Growh Hacking: как у нас не получилось и какие выводы мы сделали

Согласитесь, странно о чём-то рассказывать или советовать, не опробовав это на собственной шкуре? Поэтому когда мы узнали о такой концепции, как Growth hacking – мы сразу загорелись идеей попробовать это на себе. Мы – это «Пряники» – геймифицированная платформа корпоративных коммуникаций.

Growh Hacking: как у нас не получилось и какие выводы мы сделали

Термин Growth hacking стал известен после того, как маркетолог компании Dropbox Шон Эллис в 2010 году сформулировал эту концепцию, увеличив пользовательскую базу Dropbox со 100 тысяч пользователей до 4 миллионов. Как он это сделал? Вместе с командой они изучали поведение пользователей, придумывали и тестировали множество вариантов программ. Одной из которых стала реферальная программа – Dropbox раздавал гигабайты пользователям за приглашения новых участников, что как раз и помогло быстро увеличить аудиторию облачного сервиса.

То есть, Growth hacking (взрывной рост) – это любые механизмы или действия, основанные на постоянных экспериментах, которые приводят к быстрому росту продукта и бизнеса. Это постоянная генерация идей (гипотез), максимально быстрая их проверка и масштабирование успешных.

В нашей небольшой команде из 30 человек есть все необходимые инструменты для Growth hacking-а, а в контуре нашей платформы есть даже отдельный сервис по работе с идеями сотрудников – «Биржа идей». Но, как оказалось, не всё так просто: дело не только в инструментах, но есть ещё несколько факторов и граблей, на которые мы наступили. Расскажем по порядку.

1. Анкета идей

Для начала мы определили, на какие вопросы должен ответить автор, чтобы предложить свою идею. Чтобы это не было предложением из разряда «сделать всё хорошо», а с конкретным описанием результата, ожидаемого эффекта и необходимых ресурсов для проверки идеи (гипотезы) – в соответствии с технологией Growth hacking (далее – GH).

Пример нашей анкеты:

  • Описание идеи

  • Какой результат мы получим?
  • За счёт чего это поможет нам увеличить доход?
  • К какому этапу работы с клиентом эта идея относится?
  • Какие есть риски?

Проверка гипотезы:

  • Какие ресурсы потребуются, чтобы проверить полезность идеи?
  • Сколько времени потребуется на подготовку проверки гипотезы?
  • Сколько времени потребуется на проверку гипотезы и на получение результатов?
  • По каким критериям мы будем оценивать результат проверки гипотезы?
Форма для заполнения предлагаемой идеи<br />
Форма для заполнения предлагаемой идеи

Здесь мы как раз и наступили на грабли №1: максимально сложным оказался пункт проверки идеи с минимальными затратами. У нас корпоративная платформа с Enterprise-внедрениями и длинным циклом b2b-сделки и десятками касаний клиентов до выхода на сделку. На обдумывании того, как проверить идею быстро, стопорились не только авторы идей, но и команда роста (см.далее).

2. Категории идей

Идеология GH подразумевает проверку гипотез на всех этапах воронки работы с клиентом – от привлечения до удержания и возвращения. Мы тоже построили свой набор категорий и зашили его в воронку:

Growh Hacking: как у нас не получилось и какие выводы мы сделали

Наступили на грабли №2: достаточно сложно оказалось отнести идею к той или иной категории, но это полбеды. Вторые полбеды – это, конечно, числовые гипотезы по улучшению конверсий. Если бы сервис был b2b в сегменте SMB, или вовсе b2c, то таких проблем, скорее всего, не было бы. Но в Enterpeise b2b это стало продолжением граблей №1.

3. Воронка жизненного цикла идей

Каждая идея/гипотеза проходит свой жизненный цикл: у какой-то идеи жизнь длинная и насыщенная – она проходит экспертную оценку, её выносят на суд общественности и внедряют, а у какой-то идеи жизнь короткая – она появляется и сразу отправляется в архив. Полностью воронка получается такой:

  • Голосование: сотрудники выбирают и инвестируют свою виртуальную валюту в понравившиеся идеи. Длительность – 1 неделя.

  • Экспертиза: группа экспертов даёт оценку идеям по анкете и раз в 2 недели отбирает идеи, которые отправляются на проверку гипотезы в следующий спринт, а какие – в архив или в запас.

  • Проверка гипотезы: по сути это этап «реализация», но только в минимальном варианте – чтобы проверить гипотезу на перспективность идеи. На этапе закрепляется ответственный «проверятель», который по результатам публикует выводы. Длительность индивидуальная.
  • Гипотеза проверена: формальный этап, на который переводит идею ответственный реализатор, результаты оценивает экспертная группа. Длительность – 1 неделя.

  • Результаты подтверждены: экспертная группа подтверждает, что результаты есть и по ним можно сделать выводы о перспективности идеи и принять решение, масштабировать её дальше или нет. На этот этап можно отвести 1 день.
  • Запас: бэклог идей, которые пока по каким-либо причинам не в приоритете. Раз в месяц по ним проводится ревью.

  • Архив: сюда отправляются бесперспективные идеи, отклоненные экспертным комитетом.
Суть архива идей<br />
Суть архива идей

4. Оценка и команда роста

GH подразумевает, что идеи оценивает и отбирает к проверке специальная «команда роста». Мы отобрали в такую команду нескольких сотрудников по принципу:

  • имеют влияние в своих подотчётных сферах (продажи, маркетинг, продукт) – могут принимать решения и задействовать ресурсы;
  • давно работают, высокая лояльность;
  • понимают продукт комплексно.

Таким образом в нашу команду вошли:

  • маркетолог,
  • специалист по работе с клиентами (сейлз),
  • консультант по внедрению,
  • руководитель продуктовой разработки,
  • руководитель backend-разработки,
  • руководитель frontend-разработки,
  • специалист по тестированию.

Грабли №3: с самим составом всё получилось неплохо, но саму инициативу с GH мы развернули не в самое лучшее для инноваций время. Общая усталость после ковида, высокая нагрузка по всем проектам, нестабильный рынок… В общем, «команда роста» расти была не очень готова. Мы провели несколько экспертных сессий, предложенные коллегами идеи были во всех деталях разобраны (и именно на этих сессиях вскрылись грабли 1 и 2), и поняли, что с таким настроем никуда мы не вырастем, а только рассоримся.

5. Вовлечение, вознаграждение и общая активность

«Пряники» у нас геймифицированные и, конечно же, мы встроили мотивационные механики с виртуальной валютой и бейджами в свой сценарий. Сотрудники получали виртуальную валюту (в нашем случае, это, конечно же – «Пряники») за:

  • идеи, прошедшие модерацию (первичный отсмотр на анти-спам) – фиксированный объём;
  • идеи, ставшие проверенными гипотезами (достигли этапа «Результаты подтверждены») – х2 от инвестиционного фонда;
  • участие в реализации идей (на проверку всех гипотез потребуются ресурсы) – 1х инвестиционного фонда;
  • инвесторам успешных идей – возврат инвестиций с коэффициентом х2.

Например: Маша предложила идею, которая набрала 50 инвестиций, пошла в реализацию и проверку гипотез осуществляли Вадим и Денис. Женя вложила в эту идею 5 пряников. Маша, как автор, получила фиксированно 10 пряников, а после успешной проверки (получение числовых результатов по проверенной гипотезе) – 100 пряников (50*2). Вадим и Денис получили по 50 пряников, как реализаторы, а Женя, как инвестор получила 10 пряников.

Но мы наступили на грабли, которые всегда отчеркиваем в работе с клиентами – всё это работает на командах свыше 100, а лучше – 200 человек.

Итого, грабли №4, самые главные: нас оказалось просто недостаточно для того чтобы системно нагенерить много качественных гипотез и отобрать из них пул гипотез, достойных проверки. Самое смешное, что мы же сами отговариваем маленькие команды использовать такого рода инструменты, ссылаясь на «недостаточную критическую массу», но в отношении себя почему-то сделали исключение. И просчитались.

Впрочем, не ошибается тот, кто ничего не делает, поэтому эксперимент с GH записали в опыт и сделали выводы.

Пример опубликованной идеи на нашей корпоративной платформе<br />
Пример опубликованной идеи на нашей корпоративной платформе

В итоге, наш опыт с Growth hacking показал:

  • Growth hacking подходит сервисам с большой аудиторией (b2c, b2b в smb), где выполненное на том или ином этапе воронки действие имеет быстрый (а не отложенный на месяцы) эффект.
  • У сотрудников, вовлечённых в генерацию гипотез, должно быть чёткое понимание того, какие инструменты есть в компании для быстрой и бюджетной проверки гипотез.
  • Команда роста должна всецело поддерживать саму идею GH. Если её не поддержит команда роста, то и с вовлечением остальных вряд ли что-то получится.
  • Для набора критической массы полезных идей команды в 30 человек определенно недостаточно. Лучше, чтобы их было 100+, а если их 1000+, то тут уж точно есть все шансы на успех.

Если вы видите, что подходите под эти критерии – у вас от 100 (а лучше от 1000) сотрудников в команде, вы хотите заработать/сэкономить на внедрении идей сотрудников и готовы быстро проверять гипотезы роста, мы будем рады помочь вам как с методическим, так и с техническим внедрением!

Растите и процветайте!

Growh Hacking: как у нас не получилось и какие выводы мы сделали
44
8 комментариев

Женя, спасибо.

Интересно, почему «мотивационные механики с виртуальной валютой и бейджами ... – ... всё это работает на командах свыше 100, а лучше – 200 человек.»?

Почему в малых коллективах это не работает (если я правильно понял мысль)?

в малых коллективах очень важна роль лидера, который будет эту практику внедрять. Если в команде из 30-40 человек гендир эту новацию не поддержит, ничего не поедет. А в командах свыше 100 (а лучше 200:)) человек, этим может свободно заниматься HR и активное присутствие в проекте топ-менеджера будет не обязательно.

1

Автор, какие другие варианты ростовых хаков вы рассматривали?

из методологии gh - больше никакие. Но есть ряд других управленческих фишек, которые "зашли" и применяются уже не первый год. О них напишу отдельно, разговор не на пару минут)

О, вы исследовали гроу-хакинг? Расскажите, какие фишки не сработали!

так вот же - в статье перечислено все, что у нас не сработало).