный треугольник Неизвестный проджект
Проектный треугольник Неизвестный проджект

Бери больше времени

Речь про оценки внутри команды и обещания стейкхолдерам. Чем ближе дэдлайн, тем больше срочной работы у продакта. Планируй сроки более тщательно, закладывай запас времени на непредвиденные обстоятельства. Всё, что может случиться, обязательно случится ;)

Мой опыт: команда работает по Канбану. У нас нет жёстких сроков релиза, все выполненные задачи попадают в колонку Демо. Дату проведения демо определяем вместе с техлидом и проджект менеджером.

Объясни важность реалистичных сроков

Твоя задача донести до руководства и коллег из других команд, которые чего-то ждут от твоего продукта, насколько реалистичные сроки влияют на качество продукта и счастье команды. Работать в режиме аврала можно, но только иногда. Если делать это привычкой — люди выгорают.

Мой опыт: это регулярная активность. Получается, но с переменным успехом. Особенно с коллегами, у которых много опыта работы в государственных структурах. У них дэдлан "вчера" в порядке вещей. Я против, видимо поэтому у меня в компании репутация сложного и упрямого менеджера :)

Сократи свой скоуп работ

Очень хочется всё сделать самому. Но так не бывает, продукт делает команда. Сделай над собой усилие и начни разделять ответственность. Делегируй! И не вздумай использовать микроменеджмент. Если отдал задачу коллеге — дай ему свободу и возможность сделать свои ошибки.

Мой опыт: недавно в команде появился второй менеджер. Так как junior продактов не бывает, мы назвали это роль feature owner. Ей я могу доверить разработку части продукта от идеи до готовой функциональности. Доверять тоже нужно уметь и этот навык приходит со временем. Но эффект чувствуется уже сейчас.

Найди узкое место

Определи список задач, которые делаешь только ты. Посмотри на него внимательно. В каких задачах ты мог бы из исполнителя стать редактором? Например, черновик концепции новой фичи можно отдать аналитику или менее опытному продакту. А потом, вместе с командой, провести анализ и дополнить её пропущенными деталями. В качестве бонуса получишь распределение ownership на всю каманду, а это всегда полезно для продукта.

Мой опыт: делаем именно так, как написано выше со всеми юзерстори. Заметил, что аналитики больше думают о граничных вариантах. Поддерживаю их в этом, качество проработки сторей ДО разработки увеличилось. Но мотивирую в первую очередь думать об основном пользовательском сценарии. Для этого нужно просто грубо прикинуть количество пользователей, которые могут пойти по каждому пути.

Не стремись к идеалу

Речь, конечно, про итеративную доставку продукта. Стремиться к идеальному продукту нужно, но давай делать это постепенно. Выкидывай всё лишнее из MVP, не бойся говорить “нет” на некоторые запросы стейкхолдеров, учитывай текущие возможности команды и инфраструктуры. Зачастую, лучше сделать как-нибудь, чем не сделать вообще.

Мой опыт: мы с командой сейчас на стадии релиза первой версии. Слово MVP звучит очень часто. Стараемся выкинуть всё, что не влияет на пользовательский опыт и не помогает основному Customer Journey Map. Кстати, почитать про этот полезный инструмент проектирования можно в отдельном моём посте на VC.

Сократи отвлекающие факторы

Выйди из всех чатов, где твоё присутствие не критично важно. Выключи уведомления во всех социальных сетях. Старайся не ходить на встречи, где больше 10 участников — они убивают время. Выдели время, когда тебя не могут отрывать от работы вопросами. Мы расходуем насыщенную кислородом глюкозу в головном мозге, потребляя это топливо на переключение вместо сосредоточения на задаче. Запас топлива, отведённый нашему мозгу на день, конечный и быстро заканчивается при частом переключении. Нейробиологи рекомендуют уделять каждой сложной задаче от 25 минут до 2 часов.

Мой опыт: оставил только уведомления в Slack и в личных сообщениях Telegram. Раз в неделю работаю удаленно — это время, когда можно с головой погрузиться в сложные задачи.

Найми ещё одного менеджера ;)

Это, конечно, немного нечестный способ. Мы залезаем в изменение бюджета. Но успешные продукты имеют свойство расти и развиваться. И, в какой-то момент, отдать часть продукта под контроль и ответственность другому человеку станет единственным правильным решением!

Мой опыт: одного уже наняли, точнее повысили из аналитика до продакта. Сейчас ищем второго на часть функционала, которая доросла до отдельного продукта.

Работа менеджера продукта предполагает мультизадачность, контроль и ответственность. Но, давайте не загонять себя и свою команду в формат “crazy busy” ради успешных продуктов, которые обожают ваши пользователи. Это не единственная метрика. Эффективность, комфорт и счастье команды, и наше собственное, очень важны. Давайте не будем безумно заняты всё время. Это необязательно и, по факту, не продуктивно!

Теперь, когда вы знаете что делать, оптимизируйте свой рабочий график, подписывайтесь на мой канал и читайте материалы о продуктах. Без рекламы. Только по делу. https://t.me/vladimir_merkushev

Текст навеян подкастом The Product Experience на тему Crazy Busy Product People с Rian van der Merwe, продактом в компании Postmark. Райн с командой успешно избегают режима безумной занятости и даже перешли на 4-дневную рабочую неделю с распределённой командой. Счастливые люди, которые делают успешный продукт.

1616
15 комментариев

Менеджер продукта/продуктов, которая всегда безумно занята. О чем и говорит - "вас много, а я одна!"

4

Сроки... Тут палка двух концов.
С одной стороны нельзя допускать раздувания сроков, на этапе оценки, с другой стороны короткие сроки либо завалят треугольник, либо команда выгорит.
Тут кстати помогает ведение реестра рисков, и на этапе первичного планирования закладка из него резервов времени и проектных затрат. С реестром их не сложно обосновать как правило. (реестр пишется кровью) И при наступлении риска, все уже знаю что делать, и готовы к нему. (Но это не точно)
Хотя по-моему это все не забота оунера, допустим - управление ресурсами, решение конфликтов (внутри команды), проектирование интерфейсов и тестирование продукта на разных платформах, по моему мнению это забота проектных менеджеров, а не продакт менеджера.

Из описного, я бы сказал что вы вышли из технического в УП, потом в продакт менеджмент, и не отпускаете часть старых ролей.
Дал бы совет - Делегировать. И учиться доверять людям :D

2

Спасибо за комментарий по делу! Здесь это такая редкость 😉

А можно пример реестра рисков где-то посмотреть? Никогда с таким не сталкивался, звучит интересно.

Согласен, что большая часть задач это проектная работа. Но от неё сложно убежать в чистый продукт. Проект это всегда срочно и горит. Поэтому мы часто делаем выбор в пользу проектной работы, в учерб продуктовой. Стараюсь так не делать. Не всегда получается.

А как вообще становятся продактом? Хочу стать продакт менеджером! Что отличает аналитика от продакт менеджера? Какими профильными навыками нужно обладать? Какими методиками нужно владеть? Этому учат или это приходит с опытом?

1

Этому учат, и надо понимать, что становясь Продактом, надо забывать про роль Аналитика (хотя соглашусь, что выглядит очень удобно).
Потому что вы как аналитик будете очень много уделять внимания потребностям заказчика, и не видеть то что происходит у вас в команде. Такая же история когда Продавец становиться, ПМ.
Это роли антиподы, так можно словить биполярное расстройство, это не шутка. :)

Методики вы выбираете сами, нет такого курса - Вот делаете вот так, и конкретно ваш проект\продукт\портфель будет успешным.
Если вы занимаетесь разработкой ПО, в небольшой команде - Agile. (гибкие подходы)
Если вы занимаетесь большими проектами - PMbok (PMI - тяжелые руководства, самые актуальные на данный момент, есть еще "тяжелые" руководства, но они в целом все на друг друга похожи на 90%)

Самый главный профильный навык - Адекватность, и коммуникация.

Продакт - не обязаны быть экспертом, но должен пониматься верхние аспекты проекта. Если продакт будет сам себе экспертом, конфликты в команде и вред продукту\проекту будут обеспечены.

1

Этому не учат, но этому можно научиться 😉

Я убеждён, что продактом можно стать только через опыт — сделать несколько продуктов.

А приходят в профессию из разных сфер. Я когда-то писал об этом в своем блоге: https://link.medium.com/mY9kFwJMSX