Как сформировать команду с учетом личных качеств каждого участника — метод Адизеса

По мнению многих руководителей, идеальный член команды должен быть продуктивным, инициативным, ответственным, иметь развитые коммуникативные навыки. А что, если сотрудник — отличный исполнитель, но совсем не умеет креативить? Или, наоборот, он видит пути развития компании, но не может долго заниматься рутинной работой? Бизнес-эксперт Ицхак Адизес предложил концепцию формирования команды, которая позволяет использовать сильные стороны каждого участника и не требовать от него невозможного.

Как сформировать команду с учетом личных качеств каждого участника — метод Адизеса

По мнению Адизеса, главная проблема бизнес-школ в том, что они требуют от каждого ученика развития в разных, зачастую противоположных, ролях. Однако далеко не каждый способен одинаково хорошо управлять, разбираться в своём продукте, налаживать коммуникации и предвидеть развитие рынка. Всё это требует разных качеств характера и навыков. Поэтому главной чертой руководителя Адизес называет умение подобрать команду, в которой каждый участник играет свою роль и максимально эффективен на этой позиции.

В методике Адизеса выделяется 4 роли — Производитель, Администратор, Предприниматель и Интегратор (Producer, Administrator, Entrepreneur, Integrator — PAEI). Соотношение этих ролей в команде зависит от её жизненного цикла и задач.

P — Производители

Как сформировать команду с учетом личных качеств каждого участника — метод Адизеса

Производство товаров или услуг — это главная задача любого бизнеса, поэтому наличие в команде Производителей стоит на первом месте. Это идеальные исполнители, которые досконально знают свой продукт и алгоритм его получения. Они хорошо работают по заданным шаблонам и доводят дело до конца. Им важно видеть измеримый результат.

Для Производителей играют роль четко составленные алгоритмы. Они вряд ли предложат новый способ производства или стратегию по увеличению выработки. Но их результаты проще всего оценить. При этом Производители — это необязательно рядовые сотрудники, тимлид тоже может играть роль Производителя, если в своём управлении нацелен, в основном, на краткосрочные измеримые результаты.

Продукт: товар или услуга.

Плюсы:

  • исполнительность,
  • дотошность,
  • внимание к деталям.

Минусы:

  • отсутствие креативности,
  • могут быть некоммуникабельными и безынициативными.

А — Администраторы

Как сформировать команду с учетом личных качеств каждого участника — метод Адизеса

Именно их чаще всего назначают управленцами. Администраторы умеют налаживать процессы производства, следить за выполнением задач, разрабатывать скрипты работы и KPI. Именно они дают Производителям алгоритмы работы и продумывают, как отслеживать результат. Хорошее Администрирование делает бизнес-процессы структурированными.

От Администраторов зависит, как именно будет работать команда, какие ресурсы и способы достижения целей использовать. Администраторы обладают аналитическим складом ума, любят четкость, часто используют в работе графики и таблицы. Они постоянно анализируют эффективность работы и вносят предложения по её оптимизации. При этом они могут не так хорошо разбираться в продукте, как Производители, а их деятельность больше направлена на отладку существующих процессов, чем на инновации.

Продукт: алгоритмы производства, инструкции, скрипты, аналитика.

Плюсы:

  • Структурированность;
  • Аналитический склад ума;
  • Высокая организованность.

Минусы:

  • Линейное мышление;
  • Могут излишне придираться к выполнению правил.

E — Предприниматели

Как сформировать команду с учетом личных качеств каждого участника — метод Адизеса

Люди с таким складом ума направлены мыслями в будущее. Они обладают талантом видеть перспективы, предугадывать потребности клиентов, составлять глобальную картину бизнеса. Это единственная роль, представители которой работают с перспективами, а не с текущими процессами. Они отличаются креативностью, не боятся рисковать и часто вдохновляют других людей. Стив Джобс, Илон Маск, Марк Цукерберг — это примеры визионеров-Предпринимателей, которые добились успеха благодаря своим идеям.

Если Предпринимателю дать роль Производителя или Администратора, он покажет себя не с лучшей стороны — будет срывать сроки, допускать ошибки в мелочах, игнорировать шаблоны. Поэтому работодатель может обвинить его в лени или невнимательности. Но на самом деле Предпринимателю просто нужны более широкие рамки, и тогда он заметно продвинет компанию вперед.

Продукт: идеи развития, долгосрочные стратегии.

Плюсы:

  • Креативность;
  • Умение видеть неочевидные перспективы;
  • Толерантность к риску.

Минусы:

  • Неорганизованность;
  • Неумение работать по шаблону.

I — интеграторы

Как сформировать команду с учетом личных качеств каждого участника — метод Адизеса

Как мы видим, в команде могут работать абсолютно разные типы людей. Но чтобы это приносило результат, надо, чтобы что-то их объединяло. Интеграторы работают над налаживанием коммуникаций в команде. Они отвечают за корпоративную культуру, систему ценностей, мягкое решение конфликтов.

Может показаться, что Интеграторы играют не такую большую роль, но во время кризисных ситуаций именно они сплачивают команду и поднимают общий дух. И часто сотрудники остаются верны компании именно из-за развитой корпоративной культуры. Также интеграторы обладают хорошей эмпатией, они прекрасно проводят переговоры и помогают прийти к общему решению.

Продукт: коммуникации.

Плюсы:

  • Эмпатичность;
  • Дружелюбие;
  • Умение найти подход к каждому.

Минусы:

  • Больше нацелены на отношения в команде, чем на результат;
  • Плохо справляются с задачами, где требуется жёсткость.

Как выстроить команду по модели PAEI

Это зависит от ваших задач — равное соотношение всех ролей обеспечит команде плавное развитие без особых скачков. Если вы хотите ускориться в каком-либо направлении, то исходя из этого и подбираются сотрудники:

  • Производители обеспечат команде высокие темпы производства товаров и услуг. Это полезно, если вы недавно вышли на рынок и столкнулись с повышенным спросом или выпускаете новинку.
  • Администраторы нужны, если вы ощущаете неэффективность работы, хотите выработать чёткие алгоритмы или убрать громоздкие бизнес-процессы. Обычно Администраторы требуются, когда начальный стартап разросся, но бизнес-процессы остались прежними, и нужна их ревизия.
  • Предприниматели позволят команде расширить горизонты. Они особенно важны в стартапах, или когда бизнес вступил в период стагнации.
  • Интеграторы чаще всего востребованы в больших командах, когда нужно выработать корпоративную культуру и обеспечить слаженное взаимодействие.

Как проявляются конфликты между ролями

Как сформировать команду с учетом личных качеств каждого участника — метод Адизеса

Нужно учитывать особенности взаимодействия сотрудников с разными ролями, ведь зачастую они обладают противоположными качествами. Если они конфликтуют, то надо усилить одну из ролей, исходя из задач.

Р + А

Конфликт может возникнуть между результативностью и эффективностью. Например, Администратор разработал новые алгоритмы труда, которые позволяют сократить расходы компании, но Производитель не может работать по ним так же качественно, как по старым.

P + E

Идеи Предпринимателей могут быть хороши, но они нуждаются в проверке и аналитике. Производителю же нужны чёткие задачи и измеримый результат.

P + I

Интегратор всегда больше нацелен на людей, ему сложно принять решение, которое вызовет негатив у других. А Производитель ставит во главу угла результат, и у него нет времени разбираться с эмоциями коллег.

A + E

Роль Предпринимателя — предложить новые, иногда рискованные идеи. Роль Администратора — наоборот, придерживаться выработанных алгоритмов и держать всё под контролем. Идеи Предпринимателя могут показаться ему неразумными.

A + I

Хотя обе этих роли направлены на взаимодействие с людьми, Администратор интересуется лишь эффективностью работы, а Интегратор — наоборот, эмоциональным состоянием.

E + I

Предприниматели меняют мир, а любое изменение — это дезинтеграция, поэтому Интеграторы так их не любят.

Как определить роль каждого сотрудника

Наиболее популярный способ — провести тестирование, этим занимаются специальные компании, а также бесплатные тесты есть в интернете. А можно просто понаблюдать за своей командой и постараться понять, какая сфера у вас «хромает» — темпы производства, системность, инновационность или корпоративная культура. И, конечно, нужно учитывать стиль управления самого тимлида:

  • Тимлид-производитель часто не видит перспектив развития и плохо коммуницирует с командой. Ему нужны Предприниматели и Интеграторы.
  • Тимлид-администратор увлечён процессами и может быть оторван от реального положения дел. Интеграторы помогут держать связь с командой, в том числе с Производителями.
  • Тимлид-предприниматель может воплощать рискованные идеи и проверять одну гипотезу за другой, Администраторы должны его «заземлять».
  • Тимлид-интегратор идёт на поводу у эмпатии, оставляя работать неэффективных сотрудников и боясь принимать неэффективные решения. Тут тоже помогут Администраторы, проанализировав реальное положение дел.

И в заключение

Конечно, любая типология — это довольно упрощенная система, которая не может полностью охватить реальное положение дел. Все люди разные, и редко кто-то целиком соответствует какому-либо типу. Поэтому не стоит, например, отказываться от перспективного сотрудника только потому, что он больше проявляет черты Производителя, а в вашей команде не хватает Предпринимателей. Тем не менее типология Адизеса может помочь в некоторых случаях:

  • во время подбора сотрудников для стартапа, чтобы было, с чего начать;
  • когда нужно быстро собрать проектную команду из имеющихся сотрудников;
  • чтобы понять, почему в команде возникают конфликты и как это можно уладить;
  • некоторым руководителям это дает чувство контроля — они понимают, чего ожидать от каждого сотрудника и как с ним общаться.

Хотя такой метод может помочь навести порядок в команде и голове руководителя, нужно помнить, что реальный мир не укладывается в рамки типологии и решения нужно принимать, учитывая здравый смысл. Таково наше видение этой темы, будет здорово, если вы сможете применять типологию Адизеса не только формально, но и с пользой для команды.

99
8 комментариев

Интересная ранжирование или типирование(кому нравится). Ещё бы грамотного специалиста по кадрам в компанию, который и психолог и менеджер

1
Ответить

Сейчас компании стали гораздо чаще брать в штат психологов или обращаться за их услугами на аутсорс. Тенденция есть, и это хорошо)

Ответить

Ещё и от компании зависит, если это логистический бизнес, то производители и администраторы будут составлять костяк компании, ну и да, без психолога в любой отрасли не обойтись

1
Ответить

все верно, любые методы нужно использовать с учетом специфики отрасли, иначе даже самая хорошая идея окажется нежизнеспособной

Ответить

А если сотрудник - дивергент?) хорош во всем 🤔

1
Ответить

звучит как фантастика)

Ответить

красивые рисунки, хоть и руки немного странные

1
Ответить