Чат-боты с искусственным интеллектом заменят интервьюеров на собеседованиях

Чат-боты все чаще используются компаниями для проведения собеседований и отбора кандидатов на работу, часто на позиции "синих воротничков". Однако, как и в случае с другими алгоритмическими инструментами найма, эксперты и соискатели опасаются, что эти инструменты могут быть необъективными.

Чат-боты с искусственным интеллектом заменят интервьюеров на собеседованиях

Дисклеймер: этот текст является переводом статьи, которая вышла в американском Forbes. Статью перевел Егор Ярко, PR-менеджер компании «Технократия»

В начале июня Аманда Клейпул искала работу в ресторане быстрого питания в городе Эшвилл, штат Северная Каролина. Но она столкнулась с неожиданным и раздражающим препятствием: глючным чат-ботом рекрутером.

Несколько примеров: Чатбот-рекрутер McDonald's "Оливия" записал Клейпул на очное собеседование, но затем не смог назначить его из-за технических проблем. Бот компании Wendy's смог записать ее на личное собеседование, но на работу, которую она не могла выполнять. Затем чат-бот компании Hardees отправил ее на собеседование с менеджером магазина, который был в отпуске, - вряд ли это можно назвать безупречной стратегией рекрутинга.

"Я приехала в Hardees, и они были несколько удивлены. Сотрудники ресторана не имели ни малейшего представления о том, что со мной делать и как мне помочь", - рассказала Forbes Клейпул, которая в итоге устроилась на работу в другое место. "Это казалось более сложным действием, чем должно было быть", - сказала она. (Компании McDonald's и Hardees не ответили на запрос о комментарии. Представитель компании Wendy's сообщил Forbes, что бот позволяет "повысить эффективность найма", добавив, что "инновации - это наша ДНК").

Чат-боты для работы с персоналом, подобные тем, с которыми столкнулась Клейпул, все чаще используются в таких отраслях, как здравоохранение, розничная торговля и ресторанный бизнес, для отсеивания неквалифицированных кандидатов и назначения собеседований с теми, кто может подойти на эту должность. McDonalds, Wendy's, CVS Health и Lowes используют чат-бота Olivia, разработанного аризонским ИИ-стартапом Paradox стоимостью 1,5 млрд. долл. Другие компании, например L'Oreal, используют чат-бота Mya, разработанного в Сан-Франциско одноименным стартапом. (Компания Paradox не ответила на запрос о комментарии по поводу опыта Клейпул).

Чат-боты с искусственным интеллектом заменят интервьюеров на собеседованиях

Большинство чат-ботов, нанимаемых на работу, не столь совершенны и проработаны, как современные разговорные чат-боты типа ChatGPT. В основном они используются для отбора кандидатов на вакансии с большим потоком претендентов - кассиров, кладовщиков, ассистентов по работе с клиентами. Они примитивны и задают достаточно простые вопросы: "Умеете ли вы пользоваться вилочным погрузчиком?" или "Можете ли вы работать без выходных?". Но, как выяснила Клейпул, эти боты могут быть несовершенными, и не всегда есть человек, к которому можно обратиться, если что-то пойдет не так. А четкие ответы, которые требуют многие боты, могут означать автоматический отказ некоторым квалифицированным кандидатам, которые могут отвечать на вопросы не так, как того хочет большая языковая модель.

По мнению экспертов, это может стать проблемой для людей с ограниченными возможностями, людей, не владеющих английским языком, и пожилых соискателей. Аарон Конопаски, старший юрисконсульт Комиссии по равным возможностям в сфере занятости США (EEOC), опасается, что такие чат-боты, как Olivia и Mya, могут не предоставить людям с ограниченными возможностями или медицинскими заболеваниями альтернативных вариантов вакансий или ролей в сфере занятости. "Если вы общаетесь с человеком, то у вас есть естественная возможность поговорить о разумных вариантах трудоустройства", - сказал он в интервью Forbes. "Если же чатбот слишком строг, и человеку нужно иметь возможность попросить о каком-то исключении, то чатбот может не дать ему такой возможности".

"Это похоже на то, как Netflix рекомендует фильмы на основе других фильмов, которые вам нравятся"

Джереми Шифф, генеральный директор и основатель компании RecruitBot

Еще одной проблемой является дискриминация. Предрассудки, заложенные в данных, используемых для обучения ИИ, могут заложить предвзятость и дискриминацию в инструменты, в которых он применяется. "Если чатбот смотрит на такие вещи, как время, необходимое для ответа, или на то, используете ли вы правильную грамматику и сложные предложения, то именно в этом случае можно опасаться появления предвзятости", - говорит Полин Ким, профессор трудового права Вашингтонского университета, чьи исследования посвящены использованию ИИ в инструментах найма. Однако такую предвзятость трудно обнаружить, если компании не раскрывают причины отказа потенциальному кандидату.

В последнее время государственные органы принимают законы, направленные на контроль и регулирование использования средств автоматизации при приеме на работу. В начале июля в Нью-Йорке был принят закон, обязывающий работодателей, использующих такие автоматизированные инструменты, как системы сканирования резюме и чат-боты для проведения собеседований, проводить аудит своих инструментов на предмет гендерной и расовой предвзятости. В 2020 г. в штате Иллинойс был принят закон, обязывающий работодателей, применяющих искусственный интеллект для анализа видеоинтервью, уведомлять об этом соискателей и получать их согласие.

Тем не менее, для компаний, стремящихся сократить расходы на подбор персонала, ИИ-рекрутеры отбора кандидатов кажутся очевидным вариантом. По словам Мэтью Шерера, старшего советника по вопросам политики в области прав работников и технологий Центра демократии и технологий, отделы кадров часто оказываются в числе первых, где происходит сокращение персонала. "Отдел кадров всегда был центром затрат компании, он никогда не приносил дохода", - пояснил он. "Чат-боты - это очень логичный первый шаг к тому, чтобы попытаться снять часть нагрузки с рекрутеров".

В этом и заключается смысл создания компании Sense HQ, которая предоставляет таким компаниям, как Sears, Dell и Sony, чат-боты с искусственным интеллектом на основе текстовых сообщений, помогающие рекрутерам пробираться через тысячи соискателей. Компания утверждает, что ее услугами уже воспользовались около 10 млн. соискателей, и соучредитель Алекс Розен сказал Forbes, что такие цифры свидетельствуют о гораздо большем количестве подходящих кандидатов.

"Причина, по которой мы создали чат-бота, заключается в том, чтобы помочь рекрутерам общаться с более широким кругом кандидатов, чем они могли бы сделать это самостоятельно", - сказал он, добавив обязательную оговорку: "Мы не считаем, что ИИ должен самостоятельно принимать решение о найме. Это опасно. Мы просто не думаем, что это еще не так".

Чат-боты с искусственным интеллектом заменят интервьюеров на собеседованиях

Компания RecruitBot использует искусственный интеллект при приеме на работу, применяя машинное обучение для анализа базы данных из 600 млн. соискателей, полученных из общедоступных данных и с рынков труда, с целью помочь компаниям найти кандидатов на работу, похожих на их нынешних сотрудников. "Это похоже на то, как Netflix рекомендует фильмы на основе других фильмов, которые вам нравятся", - сказал Forbes генеральный директор и основатель компании Джереми Шифф. Но и здесь предвзятость является очевидной проблемой: найм одинаковых сотрудников имеет свои подводные камни. В 2018 году компания Amazon удалила свою систему отслеживания резюме на основе машинного обучения, которая дискриминировала женщин, поскольку ее обучающие данные состояли в основном из резюме мужчин.

"Чат-боты - это очень логичный первый шаг к тому, чтобы попытаться снять часть нагрузки с рекрутеров"

Мэтью Шерер, советник по вопросам социальной политики

Урмила Джанардан, аналитик Upturn, некоммерческой организации, изучающей влияние технологий на возможности людей, отметила, что некоторые компании также прибегают к личностным тестам для отсеивания кандидатов, причем вопросы для отбора могут быть совершенно не связаны с работой. "Вам даже могут потенциально отказать в приеме на работу из-за вопросов о доброжелательности и личностных качествах", - говорят они.

Для Рика Гнеда, подрабатывающего художником и писателем, определение личностных качеств было частью собеседования с чатботом, которое он проходил для получения почасовой оплаты за работу по укладке товара на полки в австралийском супермаркете Woolworths. Чатбот, созданный компанией Sapia AI (ранее известной как PredictiveHire), предложил ему ответить на пять вопросов объемом от 50 до 150 слов, а затем проанализировал его ответы в поисках черт характера и навыков, соответствующих предпочтениям рекрутера. Придя к выводу, что Гнед "хорошо справляется с переменами" и "больше сосредоточен на общей картине, что заставляет его обращать внимание на детали", компания перевела его в следующий этап собеседования. По словам генерального директора и соучредителя Sapia AI Барба Хаймана, хотя система не требует от кандидатов отвечать на вопросы в рамках лимита времени, она оценивает структуру предложений, читабельность и сложность слов, используемых в текстовых ответах.

В интервью Forbes Гнед заявил, что считает все это бесчеловечным и тревожным. "Я отношусь к той демографической группе, где меня это не касается, но я беспокоюсь за людей из числа меньшинств, которые в основном составляют рынок труда с низким уровнем доходов".

Для одного из соискателей, который попросил об анонимности, чтобы свободно высказываться, общение с ботом имело по крайней мере один положительный момент. Заполнив сотни анкет, он часто не получал ответа, но бот, по крайней мере, уверил его, что его заявка получена. "Во многих отношениях это было похоже на поднятие боевого духа", - сказал он. "Но если бы мне приходилось делать это (переписываться с чат-ботом) с каждым соискателем, это было бы мучительно".

Подписывайтесь или не подписывайтесь на мой ТГ-канал. Управляйте своей жизнью сами (с)

44
5 комментариев

ну вот зачем эти чат боты? если это крупная компания можно ведь и человеку рабочее место обеспечить, да и живой специалист эмпатичнее(зачастую)

4

проблема в дисбалансе спроса и предложения. Даже есть посмотреть сейчас на hh.ru, то на одну вакансию могут откликнуться сотни человек, резюме которых рекрутер будет разбирать не одну неделю. Бизнес пытается сократить тут косты на подбор, но пока все это работает криво и страдают все: компании не получают толкового специалиста, а кандидат не получает свое рабочее место.

А мне кажется вполне уместна такая замена. Большинство вопросов стандартные, чат-бот с этим точно справится

Практика, к сожалению или к счастью, показывает, что боты пока не совсем способны справляться) может быть дело в неправильно обученной модели, а может дело в плохо продуманной аналитике

Пока слабо себе представляю, но плюсы в этом тоже есть.