OZON - Неходовые товары (FBO)

OZON - Неходовые товары (FBO)

Глава 1. Проблема.

Маркетплейс OZON (ООО "Интернет решения") с 17.08.2023 г. в одностороннем порядке изменил оферту для продавцов по формату FBO (со склада маркетплейса OZON).

<i>Вежливо ультимативный порядок дальнейшего сотрудничества на скриншоте выше.</i><br />
Вежливо ультимативный порядок дальнейшего сотрудничества на скриншоте выше.

Выставив односторонние и неправомерные условия по достижению нужных им показателей оборачиваемости товара по каждому из их FBO складов.
Важный момент! Как для поставляемого нового товара с этой даты, так и для ранее поставленного за весь период сотрудничества с маркетплейсом.
При невыполнении данных показателей в рамках 14 дней с момента даты описанной выше. OZON (ООО "Интернет Решения") в одностороннем порядке оставляет за собой право сделать уценку на такие товары до 95%, полностью за счет поставщика этих товаров. А далее грозится их утилизацией за счёт поставщика.

Можно только представить количество поставщиков которые попадают под это ноу-хау и будут обязаны вывезти свои товары со складов OZON за свой счёт. Причем важно отметить, что даже услуга вывоза - будет платной.

В противном случае их товар будет продан за 1\10 от рыночной цены или вовсе утилизирован. При этом свободных дат для вывоза товаров с большинства складов OZON нет на 60 календарных дней вперед.

А так же OZON не учитывает, что обладает рядом складов попавших под санкционную блокаду, например в г. Калининград, с которых вернуть товары попавшие в санкционный список на основную территорию материковой Российской Федерации не представляется возможным - абсолютно никаким путями.

Глава 2. Личный опыт.

На примере одного из моих личных кабинетов, могу сказать, что мне нужно вывезти 128 SKU, в общем количестве 1141 штука. Суммарно в рыночных ценах это около 2.7 млн рублей.

Теперь к странностям. У меня есть план по поставкам на квартал (Июль, Август, Сентябрь). Который говорит мне дословно, что я должен поставить Озону товаров на 7.5 млн рублей, т.к. в категории галантерея дефицит товаров. При этом вывезти товаров надо на 2.7 млн рублей.
Отсюда закономерный вопрос: пробовали ли те, кто составляет план к поставкам разговаривать с теми, кто составляет планы на вывоз товаров?
Т.к. их цифры на прямую противоречат друг другу.

Далее объём интересных решений нарастает.

OZON - Неходовые товары (FBO)

в столбце bad_items — количество товара, которое нужно распродать, чтобы остаток позиции не превышал критического уровня;

в столбце no_sales_items — весь остаток товара, если он совсем не продаётся.

OZON

Что мы имеем?
Всего на данный SKU хранится 29 единиц товара, распродать из которых нужно 0.
При этом на этот SKU есть 6 единиц товара без продаж за последние 60 дней?
Как такое возможно, спросите вы? Если всего штук 29, а не продаётся 6?
А это очень просто, у Озона более 20-ти FBO складов, эти остатки разложены по разным складам по всей территории РФ. Что бы локальные клиенты получали свои товары как можно быстрее, а не ждали пересылки товара через 5000 км из Москвы.
Возвращаясь к нашим баранам. Эти волшебные 6 штук хранятся на 1 или 2 из множества складов OZON, на которых не было продаж за последние 60 дней.
Далее вам нужно произвести некоторые математически расчеты и распродать или вывезти товары именно с тех складов, где эти 6 штук не продаются, а другие склады при этом не трогать.
Если это вам кажется бредом? То погодите.

<i>Система кластеров OZON.</i><br />
Система кластеров OZON.

У Озона есть система кластеров, которой он очень гордится и добровольно-принудительно заставлял всех селлеров последние пол года в ней участвовать. Доставляя товары на хранение во все кластерные зоны маркетплейса, что бы товары до конечного клиента приходили как можно быстрее. А теперь они просят обратное - забрать все товары из этих регионов назад. Т.к. теперь озон больше беспокоится о своих складских площадях, а не о скорости доставки товара до своих любимых клиентов.

Продолжая тему кластеров, как вы видите в кластере №5 (Центр) есть сразу три склада: Тверь, Пушкино-1, Софьино.
А теперь представим ситуацию. Вы решили поставить товар сразу и в Тверь и в Пушкино. Т.к. эти города находятся на достаточно приличном расстоянии друг от друга (185 км). Всё ради удобства клиентов.
Но! Не вы решаете с какого склада поедет товар внутри кластера Центр, это определяет система Озона. И Заказ например в город Тверской области может поехать и со склада Тверь и со склада Пушкино.
Вам кажется что в этом нет никаких проблем? А вот и нет.
Вполне вероятен сценарий, в рамках которого один из складов будет отгружать все заказы или подавляющую их долю в рамках последних 60-ти календарных дней. А второй склад будет отгружать меньшую долю или вообще не отгружать товары клиентам. Повторюсь, решение о складе с которого происходит отгрузка - принимает Озон. И в конце 60-ти дней вы получаете картину, что Один и тот же товар в Пушкино имеет показатель оборачиваемости 30, а в Твери тот же самый товар имеет значение 600. Т.е. попадает под принудительную акцию 95% и дальнейшую утилизацию.
Здорово? По-моему просто замечательно.

Глава 3. Выводы

Моё личное мнение, что топ менеджеры Озона, борясь за личные KPI и премии открыли ящик пандоры, который назад уже не закрыть. По другому я не могу объяснить план поставок полностью противоречащий плану на вывоз товара.
А так же полугодовую инициативу на размещение складских остатков в каждом регионе РФ. А теперь полный или частичный вывоз этих складских остатков.
Прошу так же заметить, что 1-го декабря вы не сможете привезти к продаже ёлки на новый год. Т.е. продаж этих ёлок за период последних 60-ти дней не было. И ваши ёлки сразу попадают под сейл 95% через 14 дней и утилизацию ровно на новый год :))))
Извиняюсь за многобукв и благодарю если дочитали.
С уважением к вам и вашему времени, Иван.
#ozon #ozonseller #ozonmarketplace #ozonжалоба #маркетплейсы #эффективныеменеджеры #KPI

Глава 4. Переговоры.

Какие-бы сказки и байки по шаблонам тут не рассказывали SMM менеджеры OZON. В реальности картина такая: 20.08.2023 г. руководство Озона вышло на переговоры с инициативной группы селлеров ранее обратившихся в ФАС и АУРЭК и готовящих против ООО "Интернет Решения" коллективный иск.

Глава 5. Благоразумие.

Спустя 4 дня после своего нововведения, Озон принял у себя в офисе оффлайн инициативную группу селлеров.<br />
Спустя 4 дня после своего нововведения, Озон принял у себя в офисе оффлайн инициативную группу селлеров.

А так же провел стрим этой встречи с той частью которая не смогла попасть в Москву на оффлайн дискуссию.
Я считаю это оперативным решением, хоть и отнявшим кучу нервов.
По результатам переговоров - скандальная оферта от 16.08.2023 г будет отменена. Изменения пока не вступили в силу. Но мы ожидаем их и будем держать вас в курсе.

Отдельная благодарность всем небезразличным людям. Это ваша общая заслуга. Спасибо вам!

4747
70 комментариев

Возьмём немного времени, чтобы подготовить ответ, и скоро вернёмся 😌

1
Ответить