Бизнес-история первого российского робокафе MontyCafe: почему нанять робота-бариста выгоднее, чем живого человека

Шесть лет назад трое айтишников всерьёз решили заняться робототехникой. После успешных экспериментов над роботами они открыли в Москве кофейню MontyCafe. Она стала знаменитой, о ней рассказывали СМИ. А всё потому, что работник в ней один — робот-бариста Monty, который делает потрясающий кофе с сиропами, предлагает молочные коктейли и сладости.

Редакция «Прими Карту!» спросила совладельца роботизированной кофейни MontyCafе Павла Жданова об идее эксперимента по открытию нестандартной точки в Москве и успешном запуске собственной франшизы.

Разработчик и совладелец робокафе MontyCafe Павел Жданов
Разработчик и совладелец робокафе MontyCafe Павел Жданов

Идею подсмотрели в Америке

Идея появилась неслучайно — по образованию мы айтишники и давно занимались изучением и разработкой роботов. Начинали с роботов-промоутеров и механических рук манипуляторов. Разрабатывали их с нуля. Роботы-промоутеры — такие человекоподобные разговаривающие роботы на колёсиках.

Мы делали похожий проект в России, но он не дотягивал до полной автономности. Мы понимали, что настройка общения человека с роботом — довольно сложная область; работать с ней могут большие корпорации с деньгами вроде Apple, Google. В общем, начали с такого формата, но решили продать наработки.

За это время поднакопили кое-какие деньги. Стали известны как компания-разработчик робототехники. И в 2016 году мы с другом решили открыть первое полностью автоматизированное робокафе в России.

Идею подсмотрели в Америке. Там уже есть похожая концепция, но цена, как по мне, завышена, для покупки и развития бизнеса. Опыт разработки у нас был, вот и решили попробовать свои силы, сделать такого же, но своего робота, со своей технической и функциональной частью и оригинальным дизайном. Около года ушло на проектирование, разработку и тестирование манипуляторов.

Роботы-промоутеры
Роботы-промоутеры

Дизайн пошёл от «богомола»

Львиную долю времени заняли дизайн и название. Наверное, странно слышать это от технаря, но нас с другом очень волновал внешний вид робота. Меняли дизайн по несколько раз. Если посмотреть на нынешние разработки — роботы выглядят страшно. А у нас стояла задача привлекать людей, но никак не отпугивать.

Во время сборки робота получилось так, что внешне он напоминал кузнечика. Мой друг в шутку даже называл его богомолом из-за формы рук робота — они выгнуты назад. Нужно было сделать его компактным, но чтобы механизм дотягивался до чего угодно на точке. Вот и вышел… Богомол.

Так вот, наш дизайнер предложил не отходить от анималистической идеи названия робота, взять её за основу. Мы подумали — а почему бы и нет? Но как-то это не укладывалось в голове, как совместить кофейню, насекомых и такой вот дизайн робота. Хотя выходило что-то прикольное. И мы просто погуглили. С английского mantis (богомол) мы подобрали пару синонимов и остановились на Monty (Монти).

Через полтора года после полной готовности робота мы решили сначала показать разработку, поездить по выставкам мобильных роботов по городам России. Побывали во Франции, Италии, Дубае. Платили только за перелёт и аренду стенда, остальное перевозили с собой и устанавливали на месте.

Наша концепция оказалось популярной, люди подходили, интересовались робокафе. Даже хотели купить. Продавать мы, конечно же, не собирались ничего на тот момент, но решили, что уже можем открывать свой бизнес. Решили начать с Москвы.

Робот Monty похож на кузнечика или даже богомола
Робот Monty похож на кузнечика или даже богомола

Первое робокафе в торговом центре Москвы

Нас трудно назвать теми, кто без гроша в кармане захотел открыть точку. У нас был стартовый капитал. Мы не брали готовых разработок, а с нуля, по крупицам собирали робота в нашем офисе, чтобы потом запатентовать эту идею как личную.

При запуске столкнулись с высокими финансовыми рисками. Многие детали было трудно найти, но искали альтернативы, выкручивались. Кредитов никогда не брали. Всё, что вы видите сейчас — программирование, интеграция, сборка, — сделали мы. Из закупленного — это моторы для робота, компьютеры с дисплеями, камеры слежения, кофемашина, сокоохладитель, сам киоск, ну и кофейные зёрна, молоко, сиропы.

Тестировали робота мы ещё где-то месяц-два в офисе. Очень боялись запускаться. Одно дело, когда ты в офисе прогоняешь всё, а другое, когда в реальных условиях торгового центра с большой проходимостью людей.

В итоге перебороли себя и договорились поставить в торговом центре. В апреле этого года установили наш первый киоск с роботом в торговом центре «Водный» (Москва).

Два пилотных дня постояли с ним, посмотрели отработку, а потом оставили работать одного.

В торговом центре «Водный» нам предложили не лучшую точку. Лично мне она не очень нравится. Сейчас мы стоим на втором этаже, если уходить вглубь центра. Да ещё между двух вендинговых автоматов.

Но для нас важно было встать в реальных условиях для отладки и тестирования. Сейчас испытываем разные технические новинки, новый ассортимент, маркетинговые идеи, чтобы уже потом устанавливаться в других торговых центрах и в более привлекательных зонах.

Внутри, в кабине робота, установлены камеры слежения. Так что мы следим за ним постоянно, чтобы он ничего не натворил и посетители его не сломали. Был случай, как-то стаканчик не дошёл до окошка-выдачи, и человек полез внутрь киоска спасать напиток. Было дело, что и пинали автомат.

Интересно было первое время наблюдать, как люди обращаются с нашим роботом. Сейчас мы уже отловили все проблемы, исправили их, и киоск работает в автономном режиме. Правда, следить за ним мы всё равно продолжаем на всякий случай, если возникнут проблемы.

Обслуживаем автомат ежедневно после закрытия торгового центра. Мы используем для кофейных напитков свежее молоко и кофейные зёрна. По этой же причине мы и отличаемся от вендинговых аппаратов, где качество напитков оставляет желать лучшего.

Чтобы поставить киоск с роботом в торговом центре Москвы, вам придётся потратить примерно 1–1,5 млн рублей. Мы открылись за 1 млн рублей.

Вообще, прибыльность точки зависит от места. Если торговый центр заломит вам арендную плату, то сколько бы робот ни продавал кофе — вы не выйдете в плюс. Поэтому, я бы сказал, как и во всём остальном бизнесе, важны детали.

Киоск с роботом Monty можно найти в ТЦ «Водный», Москва

Ничего не делаем — робот сам работает и привлекает клиентов

Наш робот пока что умеет наливать кофе, перетаскивать стаканчик от кофемашины к клиенту и танцевать. Уже вот-вот запустим функции по размещению, добавлению сахара и рисованию на пенке изображений или фото клиентов.

Когда у робота никто ничего не заказывает, он танцует. Дети его просто обожают. Как увидят танцующего робота, сразу зовут родителей посмотреть и что-то купить. Даже думали добавить в каталог услугу — танец робота за 10 рублей. Но не стали.

Так вот, поначалу мы добавили разные кофейные напитки вроде капучино, латте. А теперь и молочные коктейли. Они делают нам больше 60% продаж. Причем был смешной момент. У робота сбилась программа, и он по ошибке добавлял людям во все напитки сироп со вкусом жвачки. Мы исправили программу, а люди всё равно продолжили заказывать коктейли с жвачкой и спрашивали про кофе с таким же вкусом.

Ещё добавили детские конфеты в ассортимент и планируем маффины.

Цену в тестовом киоске поставили чисто символическую — 50 рублей. Когда-нибудь поднимем, как доведём техническую составляющую до ума.

54-ФЗ нас не испугал. Основная сложность была в полной автоматизации

У нас не было другого выхода. Продавца у нас нет на точке. Наличку принимать невозможно. От идеи купюроприёмника отказались сразу — мы не смогли бы выдавать сдачу. При безналичном расчёте мы можем устанавливать любые скидки и даже стоимость до копеек.

Сначала мы думали установить маленькие мобильные терминалы, но они оказались ненадёжными. Сбоили, выключались. В итоге провели техническую интеграцию и купили терминал PAX SP30. Тогда же интегрировались и с онлайн-кассой. Все платежи и чеки идут в онлайне, отправляются в налоговую. С этим нет проблем.

У нас даже выводятся QR-коды для оплаты кофе. Система самописная, поэтому мы сами быстро внедряем безналичные новинки. Это несложно. Если что-то случается, на самом киоске есть телефоны техподдержки. По звонку мы его сразу же закрываем и возвращаем деньги на карту клиента.

Основная сложность в надёжности робота и полной автоматизации. Если сейчас мы не боимся рисковать заказами по 50 рублей, то в дальнейшем ошибки будут стоить нам дорого. Мы можем потерять деньги и репутацию, а всё-таки в планах есть задумки расширяться.

Сейчас средний чек при небольшой проходимости где-то 50 стаканчиков в день по 50 рублей. Соглашусь, небольшой показатель. Но мы вообще планируем повышать цены. Задача изначально была другой.

Пока что робот умеет выбирать кофе, подносить стаканчик к кофемашине и перемещать к клиенту

Сейчас мы «маленькие», но со своим брендом и франшизой. Люди с радостью открывают MontyCafe в своих городах, уже идут запросы из Индии, Испании

Поначалу мы думали только о работе робота. А сейчас уже мечтаем раздавать бонусные карты и сделать свое мобильное приложение для удалённого заказа кофе. Много чего можно придумать и сделать с робокафе. Многие нововведения очень трудоёмки, особенно в связке софтвейра (software) и хардвейра (hardware), поэтому мы сейчас доработали базовую функциональность, которую и хотим расширить по всей стране. Поэтому запустили франшизу.

У нас было много предложений купить бренд или позаимствовать идею, но с другим названием. Мы против этого. В будущем, когда будет много точек MontyCafe, — название будет работать само на себя.

Вообще, мы очень хотим видеть, чтобы наши франчайзи развивали MontyCafe по-своему. Добавляли что-то своё. Вот, например, один человек предложил печенье с предсказаниями от робота. Это прикольно. И каждый может поставить киоск с роботом и добавить что-то от себя. Мы не против и даже поможем.

Сами понимаете, если в каждом городе будут наши роботы со своими названиями — это уже будет не то.

Таких роботов мы продали около восьми штук. Наверное, благодаря этому немного отработали техническую часть робота.

А вообще, уже сейчас приходят запросы из Кореи, Камбоджи, Индии, Арабских Эмиратов, Америки, Чили, Испании. Я не хвастаюсь, но один испанец написал, что хочет срочно согласовывать условия аренды и установки. Это приятно. Вот здесь и начинается наш настоящий бизнес.

Людям нужно платить зарплату и контролировать работу. С роботом проще

«Робот может за меньшие вложения работать нон-стоп»
«Робот может за меньшие вложения работать нон-стоп»

Мы задумывались о роботах официантах. Это прям мечта наша, к которой потихоньку идём. Мы думали об открытии интерьерного кафе с одними роботами вместо персонала: робобарменом, шеф-поваром. Сейчас ищем инвесторов под этот проект.

В общем, роботов давно используют, в том же производстве автомобилей или сборке. На заводах вообще уже меньше привлекают людей. Но как только роботы появляются в ритейле, обслуживании, сервисах — все сразу ахают, у всех шок, что роботы заменят людей.

Если вы их не видите — не значит, что их нет. Если где-то они реально эффективнее людей, то почему бы полностью не автоматизировать труд? Людям нужно платить зарплаты, контролировать их работу, нанимать по несколько сменщиков. А робот может за меньшие вложения работать нон-стоп.

2424
23 комментария

Затестили эту штуку в водном, в чем разница между обычным автоматом (за исключением "ух ты робот!") пока непонятно. Места занимает много а внутри он просто доносит стаканчик до кофе машины 🤷‍♂️ Вот если бы он помол делал, в рожок кофе забивал и т.д. в этом, вероятно был бы смысл. Может быть я чего-то не понял.

13
Ответить

Типо разработчики тестят сначала просто робота в таком формате (сначала на кошках и с самым простым функционалом) , а потом уже будут делать полноценное кафе с одними роботами. И кстати там написано, что будут добавлять всякие функции. Пока выглядит как обычный автомат, да. Задумка прикольная, есть будущее у идеи

1
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Сколько в месяц можно зарабатывать с вендинга 1 шт?

Ответить

Сначала, когда прочитал про робота, представил себе, как он полностью заменяет сотрудника условного Cofix. И морковный фреш сделает и пироженку подаст и 50 видов кофе намешает с мороженым и без. А потом оказалось, что он доносит условно 3 вида кофе от кофемашины к покупателю и танцует((( Ожидаешь "вау", а получаешь "и?"

6
Ответить

Ничего не мешает добавить этот функционал в будущем.
На текущий момент есть более важные вопросы по стабильности и автоматизации текущего функционала. А потом софт написать чтобы он морковку кидал в блендер, блендер запускался, а робот подносил стакан Вам не проблема (примерно 60 минут работы над кодом с тестированием). А вот программирование работы манипулятора на текущем этапе, скорости реактивной движения и замедления сервоприводов это посложнее рассчитать и по сути нужно просто время на нахождение оптимальных конфигов.

Ответить

Ну да, смешно писать про замену людей, когда заменяете кофеавтомат, которых полно на каждом шагу уже десятки лет. Даже в ссср были с газировкой автоматы. А робот это маркетинг. 1-2 раза с детьми прикольно наверное, но если рядом будет стоять компактный кофеавтомат с такими же ценами, - но более шустрый и с более простым интерфейсом, то не понятно зачем мне (потребителю кофе) «танцы» вашего робота. Ну может это у вас действительно бариста и чем-то выигрывает кофейному автомату - но в статье тема не раскрыта... в любом случае вы молодцы - удачи!

4
Ответить