О работе в потоковой SEO-компании

Всем привет. Я занимаюсь SEO довольно давно. И, как и многие, начинал с работы в веб-студиях, в офисе. Далее поделюсь своим личным опытом, не претендуя на истину в последней инстанции.

На рынке SEO есть множество потоковых SEO-компаний. Что это такое? Это когда хорошо развит отдел продаж и менеджеры по продажам массово набирают клиентов. Финансовые показатели достигаются благодаря количеству клиентов.

И если это, к примеру, скромная или региональная студия, где нет большого штата и все SEO-задачи по проекту делает 1 специалист, то в таком случае ему приходится тяжело.

Вот основные минусы, по моему мнению:

  • Передают в работу до 15-20 проектов, соответственно, физически нет времени делать много задач по проектам
  • Нет времени на эксперименты, проверку гипотез, трудозатратные задачи
  • Большая нагрузка на сотрудника
  • Клиенты часто "отваливаются" (самые популярные причины - нет денег у клиента или не дождался результата)
  • Каждую неделю могут передавать новых клиентов, чтобы восполнить нагрузку. И вот это самая большая проблема - по новым проектам всегда в первые 1-3 месяца очень много важных работ, которые обязательно нужно сделать
  • В какой-то момент может получиться, что вы занимаетесь только новыми клиентами, а старыми просто некогда заниматься
  • Соответственно, по части клиентов просто отправляются отчёты
  • А иногда менеджеры по продажам требуют отчёты каждую неделю, чтобы подольше удержать клиента, показать видимость работ - и тогда целый рабочий день в неделю уходит только на отчёты
  • Таким образом, за 4 рабочих дня в неделю вы успеваете, в лучшем случае, делать базовое SEO, на остальное просто нет времени
  • Нередко, чтобы ещё немного удержать клиента, ему бесплатно увеличивают количество работ/поисковых запросов/обещаний
  • Ещё одна большая проблема - когда сеошнику приходится контактировать с клиентом напрямую, например, в общих чатах или мессенджерах (да-да, бывает и такая практика, даже при наличии менеджера проектов)
  • Результаты работ плачевные - лишь 1-2 клиента из 10 показывают какую-то динамику
  • На следующем месте работы обязательно запросят кейсы, а вам будет почти нечего показать

Чем всё это грозит?

Такой сеошник со временем выгорает. Даже если зарплата неплохая, то всё равно постепенно теряется интерес к когда-то любимой работе.

Как вычислить потоковую SEO-студию?

  • На собеседовании обязательно уточните, сколько проектов ведёт 1 сеошник. Какой максимум?
  • Узнайте, сформирована ли команда SEO-отдела, или всё делать самому.
  • По возможности, узнайте LTV - прибыль от одного клиента (чем она больше, тем меньше новых клиентов вам будут передавать).
  • Спросите, как часто нужно отправлять отчёты.
  • Выясните, придётся ли общаться с клиентами напрямую.

Есть ли плюсы?

Всегда можно найти и положительные моменты.

  • Вы получаете базовые SEO-навыки, которые пригодятся для дальнейшего развития или на следующем месте работы.
  • Научитесь делать рутинные задачи быстро, эффективно.
  • Если в компании всё же сформирован SEO-отдел, то вы сможете вырасти по карьерной лестнице, стать руководителем отдела.

А какие альтернативы?

  • Попробовать устроиться в бутиковое или просто не потоковое агентство, где на каждого сотрудника не более 5-7 проектов.
  • Идти во фриланс, найти 2-3 клиентов и вести их самостоятельно.
  • Создавать свои проекты и зарабатывать на них (мечта каждого сеошника).

У таких альтернатив тоже есть свои минусы. Например, в бутиковое агентство сложно попасть, туда обычно берут опытных сеошников. На фрилансе придётся совмещать навыки менеджера проектов, менеджера по продажам с SEO-навыками, что не каждому удаётся. И если 1 клиент уйдёт, то вы потеряете 30-50% дохода. А на своих проектах становится всё сложнее добывать трафик и зарабатывать.

Итоги:

Каждый сам решает, какой дорогой ему развиваться в SEO. Если вы начинающий специалист и пока нигде не работали, то вполне можно попробовать и с потоковой студии. Там вы быстро получите базовые навыки и сможете двигаться дальше.

Но, на мой взгляд, лучше сразу поискать фирму, где передают в работу не много клиентов и будет время на эксперименты, полноценное развитие навыков.

77
13 комментариев

Работа на потоке развивает некоторые скиллы, никак иначе не развиваемые. Например, способность выявить наиболее эффективное и внедрить, чтобы получить хоть какие-то положительные результаты.
Ну, и такой возможности изучить на практике разные тематики, CMS и сорта деградации просто не бывает.
С другой стороны, развивается ощущение, что работаешь санитаром в дурдоме, где всё горит, и ты горишь, и ты в аду.

6

Да в целом фундмаент любого проекта это семантика, кластеризация - посадочные нормальные с хорошо прописанными мета тегами и регион привязать, в яндексе по сути даже это даст уже норм задел на ближайшие месяц-два. Ну и кф конечно же. Но нужно это делать неспеша и вдумчиво) желательно

1

"Ещё одна большая проблема - когда сеошнику приходится контактировать с клиентом напрямую, например, в общих чатах или мессенджерах (да-да, бывает и такая практика, даже при наличии менеджера проектов)".

Согласен, тоже ужасаюсь от такого. Недавно читал в интервью одного руководителя в SEO-компании, что у них всех сотрудников заставили напрямую общаться с клиентами и исключили из цепочки аккаунт-менеджеров. Для меня это звучит страшно, т.к. я в SEOшники пошел в том числе чтобы переговоров напрямую не вести. Про то, что отдельные созвоны в принципе и так бывают - молчу.

По остальным пунктам в общем и целом тоже согласен, разве что кроме "По возможности, узнайте LTV - прибыль от одного клиента" - я бы на месте компании такие цифры не раскрывал да и вопрос может напрячь в целом. К тому же, такое не все считают, обычно считают общие доходы-расхожды, наиболее и наименее маржинальных клиентов, но не среднее LTV (хотя в каждой компании индивидуально).

Ну и пункт "Соответственно, по части клиентов просто отправляются отчёты" это, конечно, жесть, если я правильно понял: плановые работы не делаются, просто готовится итоговый отчет, т.к. клиент ничего не спрашивает и лоялен? Это сурово даже для очень потоковой компании.

3

По отчётам. Не каждый клиент вообще в курсе, что делают по его проекту, многие не вникают. Если работы не успели сделать по сайту, то пишут шаблонный отчёт (анализ, проверка трафика и т.п.) с выгрузкой позиций. Когда клиент начинает-таки задавать вопросы, тогда этому проекту повышают приоритет и начинают с ним работать. Но тогда не хватает времени по другим проектам)

1

Почему нет варианта работы инхаус? Вести постоянно один сайт своего работодателя?

1

Верно, есть и такой вариант.

Мне один соискатель на hh ру написал в комменте, что хочет з.п. не меньше 200к в месяц на должности стажера SEO.

1