Без стоицизма в России никак: почему после начала СВО и мобилизации одни предприниматели выжили, а другие сломались

Уже больше года прошло с начала «частичной мобилизации». Все уже привыкли жить в парадигме нового времени и отсутствия возможности платить подписку за Нетфликс и платить айфоном за покупки. Сегодня хочу поделится своими наблюдениями о том, кто смог пережить кризис, а кто нет и как психологическая устойчивость позволяет преодолевать трудности.

Без стоицизма в России никак: почему после начала СВО и мобилизации одни предприниматели выжили, а другие сломались

Привет, меня зовут Богдан Ефремов. Я руковожу рекламным агентством Efremov Media и веду блог в телеге про маркетинг. В феврале 2022-го нас охватила дикая паника: потеряли много клиентов, в том числе зарубежных и не было понимания, куда двигаться дальше. Но наше агентство пережило проблемы и даже выросло. Мы постоянно работаем с клиентами абсолютно разных ниш и специфик, так что замечаем общие тенденции российского рынка — поделимся мыслями.

В основном, проще всех последние потрясения переносили предприниматели, которые пережили девяностые — их правда особо не напугаешь. Они вообще как будто бы не заметили, что произошло что-то серьёзное. Но потом я понял, что эти люди пережили дефолт, две Чечни, два переворота и бандитизм. Так что для них всё это очередная суета.

Какими бы не были политические предпочтения, какое бы недовольство предприниматель не проживал, выход только один — принимать нестабильность как данность, чтобы двигаться дальше. Это закон выживания: некоторые выкарабкались, а некоторые пошли ко дну. Взять даже рекламный рынок: за два года большинство наших конкурентов закрылось.

Кризис в современной России не кончался примерно никогда, кроме краткого периода в начале нулевых

О каких кризисах в бизнесе может идти речь, когда вести его было запрещено большую часть двадцатого века? 

Российский внутренний рынок — это побитая, но неубиваемая псина. На бизнес всегда что-то давит, и в плане долгосрочного планирования мы не сильно далеки от стран третьего мира. Можно либо принять такую действительность и адаптироваться, либо сдаться и проиграть.

Вы можете вообще перестать читать новости и с удивлением обнаружите, что вокруг почти ничего не меняется. Цены в магазинах стабильно поднимаются последние 30 лет, как и доллар, поэтому в глазах обывателей мало что поменялось. Но даже при желании предпринимателям сложно не замечать проблемы.

Взять горизонт планирования в 2-3 года — опыт показывает, что в России он не работает. Реалистичнее смотреть на перспективу 6-12 месяцев. К сожалению, это реалии. Всё настолько нестабильно, что когда меня спросили, какой я могу бы дать себе совет пять лет назад — я не нашёл что ответить.

Повторю свою мысль: когда приходит кризис, а вы объективно никак на него не влияете, надо продолжать двигаться и не забивать себе голову. Кажется, это единственный универсальный рецепт выживания в условиях происходящей дичи.

Основная проблема кризиса даже не в экономических последствиях санкций, а в упаднических настроениях

Большая часть стресса от кризисов чисто морально-психологическая, потому что сначала мы жили в одной парадигме, а потом в совершенно другой. Мир резко перевернулся, но пережить можно.

В начале 2022 мы подписали несколько контрактов с канадскими компаниями. Они перевели нам деньги, мы занялись настройкой Гугла, и все было хорошо. Мы должны были подписать ещё несколько хороших сделок в течение месяца, но с приходом февраля всё встало. Первую неделю было непонимание, что делать, и накатила апатия.

Потом, понятное дело, про зарубежные проекты пришлось забыть. Это были очень хорошие, очень жирные сделки.

Не то, чтобы я сильно переживал, у нас к тому моменту уже был сформирован пул постоянных клиентов в России, поэтому нельзя сказать, что мы что-то потеряли. Скорее недозаработали.

Многие компании, на фоне неопределённости, сократили свою деловую деятельность в первые несколько месяцев. И это понятно, очень сложно принимать какие-то решения, если не понимаешь, что тебя ждёт завтра. И на этот фон ещё ложились новости об уходе очередной западной компании из России.

А вот к маю появилось ощущение, что рынок начал оживать, к нам пошёл поток новых клиентов, тут и там стали появляться новые компании, целью которых было «импортозаместить» те, которые ушли.

И вроде бы ничего существенного в экономике за 3-4 месяца не произошло. Поэтому можно сделать вывод, что на реанимацию бизнес-деятельности в стране повлияла не гениальная экономическая политика нашей страны, а именно что постепенный уход от упаднических настроений у самих людей.

Это было особенно заметно на фоне частичной мобилизации год назад. Да, тоже была паника, но, по ощущениям, её было раз в 5 меньше, чем в феврале. Если в начале СВО наши клиенты по большей части на панике просили приостановить рекламную деятельность, то во время мобилизации я чаще всего слышал что-то типа: «Богдан, там опять какая-то суета, порежьте пока бюджеты на недельку, а там посмотрим».

Поэтому можно смело сделать вывод, что люди, проходя сквозь трудности, научились к ним адаптироваться, в том числе и психологически.

Предприниматель должен быть гибким и уметь приспосабливаться к любым условиям

Те, кто успешно адаптируется в хорошие времена, прошли через испытание плохих. Другие компании ломаются и погибают. Предприниматели, которые смогли адаптироваться к постоянно меняющемуся экономическому ландшафту, сохранили свои предприятия на плаву.

Это стратегия гибкости: какие-то направления отваливаются, и их оперативно заменяют на новые. У нас были случаи, когда в магазин клиента прерывались поставки техники из «недружественных» стран. Но вместо того, чтобы сидеть на ровном месте и сокрушаться от тщетности бытия — они очень быстро находили поставщиков из нейтральных государств. Кто-то вообще начал продавать военное снаряжение в период мобилизации. Полагаю, это те же самые люди, что продавали маски в Ковид.

Мы тоже старались быть гибкими, а потому не только не потеряли хватку, но даже выросли — в целых 3 раза с начала года. И не малую долю в заключённых контрактах занимают именно производители. Все ржут про импортозамещение, но оно работает и никуда не делось. Я лично наблюдаю на примере наших проектов. Да медленно, да воруют, но что-то всё-таки двигается.

Тот, кто умеет адаптироваться и хорошо оказывает свои услуги, открыт рынку и гибок, всегда выживает. Такие компании будут формировать будущее российского рынка, направляя его развитие на годы вперёд. Я не говорю, что всё хорошо и никаких проблем в стране нет — жить и правда стало тяжелее. Но это не повод опускать руки.

Подписывайтесь на наш канал в Телеграм, который давно уже вышел за рамки контекстной рекламы. Обсуждаем маркетинг и его инструменты, вместе с подписчиками разбираемся в насущных вопросах.

Если хотите почитать кейсы нашего агентства по Авито и контекстной рекламе, заглядывайте на efremov-m.ru.

2727
40 комментариев

Почему без Москвича должен был обвалиться рынок труда? Сколько людей работало на заводе рено в Москве чтобы вызвать обвал рынка труда? Что строится и делается? Многострадальные суперджеты с французскими двигателями которые никто никогда не хотел покупать даже в хорошие времена из-за их ломучести и ненадежности и только государственный аэрофлот обязали их взять. Много ли поставят на крыло самолетов? Как там с сервисным обслуживанием и запчастями? Двигатели кто производит для них? Смогут ли они закрыть полностью потребность в самолетах после ухода боинга и аэробуса? Пока видно только громкие фразы чинуш, что через десять лет мы обгоним весь мир во всех областях и все это благодаря санкциям.

6
Ответить

Где-то месяц назад взлетел суперджет с пд8. Это прям по-настоящему российский самолёт, с российским фюзеляжем, крылом, авионикой и двигателем.
Вряд ли полностью российский, что-то типа системы кондиционирования возможно все ещё импортные, но ключевые компоненты отечественные.
Предыдущее поколение вполне себе нормально летает, больше 200 самолётов произведено.
В этом году планируют поднять в небо и мс21 с пд14 и российской авионикой.
"не хочу не буду" - ну а куда они денутся, авиакомпании, если боинги и эйрбасы больше не продают?
Пострадают, помучаются с запчастями и обслуживанием, но продолжат летать, и не будут больше зависеть от настроения боингов и эирбасов.
Если такие тепличные условия для отечественных авиастроителей продолжатся ещё лет 10 - пожалуй, и мс21 и ссж избавится от болячек и даже выйдут на коммерческие объёмы производства.

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Блин, с некоторых фраз до слёз смеялся ))

В принципе, да. Проблема не в кризисах. Проблема в погружении в негативные новости и ожидания. При этом нельзя, конечно, быть всё время на позитиве, но держать тонус обязательно нужно.

И - да, я пережил 90-е )))

5
Ответить

Все, что нас не убивает, делает нас сильнее )

Ответить

А можно примеры, в каких нишах особенно хорошо пошло импортозамещение? Кроме строительной

2
Ответить

В строительной особого импортозамещения нет, разве что люди чаще начали заказывать деньги в бетон, поэтому растёт спрос.
По нишам: косметология (переходят на российское и китайское оборудование), промышленность, сельхоз продукция, грузоперевозки и тд. Где-то больше, где-то меньше. Но тенденция явно положительная

3
Ответить