В чем реальная опасность инфобизнеса?

Привет! Многие на VC меня знают, как своеобразного оппозиционера инфобизнесу: и сам этим занимался, и противник инфобизнеса с неоднозначной позицией. Все потому, что мое понимание реального вреда инфобизнеса несколько отличается от популярных представлений. И, пожалуй, давайте поговорим об этом...

Жизненный пример...

Представим, что вы купили пирожок, зараженный сальмонеллой - бактерией, провоцирующей опасное заболевание сальмонеллез.

Какой же будет ваша ключевая претензия к продавцу после того, как вы поправите здоровье? То, что заплатили деньги за отравленный пирожок? Или в том, что он был отправлен?

Согласитесь, что если бы вы отравились продуктом, который достался вам бесплатно, то принципиально на суть претензии это не повлияло. Более того, бесплатные отравленные пирожки - куда более опасное социальное явление.

Зло современного инфобизнеса в том, что изначально он несет недостоверную информацию, формируя искаженную картину мира.

Именно поэтому я очень своеобразно отношусь к деятельности разоблачителей, которые "расчехляют" инфобизнесменов и тут же рекламируют каталоги с раздачей их же бизнес-курсов бесплатно.

"Пограничник" разоблачает инфобизнесменов и параллельно участвует в распространении их же дезинформации в более массовом порядке
"Пограничник" разоблачает инфобизнесменов и параллельно участвует в распространении их же дезинформации в более массовом порядке

Согласитесь, выбрать меньшее из зол тут трудно: продавать дезинформацию за деньги или раздавать бесплатно всем желающим. Но именно подобная деконструктивная деятельность среди разоблачителей сейчас в почете.

Как формируется недостоверная информация

Бытует мнение, что инфобизнесмены несут недостоверную информацию, т.к. сами не разбираются в бизнесе. Истина в этом есть, но корень проблемы кроется совершенно в другом.

Я выделяю три ключевых принципа, ввиду которых формируется круговорот дезинформации о бизнесе в природе. Рассмотрим их.

1. "FOMO - боязнь упустить наилучшие возможности"

Представим себе такую ситуацию:

Реальный бизнесмен и бизнес-тренер решили провести бесплатный вебинар.

Первый рассказал все, как есть на самом деле. А второй, как минимум, несколько приукрасил картину.

Теперь два вопроса:

1. На чей вебинар придет больше людей?

2. У кого больше шансов доказать, что именно он является экспертом в вопросах помощи по созданию и развитию бизнеса?

И, чтобы на эти вопросы ответить, достаточно простейшего понимания психологии:

1. Подсознательно каждый человек боится потерять вовсе не деньги, а время, ведь денег можно заработать сколько угодно, но живем мы +/- все одинаково. Информация, в которой обещают больше и быстрее, изначально более привлекательна. Ограниченное время так или иначе заставит слушать одного и отказаться от информации другого. Поэтому люди устремятся, в первую очередь, туда, где им обещают больше. В принципе, ничего такого в этом нет: мы все ведем себя так, изначально рассматривая более выгодные предложения.

2. Жизнь с каждым днем становиться все более сложной, более насыщенной информацией и предложениями. Люди не в состоянии самостоятельно разбираться со всем и не везде хватает компетенций. Поэтому в современном мире, как никогда раньше, работает эффект социального доказательства. Таким образом, бизнес-тренер, привлекая больше людей на свой вебинар, а равно на свои социальные сети и другие мероприятия, за счет "социального доказательства" получает весомое преимущество перед реальным бизнесменом в плане возможности донести свои идеи, как истинные.

3. На фоне большей популярности доводы бизнес-тренера всегда будут более убедительны для большинства его аудитории. Тут надо понимать, что бизнес-тренер обладает высокой гибкостью и может подстраиваться под массовое сознание.

Например, есть такой инфобизнесмен, как Костя Пекинец. На волне хейта против инфобизнесменов он сыграл на том, что стал выдавать не такую многообещающую картинку, как другие бизнес-тренеры (но, тем не менее, тоже недостоверную), чем добился определенной популярности среди аудитории.

Костя Пекинец умело выехал на хейте инфобизнеса, получив от меня прозвище: "самый хитрый инфоцыган". Но, спустя время, сделал каминг-аут на сцене главного борца с инфобизнесменами Андрея Ковалева 
Костя Пекинец умело выехал на хейте инфобизнеса, получив от меня прозвище: "самый хитрый инфоцыган". Но, спустя время, сделал каминг-аут на сцене главного борца с инфобизнесменами Андрея Ковалева 

Еще более показателен пример Димы Ковпака, также позиционирующего себя, как эксперта по бизнесу с Китаем.

В начале своей карьеры Дима говорил про 100 % прибыли на товарах из Китая, далее - 200, 300, 500 и даже 1000.

Но, на фоне хейта, откалибровал свои обещания и на обложке выпущенной в этом году книги указал цифру 300.

Преимущество бизнес-тренеров - гибкость. Они всегда могут подстраивать свой контент под текущее массовое сознание, но все равно он будет сохранять статус недостоверной информации
Преимущество бизнес-тренеров - гибкость. Они всегда могут подстраивать свой контент под текущее массовое сознание, но все равно он будет сохранять статус недостоверной информации

Все это приводит к тому, что доводы реального бизнесмена разбиваются достаточно легко, при этом, зачастую сами по себе самой же аудиторией:

- узкоспециализированный опыт;

- делать самому и учить других - не одно и тоже;

- начать успешно бизнес год-два-десять-двадцать лет назад - не означает возможность сделать это в современных реалиях;

- если такой умный, то почему тебя никто не смотрит (мало смотрят)

Таким образом, реальные бизнесмены в информационном пространстве проигрывают - их же собственный бэкграунд становиться отягощающим фактором.

На самом деле, начать обучать других стремятся очень многие бизнесмены, как минимум, из чувства как-то компенсировать свои ошибки в бизнесе, передав опыт другим.

Но они или становятся такими же дезинформаторами, как, например, Евгений Черняк, продвигающий инфобизнесменов, либо проигрывают информационную конкуренцию и уходят со сцены, как, например, Олег Тиньков и его "Бизнес-Секреты".

Евгений Черняк - не самый последний реальный бизнесмен, но на территории инфобизнеса вынужден играть по всем правилам, продвигая других инфобизнесменов
Евгений Черняк - не самый последний реальный бизнесмен, но на территории инфобизнеса вынужден играть по всем правилам, продвигая других инфобизнесменов
"Бедный" Олег Тиньков. Уже много лет пытается в рамках "Бизнес-секреты" хоть как-то поделиться своим выдающимся опытом. Но разбивается раз за разом о порочный круг информационного пространства, не получая должной популярности. Очень жаль!
"Бедный" Олег Тиньков. Уже много лет пытается в рамках "Бизнес-секреты" хоть как-то поделиться своим выдающимся опытом. Но разбивается раз за разом о порочный круг информационного пространства, не получая должной популярности. Очень жаль!
Андрей Ковалев - еще один реальный бизнесмен. Тоже пошел на опасную тропу инфобизнеса, по всей видимости, под вполне благовидным предлогом: делиться своим опытом в бизнесе. Но пока держится только на хейте и разоблачениях, а не реальном обучении
Андрей Ковалев - еще один реальный бизнесмен. Тоже пошел на опасную тропу инфобизнеса, по всей видимости, под вполне благовидным предлогом: делиться своим опытом в бизнесе. Но пока держится только на хейте и разоблачениях, а не реальном обучении

Это примеры, которые можно увидеть сейчас. Однако, реальных бизнесменов, которые пытались достучаться до людей, было и еще будет видимо-невидимо. Та же Бизнес-Молодость на заре своего становления организовывала спитчи реальных предпринимателей, но позже, по очевидным уже причинам, отказалась от этого.

Второй принцип: "Вершина айсберга"

Социальное доказательство - ключевой элемент инфобизнеса. Для того, чтобы тебя слушали, нужно привлечь к себе внимание как можно большего количества людей.

Что нужно большинству? Схемы заработка, которые будут отвечать двум критериям:

1. Относительная простота реализации

2. Убежденность в том, что бизнес-модель является действительно рабочей

Самый простой вариант - это работа с совсем уже примитивной аудиторией, лишенной хоть какого-то критического мышления.

На базе такой аудитории формируются самые откровенные лохотроны, вроде, "нажми на кнопку - получишь деньги на счет".

Вот пример такого развода, где "заработать" можно просто...нажимая на кнопку (позиционируется как секретный способ заработка всех миллиардеров)

Но вот самые опасные существуют по заветам Геббельса, когда в откровенную ложь добавляется ложечка того, во что люди верят изначально.

Подумаем, какие бизнес-форматы являются самыми популярными в среде инфобизнеса: франшизы, форекс, ставки на спорт, бизнес на Амазоне, интернет-магазины, одностраничники, бизнес с Китаем, бизнес на разделе и пересдаче недвижимости и т.д.

Чем проще видимая часть этих бизнес-моделей, тем лучше она "зайдет" аудитории, и тем лучше сработает принцип социального доказательства.

Почему инфобизнес в сфере интернет-магазинов популярнее, чем открытие торговой точки?

На деле первое не проще, не эффективнее и не всегда дешевле, чем второе.

Начать торговлю в оффлайне не так сложно: можно всегда найти не дорого место на рынках или ярмарках, товар закупать у местных оптовиков, нет расходов на рекламу со множеством премудростей. Да чуть ли не каждая вторая бабка успешно освоила такой бизнес без всяких бизнес-тренеров.

Но видимая часть интернет-магазина кажется проще, чем видимая часть торговой точки.

Кроме того, увидеть тысячи и тысячи интернет-магазинов, сотни тысяч продавцов на Амазоне проще, чем соизмеримое количество других торговых форматов.

Опять социальное доказательство: чем больше бизнесов я вижу - тем больше людей их используют, а значит у меня больше шансов в этом преуспеть.

А то, что интернет-магазин - это лишь рекламная площадка. Что в интернете отстроиться от конкурентов гораздо сложнее, чем в оффлайн-бизнесе, что интернет-продажи - это крохи от общего ритейла - это уже остается за кадром.

Все это делает популярными весьма сомнительные с точки зрения оправданности для целевой аудитории бизнес-модели, формирует необъективный информационный фон и подстегивает даже реальных предпринимателей форсить бизнес-модели, которых они сами в глаза не видели и не могут оценить их реальные показатели.

Андрей Ковалев,  реальный миллиардер, "учит" новичков зарабатывать на Амазон. Как будто там не хватает индусов, китайцев, американцев и европейцев. Конечно, это действительно рабочий инструмент, но контекст подачи не соответствует действительности
Андрей Ковалев,  реальный миллиардер, "учит" новичков зарабатывать на Амазон. Как будто там не хватает индусов, китайцев, американцев и европейцев. Конечно, это действительно рабочий инструмент, но контекст подачи не соответствует действительности
Бизнес с Китаем - яркий пример эффекта "вершины айсберга". Чуть ли не все ведь возят товар из Китая, там все стоит дешево и т.д. и т.п. Но про то, что практически вся выгода на мелких объемах стирается о долгую доставку - об этом Андрей Ковалев не говорит
Бизнес с Китаем - яркий пример эффекта "вершины айсберга". Чуть ли не все ведь возят товар из Китая, там все стоит дешево и т.д. и т.п. Но про то, что практически вся выгода на мелких объемах стирается о долгую доставку - об этом Андрей Ковалев не говорит

3. Третий принцип: "Упрощение информации"

Чем проще информация - тем она лучше воспринимается большим количеством людей. И в инфобизнесе ее упрощают до степени недостоверности.

Если этого не делать - не будет положительной обратной связи в достаточном для социального доказательства количестве и ты останешься за бортом информационного поля.

Именно поэтому информация всех топовых инфобизнесменов несет максимально абстрактный и/или очевидный смысл.

Конечно, чтобы взорвать мозг аудитории, надо завернуть эти очевидные вещи в максимально заумные словесные обороты, снабдив их яркими примерами и метафорами.

Собственно, в этом и есть талант топовых инфобизнесменов, и именно этому они сами учатся, посещая тренинги мировых звезд инфобизнеса.

"Хочешь быть успешным - будь успешным! Хочешь добиться всего в жизни - иди и добивайся! С вами были ваш Тони Роббинс, всем спасибо, до новых встреч" - суть всех тренингов топовых инфобизнесменов, но именно это работает
"Хочешь быть успешным - будь успешным! Хочешь добиться всего в жизни - иди и добивайся! С вами были ваш Тони Роббинс, всем спасибо, до новых встреч" - суть всех тренингов топовых инфобизнесменов, но именно это работает

Круговорот дезинформации в природе

Когда-то способность накапливать жир дала человеку эволюционное преимущество. Сейчас это проблема мирового уровня.

Когда-то способность оценивать людей, вещи и явления по принципу социального доказательства помогала сориентироваться в социуме, а сегодня настал период, когда от этого больше вреда, чем пользы.

К слову, я рад, что тот же Инстаграм увидел эту проблему и начал какие-то эксперименты по ее обходу (почитать подробнее можете здесь).

Что мы видим сегодня? Чем тупее контент - тем он более популярный и коммерчески успешный. Умные и качественные фильмы проваливаются, тупые блокбастеры - срывают кассы. Видеоролики, в которых одни просто смеются над другими собирают миллионы просмотров. Попытки донести что-то действительно толковое - собирают дизлайки.

Но Бог с ним с развлекательным контентом, но совершенно по тем же принципам недостоверная бизнес-информация вытесняет истинную.

Ни у кого нет такой мотивации генерировать и продвигать свой контент, как у инфобизнесменов. Они не только подыгрывают массовым заблуждениям, но и развивают их.

Эта дезинформация просачивается дальше, в массовое сознание в сегменты информационного поля, даже очень далекие от инфобизнеса.

Другие авторы контента должны или подыгрывать определенным заблуждениям, в том числе, их крайним формам (например, вилка: бизнес-обучение - зло, бизнес-обучение - хорошо), или уйти с информационного поля.

Доходит до абсурда:

Те же самые разоблачители критикуют, например, "экспертов" по бизнесу с Китаем, но, при этом, толкают в массы ошибочное представление об этом, как о формате бизнеса.

Ведь на деле для их целевой аудитории, начинающих бизнесменов, Китай - это лишь один из множества вариантов поставок товара и в подавляющем числе случаев - далеко и далеко не самый оптимальный.

Этот порочный круг не разорвать критикой инфобизнеса: лишь одни заблуждения сменятся другими, а "инфоцыгане" адаптируются, изменят способы монетизации масс, и все пойдет по новому кругу.

Касается ли эта проблема вас лично?

Безусловно, каждый имеет право занять позицию: "моя хата с краю - ничего не знаю". И я допускаю ситуации, когда и в действительности вам нет до этого дела (но тогда почему вы читаете этот материал???).

Однако, приведу такой аргумент:

Я занимался поставками из Китая под заказ с 2012 по 2017 год - целых 5,5 лет.

За этот период сменил множество посредников, и не раз случалось так, что посредник брал деньги, но не поставлял товар, хотя до этого мы работали с ним долгое время. Это не был мошенник и умысла кого-то обмануть не было.

Это было следствием попыток привозить качественный товар из Китая и выжить на схлопнувшемся рынке после скачка курса 2014 года.

К слову, одним из таких был и Дмитрий Портнягин, которого "китаисты" запомнили, как яркого и амбициозного предпринимателя, и относятся к нему хорошо даже на фоне всего этого хейта.

При этом, есть другая категория посредников, которые успешно живут и сейчас, покупают себе квартиры и машины.

Они работают чуть по иной схеме:

Дадут вам ниже цены, лучше условия (например, отсрочка платежа), но привезут подзаборное барахло на выброс, даже если если вы сами нашли поставщика и с ним договорились.

На одного логиста у них 5 юристов, которые не только защитят компанию в суде (а доказать, что не верблюд, здесь очень и очень трудно), но и удалят любой комментарий в интернете, наполнят сеть отзывами от ботов, а, если будете рыпаться, то инициируют проверки и ваш адрес: юридических терроризм никто не отменял.

И ничего вы им не сделаете!

И, надо сказать, что методы работы таких вот игроков ничуть не отличаются от инфобизнесовых: все та же самая игра на заблуждениях и предубеждениях, отсылки к популярности, к отзывам и т.д.

Ну скажете: надо просто проверять все, сами виноваты, но факт: реальные мошенники спокойно обдирают народ, пока другие банкротятся и вылетают с рынка, порой, не с самой лучшей репутацией.

А ведь деньги, слитые на китайское барахло, могли быть потрачены на ваши товары и услуги, могли пойти на налоги и на много чего еще полезного.

Уверен, что если вы работаете в сфере B2B, то что-то похожее встречаете и у себя...

Мы все так или иначе зависим от развития экономики.

Но экономика - это эффективное использование ресурсов.

А о какой эффективности может идти речь, когда у нас чуть ли не вся страна стоит на том, что создаем и толкаем друг другу дерьмовые, а порой и просто бесполезные товары и услуги?

И инфобизнес принимает далеко не последнюю роль в формировании и развитии этого порочного круга.

Миллионы людей сливают деньги и время на проекты, которые изначально обречены на провал. Липовые специалисты умудряются проникать в действующие бизнесы и разваливать их изнутри.

Мы боимся заказать услугу в бизнесе или товар, т.к. кругом обман и мошенники. Но именно последние порой в авангарде: быть белыми и пушистыми, обещать сказочные условия и прикрывать себя - их бизнес.

Кроме того, инфобизнес и их близкие генетические родственники держаться вместе - факт!

Пиарят друг друга, защищают друг друга, хотя и бывают сакральные жертвы, такие как тот же Дмитрий Портнягин. Они - короли медийности, за ними мнение большинства.

Кто-то видит в этой "марже" героизм Евгения Черняк. Я лишь вижу передел инфоцыганского рынка и пример сакральной жертвы.
Кто-то видит в этой "марже" героизм Евгения Черняк. Я лишь вижу передел инфоцыганского рынка и пример сакральной жертвы.
Пока кто-то радуется хейту против инфобизнесменов, отдельные их представители получают миллиардные гранты от государства, т.е. конкретно наши деньги
Пока кто-то радуется хейту против инфобизнесменов, отдельные их представители получают миллиардные гранты от государства, т.е. конкретно наши деньги

Это все заразная болезнь, которую не победить, убив десяток микробов - болезнь лишь адаптируется и станет более опасной.

Только объединившись вместе, создав свою альтернативу инфобизнеса, мы сможем победить это тотальное зло.

С выгодой для себя и для общей экономики, конечно.

1212
40 комментариев

Проблема в том, что начинающие (и не только) предприниматели рассматривают курсы и тренинги по бизнесу как услугу, "отключая" в своей голове критическое мышление. Но что если задать себе вопрос: а зачем условный эксперт №1 с китаем будет рассказывать 1000 человек, вместо того, чтобы заниматься тем, в чем он и так эксперт? Вероятно потому что это выгоднее, чем сам бизнес, в котором он является экспертом. Следовательно имеются сопутствующие факторы при которых ту самую наценку в 300% вы скорее всего не увидите. Из этого можно сделать вывод, что платить за это глупо и неэффективно. Разве что ради горького опыта.
В посл. время бок о бок с инфоцыганами идут "псевдофраншизы". И у тех, и у других основной упор не на качество, а на продажи. Втюхать дерьмо под видом конфеты и кинуть (законно конечно же)

1
Ответить

Давайте посмотрим на это с иной стороны... Если бы я провел КАЧЕСТВЕННЫЙ курс по бизнесу с Китаем, то из 99,9 % людей вынесло, что им вообще это не нужно, т.к. на мелких поставках прибыль просто размажется о срок поставки и реализации. Вопрос: нафига оно мне надо? Что я с этого заработаю? Вывод: или рассказывать это за деньги, или становиться самому инфоцыганом и впаривать всем услуги по Китаю, как это делает тот же самый Пекинец.

Ответить

Постоянно покупаю различные курсы и тренинги. Что-то работает, что-то нет.
Какой вывод сделать после вашей статьи? Перестать это делать потому что у вас не получается применить полученные знания?

За что агитируем?

1
Ответить

Вы хоть материал то прочитали?

1
Ответить

смешно когда вор, мошенник и инфоцыган затирает про то, что инфобизнес - это не очень, но вот его-то курсы самое то.

1
Ответить

это получается у нас вообще слушать некого)
Только недавно открыл для себя Ковалева, а тут оказывается он тоже мутный

Ответить

Вы открыли для себя Ковалева потому что он четко по схеме инфобизнеса вошел в медийное поле, попал в рекомендации ютуба.

1
Ответить