Учить, лечить, мочить: три этапа по внедрению базы знаний от стартапа до корпорации

К руководителю очереди на согласование, три раза переделываем одно и то же, а об онбординге и говорить нечего? Или наоборот – каждый клик мышкой только по инструкции? Определите, какого цвета ваша компания и какие способы управления информацией сработают у вас лучше всего. Разобраться нам поможет эксперт, который внедрял базу знаний в S7 Airlines.

Учить, лечить, мочить: три этапа по внедрению базы знаний от стартапа до корпорации

Привет! Это команда TEAMLY. Делаем инновационную базу знаний, где можно не просто хранить информацию, а ещё работать над проектами и обучать сотрудников.

Когда один сотрудник – верстальщик, HR и офис-менеджер в одном лице, совет внедрить новое ПО для ведения базы знаний звучат как насмешка.
Поэтому мы собрали 5 портретов компаний по цветам спиральной динамики. Расскажем, какой формат базы знаний лучше всего подойдет на каждом этапе, и как преодолеть сопротивление сотрудников.

Разобраться в этом нам поможет Елена Михайлова – бизнес-консультант, руководила проектами по разработке и внедрению базы знаний, ERP систем в S7 Airlines.

📈 Бежевый уровень

Уровень выживания организации. Здесь нужно хоть как-то выжить и чем-то платить зарплату. Это почти все компании, которые работают первый год, и им нужно пройти «долину смерти». Крупные компании тоже могут спуститься на этот уровень. Например, когда в 2020 закрыли границы, многие компании в сфере грузоперевозок едва не обанкротились.

❓ Зачем тут управление знаниями

Здесь нужно сохранять только критически важные знания, которые несут большие риски. Например, неправильно перевернули паллеты на складе – брак на всей партии. А она последняя, без неё мы обанкротимся.

👉 Что подойдет для хранения: банальный флипчарт, Гугл или Яндекс. Диск. Все, что не требует расходов времени и денег.

📈 Фиолетовый уровень

Многие авторы называют это «уровень племени». Мы бы назвали это «рождением стартапа». Есть небольшая команда, которая объединена не ДМС со стоматологом, а амбициями и большой идеей. Отношения в команде строятся по принципу «брат за брата».

Здесь минимум рутины, поэтому скучно точно не будет. Но из-за того, что один сотрудник – HR, тестировщик, бухгалтер и офис-менеджер – зона ответственности слишком велика для одного. Поэтому из-за перегруза растет недовольство коллегами и процессами.

Мы сами проходили этот этап, когда только начинали делать TEAMLY.
Продукт был ещё в разработке, в команде было 5 человек. Все сидели в одном кабинете, поэтому поделиться информацией было легко. Если чего-то не знаешь, можно было спросить напрямую даже собственника. Потом сильно выросли продукт, команда, объём знаний, и мы перестроили процессы.

Зачем тут управление знаниями

На перспективу: накопить опыт и вырасти.

Когда мы немного подросли, нам пришлось онбордить новых ребят.
И мы судорожно пытались вспомнить: где там ссылка на этот документ? А это мы не описали, опять полчаса рассказывать одно и то же.
Ну и классическая проблема: вообще некогда заниматься новичком, свои задачи горят. Если бы мы сразу вели базу знаний, этого кошмара не было бы. Вторая проблема — это потеря опыта. Когда человек увольняется, его знания уходят за ним. Когда не нужно выстраивать все заново с каждым новым сотрудником, освобождается много времени на развитие. Как это сделать? Расскажет наш эксперт.

Елена Михайлова
Бизнес-консультант. Руководила проектами по разработке и внедрению базы знаний, ERP систем в S7 Airlines

Однажды я пришла в небольшую компанию как проектный консультант и увидела, что вся информация хранится просто в виде папок с фамилиями. Например, папка «Михайлова» — и там все по Михайловой. Но вот Михайлова уволилась — и кому потом эта папка? Да никому, это же её личная папка была.

А в этих папках — огромная потеря знаний и опыта компании. Мне как человеку, который должен был принять проект, пришлось начинать с абсолютного нуля: собирать позадачную историю, выстраивать цепочку с разработчиком, заказчиками и т. д. И так часто бывает даже со штатными сотрудниками компании, если там начинается новый проект.

Поэтому я в этой ситуации начала с того, что брала папку ушедшего сотрудника, разбиралась, что это за бизнес-функция и кому её передали. И дальше строила систему от процессов внутри компании, а не от папок с фамилиями.

👉 Что подойдет для хранения знаний: здесь чаще договариваются в чатах и на планерках. Для рабочих задач подойдет Гугл или Яндекс. Диск. Но уже тут нужно между собой договориться о правилах хранения и обновления информации — потом восстанавливать это все будет сложно.

📈 Красный уровень

На этом уровне могут быть и средние, и крупные компании. Здесь авторитарный лидер. Сотрудники должны согласовывать с ним абсолютно все, вплоть до запятой. Плюсы: всегда понятно, на ком ответственность. Минусы: руководитель перегружен, из-за этого процессы тормозятся.

Зачем тут управление знаниями

Больше всего головной боли у лидера. Он перегружен и не может передать свои знания никому. Поэтому он буквально не может даже пообедать, про отпуск и говорить нечего. Здесь база знаний поможет ему один раз записать ответы на самые часто задаваемые вопросы. Потом просто отправлять всех в базу знаний и оценивать только результат.

Если такой лидер доверит кому-то часть полномочий, база знаний поможет этому сотруднику быстрее вникнуть и выстроить операционку.

Для сотрудников база знаний решает огромную боль: где искать истории версий и актуальную информацию? Из-за этого в работе возникает много ошибок, и мы минимум три раза согласовываем один документ и переделываем одну и ту же задачу. Это все как раз можно хранить уже в базе знаний.

👉 Что подойдет для хранения знаний: В TEAMLY вы можете отправлять документы на согласование руководителю уже в базе знаний. Там автоматически сохраняются все комментарии и истории версий. К ним можно в любой момент вернуться. А ещё тот, кому отправили документ, получит уведомление в личный кабинет. Это очень удобно, не надо лишний раз пинговать итак занятого руководителя.

По моему опыту, в таком случае самый эффективный способ внедрить управление знаниями – это начать с собственника компании или топ-менеджеров. Зависит от величины компании. Сейчас я работаю с генеральным директором, который сам пишет отчеты в нужной форме. И дальше этот пример распространяется как вирус.

Елена Михайлова – бизнес-консультант.

📈 Синий уровень

Это уровень регламентов и правил. Здесь у компании появляется запрос на четкий регламент и бизнес-процессы. Уже внедряются системы управления бизнес-процессами: ISO 9001, BPM, CRM, ERP. Здесь есть четкое разделение ответственности, но слишком много бюроктратии.

Зачем тут управление знаниями

Хранить правила и инструкции, описывать бизнес-процессы.

Елена Михайлова
Бизнес-консультант. Руководила проектами по разработке и внедрению базы знаний, ERP систем в S7 Airlines

Из моего опыта. Здесь уже надо как-то границы базы знаний обозначить.
Она может использоваться под разные задачи.
Одна веточка — это база знаний, в которую мы складировали, архивировали и наполняли разными инструкциями. Для этого, когда я работала в S7, у нас было выделенное подразделение. Они следили за актуальностью, полнотой информации, разрабатывали инструкции если что-то менялось в бизнес-процессах.

Вторая веточка — проектная база знаний. Например, когда мы внедряли новую информационную систему, нам нужно хранить ТЗ, всю документацию по проекту и даже вести работу относительно спринтов каких-то. Это тоже выделенная роль, например, у проджект-менеджера.

Здесь опять же первичен сам бизнес-процесс хранения. ПО — это уже вторично. Проблема возникает, когда такая компания приходит за системой как за таблеткой: вот сейчас мы её установим, и она решит все наши проблемы. А этого не происходит. Всё равно на этом уровне нужно самим назначать ответственных и устанавливать правила работы с системой.

👉 Что подойдет для хранения знаний: здесь важна база знаний с четкой структурой и мощным поиском. В Тимли вы сможете создать удобную систему хранения для ваших инструкций благодаря структурированному дереву статей и отдельным рабочим пространствам для каждого отдела.

Учить, лечить, мочить: три этапа по внедрению базы знаний от стартапа до корпорации

📈 Оранжевый уровень

Это уровень успешного успеха. Здесь есть культ показателей и очень большое значение придается эффективности работы. При этом процессы уже хорошо описаны и сформирована корпоративная культура. Но в этой корпоративной культуре и состоит сложность: очень высокая конкуренция.

Поэтому люди не хотят делиться с коллегами своими наработками и могут прятать даже контакты контрагентов. Ни на одном другом уровне профессиональная конкуренция не является главной.

Зачем тут управление знаниями

Здесь для компании самым ценными будут знания, которые создают конкурентное преимущество. Они должны быть ценными, редкими и трудно воспроизводимыми. Это уже будет не простая операционка, а глубокие и неявные знания.

👉 Что подойдет для хранения знаний: для того, чтобы выиграть в конкурентной борьбе крупные компании создают целые системы управления знаниями. Туда входят корпоративный портал, база знаний, деловая соцсеть, система управления идеями, цифровой двойник сотрудника и система медиааналитики. Об истории создания такой системы мы уже рассказали в статье про “Домодедово”. На этом уровне внедрение любого ПО не будет проблемой. Даже если прямо сейчас процесс работы с ПО не устоялся, обязательно найдется человек, который об этом позаботится.

Так а что делать, если сотрудники сопротивляются?!

На любом уровне спирали люди все равно будут первое время сопротивляться любым нововведениям. Так психика людей работает: мозгу лень привыкать к чему-то новому. Но наш эксперт поделится алгоритмом, который применим для внедрения управления знаниями на любом этапе спирали.

Елена Михайлова
Бизнес-консультант. Руководила проектами по разработке и внедрению базы знаний, ERP систем в S7 Airlines

Алгоритм очень простой: учить, лечить, мочить.
Шаг 1. Учить
Здесь надо убедиться, что мы не требуем высшей математики от первоклашек. Мы сначала проводим демонстрацию, рассказываем, что и как в этой базе знаний устроено. А затем проверяем: а у людей получается?

Для проверки этого шага можно даже составить небольшой чек-лист:
Мы показали демонстрацию и объяснили как это работает?
Люди пробовали пользоваться этой системой или делают вид?
У них нет технических проблем?
Владеют ли они какими-то специфическими техническими скиллами?

Шаг 2. Лечить

Здесь у нас сотрудники уже более опытные и умеют пользоваться базой знаний. Но есть группа людей, которая упорно игнорирует требования по её заполнению. Здесь тоже есть шаги, которые помогут “вылечить” таких сотрудников.

Наполнение базы знаний не зашито в KPI сотрудника. Например, у проджект-менеджера может быть просто не записано, что за месяц он должен написать 3 статьи в базу знаний. То есть мы оцифровали критерии успешности, и например, через 3 месяца с ними сверяемся.

Если это стартап, то мотивация может быть нематериальной и держаться на авторитете руководителя. Например, если у нас будет N статей в базе знаний, мы просто вместе отпразднуем это пиццей.

Если в компании уже есть иерархия и оргструктура, то мы можем внедрять дополнительные мотивационные коэффициенты. Например, незначительные надбавки к зарплате: + 2% за выполненный KPI по базе знаний. Когда KPI не выполняется, мы просто эту надбавку не даем. Это помогает выработать привычку.

Может помочь просто откровенный разговор. Тут нужно объяснить прямо, но корректно. Например, мне чтобы переформатировать старую команду, приходилось объяснять: “Сейчас тенденция на рынке вот такая. Мы можем держаться за старую парадигму, но с ней мы больше не будем конкурентоспособны”.

Шаг 3. Мочить

Если вы честно выполнили все пункты 1 и 2, но некоторые сотрудники упорно игнорируют базу знаний – пора вводить штрафы или расставаться. Поэтому компании проводят зачистки кадров: личные интересы сотрудников уже становятся несовместимы с целями компании.

Но это редкий случай, большинство проблем решается на шаге 1 и 2. Чаще всего сотрудники скрывают от коллег телефоны контрагентов и не ведут базу знаний просто потому, что нет перед глазами примеров другой культуры и процессов. Тут нужно улучшать что-то постепенно, и тогда мы выйдем на новый уровень осознанности.

Материал подготовила команда TEAMLY. Это российский аналог Confluence и Notion. Если вам интересно прочитать больше материалов об управлении знаниями, загляните к нам в Телеграм-канал. Обсуждаем базы знаний, фреймворки по организации командной работы в ИТ и осмысляем теорию управления знаниями. А ещё – показываем наши кейсы внедрения Тимли в крупных компаниях, таких как Капитал Life и ВкусВилл.

3131
6 комментариев

Работала в бежевых, фиолетовых и оранжевых компаниях))
Для меня база знаний - это про заботу.

Позволю себе немного ностальгии)
На прошлой работе у нас была отдельная папка, где были собраны все шаблоны) Нужно сделать внутреннюю презентацию? Есть готовый шаблон!
Нужно раздобыть шрифты, брендбук, прочитать про тон оф войс? А может быть нужна свежая преза по текущему релизу продукта? Все там :)
И не нужно дергать отдел дизайна из головного венгерского офиса)

Через год после февральской даты я больше не могла заниматься маркетингом активно, так как компания решала уходить или не уходить с российского рынка. И чтобы мои мозги не простаивали мне поручили сделать инструкцию по использованию нашей внутренней системы)

Я подошла к этому заданию с той же силой заботы, которую чувствовала к себе.
Отрыла все возможные инструкции, которые делали до меня, скомпилировала, улучшила, убрала неактуальное, добавила подробнейший блок частых вопросов. Даже оставила пасхалки на скриншотах ПО :)

Когда-то в школе на уроке истории я услышала про правило Хаммурапи)
Перефразирую.
Как ты хочешь, чтобы твои сотрудники заполняли базу знаний, в таком же качестве и объеме они должны получить информацию нужную им)) Алюминь)

2

Вот про папки с фамилиями вместо процессов: это даа) Просто их ведут так не от безграмотности, а от того, что просто неохота все это систематизировать. А так - каждый хозяин в своей папке и сам отвечает за неё. И вот эту инерцию ещё дополнительно надо преодолевать

1

Я так понял, что весь прикол в том, что база знаний появляется уже на каком-то этапе роста. Раньше её и заводить особо смысла нет. Только нужно ли прям увольнять человека, если он не ведет базу знаний?

Тут скорее речь про то, что делать, если человек систематически не выполняет требования руководителя. База знаний — это такое же требование, вряд ли её внедряют просто для развлечения. Каким бы суперпрофессионалом ни был человек, с ним сложно будет работать, если он игнорирует требования руководителя.

1