Оверлендинг. Мир больших автопутешествий, мой рассказ про явление и причем тут Россия

Оверлендинг - это особый вид туристического извращения.

Самое точное формальное определение будет таким:

Оверлендинг - это самостоятельное приключенческое путешествие в отдаленные места, где главной целью является само путешествие. Обычно, но не обязательно, такие путешествия осуществляются на авто, ночлег - палаточный, часто они длятся месяцами и годами, нередко пересекают международные границы.

Scott Brady , CEO expeditionportal.com , дважды кругосветчик

Если коротко: это активное самостоятельное путешествие на автомобиле, у которого нет цели, а есть только путь. Жизнь как путешествие, путешествие как жизнь.
Почему это в "Личном опыте"? Потому что я и есть оверлендер. Путешествую на авто куда глаза глядят и напутешествовал более 400 000 км.

Неожиданно для себя приехал из Санкт-Петербурга к Тихому океану. Потому что оверлендер.
Неожиданно для себя приехал из Санкт-Петербурга к Тихому океану. Потому что оверлендер.

Сначала я хотел сделать для вас перевод американской статьи, но из "примечаний переводчика" получился мой собственный пост.

Куда уже поглядели мои глаза через окно экспедиционного авто, я покажу в конце поста, пока пусть тут буде схема

В схему не вошли короткие трипы по Индии, Юго-Восточной Азии и Европе
В схему не вошли короткие трипы по Индии, Юго-Восточной Азии и Европе

База

Ключевое в оверлендинге - это опора в пути на себя. Турагенты и фиксеры нанимаются для локальных задач, если отели, то случайно найденные по пути, если активности, то сделанные самостоятельно. И так во всем - никто не определяет содержание, дух и ход путешествия кроме самого оверлендера.

Оверлендинг это автопутешествие?

Да, но не обычное. Путешествие на авто из Москвы на море - не оверлендинг. У обычного путешествия есть финальная цель и план. У нас, оверлендеров, есть предпочитаемое направление по глобусу, располагаемое время, ресурсы, и все. Движение по направлению и есть цель.

Оверлендинг это оффроуд?

Нет. Джиппинг, оффроудинг, покатушки по лесу и грязи - это короткие приключения, в которых бездорожье должно быть непременно покорено, чтобы в понедельник снова выйти на работу. В путешествиях цели взять препятствие любой ценой нет. Мы всегда готовы к любым трудностям на дороге, но не создаем себе их специально. Потому что когда путешествие есть путь, очень важно сохранить технику целой, а экипаж - бодрым.

Наша цель - ездить там, где хотим. Иногда (всегда) мы хотим туда где сложно
Наша цель - ездить там, где хотим. Иногда (всегда) мы хотим туда где сложно

Вэнлайф это оверлендинг?

Если хипповатые ребята-дауншифтеры просто живут в автодоме у моря и ездят между пляжами, то нет. Жизнь в движении между странами на автодоме - да, это оверлендинг, причем один из самых красивых.

Байкал. Вместо гламурного автодома пусть будет кадр с девушкой. Она тоже оверлендер.
Байкал. Вместо гламурного автодома пусть будет кадр с девушкой. Она тоже оверлендер.

Ок, как это по-русски?

Цели у оверленд-путешествия нет, путь ограничен размерами нашего с вами глобуса. Поэтому ближе всего к термину оверлендинг в русском языке будет автокругосветка. Кругосветное путешествие на своей машине и есть высшая степень оверлендинга.

Зачем месяцами и годами ездить черт знает где?

Не знаю, наверное потому что можем. В конце поста я зайду на этот вопрос еще раз.

Как выглядит типичный оверлендер?

  • Чаще всего это пары. Редко одиночки и почти никогда не группы людей
  • Возраст разный, но обычно либо 25-35, либо 60+. Пенсионерская пара - типичные оверлендеры из Европы
  • Среди оверлендеров почти не встречаются толстяки
  • Просты ребята, небрезгливые, не боятся работать руками - чинить машину, строить кемпинг, выбирать продукты на рынке и есть руками с лотка в африканской деревне
  • Позитивные, коммуникабельные, в своем познании преисполненные. Образ жизни оверлендера располагает быть таковыми и больше ни каковыми.
Inst: overlandsite . Третий год в пути, едут пан-американ трек , сейчас в Ю.Америке
Inst: overlandsite . Третий год в пути, едут пан-американ трек , сейчас в Ю.Америке

На какие деньги они катаются?

"Кругосветки это для богатых бездельников" - тупейшее заблуждение. Богачи обычно становятся туристами. Абсолютно все, все оверлендеры которых знаю - люди со скромным для своей страны доходом. Пенсионеры используют пенсию и получают доход от сдачи недвижки. Молодые ребята заранее, в течение нескольких лет, копят на путешествие мечты. Или работают в пути. Среди оверлендеров я знаю как творческих ребят, так и айтишников. Обычно они все контракторы на удаленке. Еще чаще - журналисты и блогеры всех сортов. Эти умеют зарабатывать на самом путешествии.

Мое рабочее место 4 года назад в Северном Казахстане. Типичное!
Мое рабочее место 4 года назад в Северном Казахстане. Типичное!

Семья и дети?

О, любимый вопрос обывателя. Мол, пусть рожают и дома сидят, а то чо они не как мы.

Я уже сказал что большие путешествия лучше всего делаются парой. И чаще всего это пара семейная.

У возрастных оверлендеров детей либо нет, либо они уже взрослые.

У молодых все интереснее - в кругосветке или сразу после они либо разводятся, либо укрепляются в чайлфри. Но что чаще - размножаются. Тогда путешествие на некоторое время приостанавливается. Спустя несколько лет наши путешественники либо оседают в пучине быта, либо начинают путешествовать с детьми как минимум еще лет пять - до школы.

Inst: olgantour_ . Коротко: швейцарцы, 2 года в пути по Ближнему Востоку и Африке, вернулись домой за пару недель до родов
Inst: olgantour_ . Коротко: швейцарцы, 2 года в пути по Ближнему Востоку и Африке, вернулись домой за пару недель до родов

Я знаю ребят, которые в пути уже много лет, и у них дети-школьники. Там обычно так: большой автодом или караван, дети учатся на дистанте, родители работают на удаленке, а путешествие плавно превращается в вэнлайф. Тоже вариант как жить, когда дома не сидится.

Хочу оверлендинг. На какой машине ехать в кругосветку?

Конценсус-ответ - на той, которая у вас есть. Идеальной машины нет и не будет, в то время как на дорогах я встречал путешественников на абслютно любых авто.

Почему общего идеала нет?

Потому что для разных климатических зон нужны разные машины. Для разных задач в одном путешествии нужны машины разных габаритов и массы. Разные люди по-разному относятся к личному пространству, "чувству стен", у них разные требования к условиям сна, гигиены и комфорту на уровне "могу залезть на крышу авто или мне 70 лет и уже тяжело".

Потому что в разных странах набор доступных машин запчастей по маркам тоже разный. Попробуйте найти сломанную полуось на УАЗ в Патагонии. А полуось на Ленд Ровер где-нибудь в Магадане? Вот я об этом.

Здесь же - локальные техрегламенты, экологические и таможенные ограничения (гуглите "Карнет де пассаж" например)

Андрей, все-таки, дай базу по подготовке авто к оверлендингу

Автомобиль для оверлендинга обычно будет с повышенной проходимостью. Чтобы добираться в такие места, куда сложно добраться иначе. А еще дикие ночевки в горах, стоянки у моря и все такое - мы же помним про самостоятельность и опору на свои ресурсы. Это вторая причина почему машины для оверлендинга большие и полноприводные.

Поэтому совокупно я бы описал оверленд-мобиль так:

Полноприводный авто категории Б.
Вместительный.
Вписывается в габарит 20-футового контейнера.
Имеет минимум тюнингованных компонентов, не имеет несерийных узлов, без которых нельзя ехать (кастомные рычаги подвески, детали трансмиссии и апгрейды двигателя).
Имеет запас воды от 30 литров.
Несет на борту все для безопасной ночевки в диапазоне температур -10 - +30.
Не имеет никаких признаков армейских авто, особенно камуфляжной окраски.

Это все. Остальное чрезвычайно вариативно.

Среди россиян эталоном экспедиционной машины считается Тойота Лэнд Круизер 70, 150 и 200 серии. В Европе - Ленд Ровер Дискавери и старый Дефендер. А в обоих Америках - продукция американских автобрендов.

Я езжу на Mitsubishi L200 с отапливаемой палаткой на крыше, кухней с водопроводом в заднем отсеке, небольшой внедорожной подготовкой и объемом, достаточным для жизни вдвоем или коротких поездок вчетвером.

Опасно ли в больших автомобильных путешествиях?

Если коротко, то нет. Первый инсайт путешественника, когда тот выбирается из-под (мамкиной) туроператорской юбки таков: мир в целом НЕ настроен к вам враждебно. В оверленд-путешествии вы, безусловно, повстречаете некоторое дерьмо. Возможно лишитесь некоторых денег и вещей, иногда вам будет холодно и страшно. Но всего этого будет не больше чем в обычной жизни.

Бизнес на оверлендинге

Он существует.

Подготовка машин, или как ее называют среди нас - "постройка". Средний чек на постройку экспедиционника в России начинается от 1 000 000 руб. Разнообразное кемпинговое снаряжение с фокусом на автомобили, всевозможный тюнинг. Постройка жилых модулей для машин набирает обороты, появляются локальные производители караванов ("прицеп-дача") и автодомов.

А в "развитых странах" этой индустрии уже больше 50 лет.

Посмотрите, например, на европейскую выставку для оверлендеров Abenteur & Allrad. Я там был в 2019. Кроме выставки с 300+ участниками, на выставке есть территория где собралось потусить 1500++ машин практикующих путешественников.

Но есть и специфические именно для кругосветок бизнесы.

Например, несколько компаний помогают преодолеть Дарьенский пробел - место на Панамском перешейке между С. и Ю.Америкой, где нет вообще никаких дорог. Базируются в Панаме, отправляют автомобили путешественников морем в Колумбию, и заодно готовят проехавших США и Мексику ко второй половине панамериканского маршрута.

В Германии есть компания, специализирующаяся на доставке машин кругосветчиков в Ю.Америку.

Компания Garmin выступила инвестором сервиса iOverlander - приложения где собираются ресурсы для путешественников по миру (точки, ночевки, СТО, контакты нужных людей на местах).

Я и сам в некотором роде такой специфический предприниматель.

Что самое сложное в оверлендинге?

Однозначно - гос.границы, визы, ограничения на машины и другие формальности. Давайте попробуем заехать из России, например, в гости к зимовщикам и дайверам в египетский Дахаб. Первые 5000 км до Турции - легко, всего две границы, безвиз, информации навалом. Но дальше у нас по пути Сирия, в которой стреляют. Израиль с фашистскими ограничениями на временный ввоз транспорта. И собственно Синайский полуостров, куда со стороны Израиля по неведомой причине по умолчанию (но ходы есть) запрещают въезд 4х4 авто с дизельным двигателем, а оверленд-мобиль это обычно и то, и другое.

А другие сложнсоти?

На второе место я бы поставил психологию и межкультурное общение. Как нигде, именно в путешествии приходится честно принять, что вокруг нас в мире живут не колхозаны, не айтишники, не чурки и не ватники. А люди. Их нужно всех принимать такими, какие они есть. Иначе оверлендера никакой психолог не вывезет.

Россия и оверлендинг - какая связь?

Наша Россия - идеальная страна для оверлендинга. Огромная, и покрывает все возможные сферы интересов. Горы есть. Степи есть. Материальная история, заброшки, промтуризм - все есть. При этом по сравнению с Европой и США - тотальная, бесконечная свобода. Да, свобода в РФ, прикиньте. Берешь и едешь куда хочешь, паркуешься где хочешь, редкие ООПТ легкодоступны без броней и очередей (привет нац.паркам США и Канады), а на восток от Урала пространства столько, что оверлендить можно годами. И топливо, топливо меньше чем за доллар!

Оверлендинг. Мир больших автопутешествий, мой рассказ про явление и причем тут Россия

Вообще, ровно две вещи помешали России стать лучшей целью автопутешествий для всего мира. Сначала - исключительно сложное визовое законодательство. Теперь - мнимый иностранцами риск получить "по натовской морде" или пополнить "обменный фонд шпионов" в Лефортово. Все разумеется наладится, но чуть позже.

Российские оверлендеры

Их хватает. Заскринил вам несколько аккаунтов, за которыми слежу. А кругосветчиков-мотоциклистов наверное еще больше чем автомобилистов.

Оверлендинг. Мир больших автопутешествий, мой рассказ про явление и причем тут Россия

Зачем нужен оверлендинг, вторая попытка.

Видели, какой я в позапрошлом абзаце оптимист? Оверлендеры все оптимисты, и не просто так. Смотрите, в этом году в авторитетном Overland Journal вышла статья для оверлендеров, в котором самым комфортным направлением на Ближний Восток был назван... Ирак. Война там закончилась меньше пяти лет назад, а журнал этот - американский для американцев.

Так интересно устроен мир, который познают оверлендеры.

И вот наверное ответ на вопрос, зачем нужен оверлендинг.

Это лучший способ познания всего мира, драйвер кругозора и вдохновения

Я в этом абсолютно уверен

Нет ничего лучше объехать мир, вдохновиться, "найти себя" и сделать на этом вайбе что-нибудь очень стартапно-хорошее.

После Магадана я написал книгу "Как путешествовать по России на автомобиле" и открыл консультации. Я строю маршруты, делаю разведки для коммерческих туров и другие интересные штуки, и мечтаю о том чтобы на своей машине(!) вернуться в Индию .

Как думаете, получится?

Пара ссылок про мои путешествия

44
реклама
разместить
12 комментариев

Статья очень интересная! Подписался на оверлендеров, которые вы рекомендовали) я, конечно, не оверлендер, но тоже очень люблю путешествовать

1

Лучше бы конечно, дом на колёсах с собой возить, так и на жилье сэкономить можно, или суть не в этом, а в том, чтобы перемещаться на авто, а ночевать в гостишках?

Дом на колесах не так просто возить как кажется. Поэтому путешествуют чаще без домов чем с ними

Автору спасибо, гримвагены у селебрити прекрасно подойдут, будем рекомендовать.

Гримвагены и есть автодома в прошлой жизни. Но не совсем они подходят для путешествий скажем в африку или на наш дальний восток

полагаю, что путь сильнее ограничен размерами кошелька, чем размерами глобуса

Перед кошельком идёт тогда ещё ограничение здоровьем и мотивацией