Коллективные иски: что на самом деле это значит для больших компаний

С 1 октября 2019 года в России появилась возможность подачи коллективных исков. Сделать это можно вполне законно — уже вступил в силу закон 191-ФЗ ГПК РФ со всеми поправками и дополнениями.

Теперь, если у большого количества людей одна общая проблема (отравились йогуртом марки «Н», косметика марки «Х» оказалась некачественной и прочее), схожие требования, обстоятельства и один общий ответчик — все они могут обратиться в суд против компании.

Почему компании? Коллективные иски предлагают множество возможностей именно для сферы защиты прав потребителей — ни одна другая область права не подходит к групповым искам так идеально, как эта.

Именно поэтому коллективные иски давно процветают в США — страна, которая известна судебными решениями с колоссальными выплатами средств потребителям, теперь вынуждена вводить ограничения по таким искам. За первые десять лет нашего века одни только юридические фирмы заработали на коллективных исках (внимание) около $16 млрд.

Государство обалдело и в 2005 году приняло Class Action Fairness Act — закон, который ограничивает возможность подать групповой иск, если истцов — менее 100 человек, а сумма требования не доходит до $5 млн. Штаты принялись как-то регулировать эту сферу, потому что число коллективных исков стало запредельным — остальной же мир, надо сказать, тему с групповыми исками только распробовал.

Ничего принципиально нового в коллективных исках нет — что-то похожее появилось в Англии ещё в 13 веке. Спустя пять веков эта практика там как-то сдулась — оказалось, что возможности для неё иссякли, что бы это ни значило.

Но затем практика, словно эпидемия, перешла в США, где, как мы знаем, все инновации получают «безумное развитие и колоссальный рост». В том же 18 веке в США начали складываться предпосылки для будущего развития коллективной защиты прав — страна приняла Equity Rule 48 для «представительских тяжб», которое потом приведёт к тому, что Philip Morris заплатит в суде $79,5 млн, а Tesla — $5 млн. И та и другая компании — ответчики по коллективному иску.

В США такие решения, по меркам русской души философа, гипертрофированы — у нас только посмеялись над человеком, который подал иск к МТС на сумму 30 млрд рублей из-за того, что у него списали бесплатные минуты из пакета.

У нас смеются, а в Штатах МТС и заплатил бы, и раскланялся. Это не шутка — например, Visa и Mastercard по коллективному иску заплатили аж $6,2 млрд. Причина? Заявителей не устроило то, что банки и платёжные системы завышали комиссии, если платежи проводились по банковским картам.

Если в наших реалиях такое и возможно, то очень нескоро — и судебное финансирование, и коллективные иски развивались за границей почти что синхронно, бок о бок, и с разницей в несколько лет дошли до России. Сейчас, скорее всего, будет бум мелких исков — ставлю на то, что в первое время это будет только потребительский сектор с минимальными суммами требования — вроде «100 человек купили губную помаду за 300 рублей, а она оказалась плохой».

Сами понимаете, какими будут суммы выплат — потребители будут побеждать в большинстве случаев, но материально никак не повлияют на компанию своими победами. Это вам не Штаты, где наш иск к МТС действительно мог бы принять совсем другое развитие событий.

На зачаточных этапах будет страдать только репутация: и коллективные иски, и судебное финансирование — темы, как оказалось, едва ли не модные, поэтому фирмам хорошо бы «подтянуться» и не навлечь на себя такого. Пострадают на 2 рубля, а репутацию потом восстанавливай годами, пока не забудется.

Но 2 рубля — тоже деньги, если с тебя их спрашивают тысячи, а то и миллионы людей.

Самые очевидные претенденты на получение коллективных исков — это банки и страховые. Да, именно те, с кем потребителям всегда судиться было сложнее всего — большая половина исков просто отклонялась судом.

Суды просто завалены исками, в которых тысячи людей пытаются восстановить справедливость по совершенно одинаковым вопросам — навязанная страховка (здесь мы вовремя себя обезопасили — отныне банки не смогут ничего навязать), изменения условий договора, неправомерные отказы от выплат по страховым случаям…

Следующие претенденты — это застройщики. Долевые участники строительства — противники очень опасные, и проиграть им будет действительно дорого. Дешевле, чем за пролитый кофе в McDonald's, но по размерам выплат в нашей стране эта сфера тоже может стать одной из лидирующих.

Далее пойдёт классика жанра — это и сотовые операторы, и ремонтные компании, и автосервисы… Совершенно непонятно, к чему нас это приведёт, но то, что коллективные иски сами по себе — крайне мощный регулятор отношения компаний к потребителям — это факт.

Чего бы я не хотела в связи с этим нововведением:

  • Потребительского терроризма — я ни в каком виде не приемлю «обдирание как липку» компаний, у которых хватило таланта вырасти и не нарушить права потребителей. Мой сервис никогда не будет финансировать дела, связанные с несправедливыми требованиями потребителя.
  • Абсурда — я думаю, что у компаний уровня Philip Morris просто нет выбора, и они должны платить огромные деньги по решению суда (и даже до него). Но видеть, что люди на полном серьёзе хотят миллиарды за то, что у них списали бесплатные минуты — увольте. Это бред, а я не люблю цирк в правосудии.

Что я хотела бы видеть (и что готов и будет финансировать мой сервис):

  • Справедливые требования истцов, которые равносильны тому ущербу, который им причинили.
  • Ответственность каждой компании перед потребителями их продукции или услуг — я не намекаю на чёрную волну пиара, которая понесётся на компанию в тот момент, как только к ней предъявят коллективный иск. Но я за то, чтобы компании вообще не допускали такой возможности.

Самая адекватная цель коллективных исков — это упрощение процесса разбирательства по одинаковым искам и повышение сознательности у компаний.

Рисуйте перспективы сами — выше я привела множество примеров, когда в США под лозунгом «за всё хорошее и против всего плохого» крупнейшие компании отдают баснословные деньги в ходе таких исков. Для несправедливости, обмана и мошенничества остаётся всё меньше места, и это хорошо.

А совсем идеально, если это не создаст больше места для потребительского терроризма и эксплуатации Закона о защите прав потребителей в личных целях каждого, кто считает, что крупная компания должна ему больше, чем то, что она должна по праву.

1515
10 комментариев

Одной из очевидных отраслей для коллективных исков - это ЖКХ, особенно в  сфере МКД (Многоквартирные дома). Когда проблематично провести Общее собрание собственников (от 100 квартир и более), для отстаивания своих интересов, то многие собственники согласятся присоединится к инициативному соседу, т.к. нарушены общие права (плохое качество обслуживания, нет текущего ремонт имущества, УК самовольно установила видеокамеры, на площадке с контейнерами мусор лежит вне баков, разрушено крыльцо подъезда и пр). p.s. Касательно исков к автосервису (что автодилеры, что маленькие сервисы)...приведу пример =>>>> ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2001 г. N 290
 
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОКАЗАНИЯ УСЛУГ (ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ) ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ —> п.15 "е". Согласно данного пункта, при приемке автомобиля (ТС далее) в ремонт сторонами фиксируется его цена, т.е. если ТС "упадет"  с подъемника/ком и пр. ущерб оценивается исходя из этой цены. Вопрос - кто-то видел такое у себя в РФ ???   Аналогично, химчистка, есть цена вещи и степень износа, а как правило, пишут от фонаря приемщики (30-40-50%) ,без указания стоимости. 

1
Ответить

Алексей, вы правы. Сейчас для принятия многих коллективных решений, жителям дома нужно собрать 100% голосов, что на практике просто неосуществимо. Коллективные иски могут стать выходом, и дать, наконец-то, возможность жителям влиять на решения управляющей компании. Очень надеюсь, что это поможет развитию гражданского общества в нашей стране!)

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

И я рада, что эта возможность наконец появилась)

Ответить

проиграть им будет действительно дорогоУгу, особенно в России. 3 млрд дольщикам? Вот пожалуйста: стол и стул, больше ничего нет.

Пока правосудие это фикция, можно любые права давать

около 16$ млрд. Будут и дальше 15 тыс. расходов на представителя взыскивать. Кто и на что будет собирать эти сотни истцов?

Ответить

Александр, вы правы. К сожалению, это распространенная проблема в нашей практике. Инструмент коллективных исков сейчас еще почти не развит, и мы, наверняка успеем увидеть много казусов в этой сфере)

Ответить

Недавно рассуждали как раз на эту тему, мол, у нас столько 10000% дел для коллективного иска...почему их нет. Так как не юристы..а разговор носил чисто бытовой характер решили, что как у нас водится в стране, ...голову отстрелят, если будешь вякать.

1) Классно. Доказать с гарантией, что сбербанк не умеет хранить персональная информацию легко. Прямо в зале суда можно данные судьи купить, пока заседание идёт. Всё. Вместе с фотографией и выпиской по счетам. Тогда сбер возможно сверхприбыль которую тратит на сбер фуды , сервисы такси и т.д. возможно перенаправит на свой основной бизнес, в котором они как-то забыли в статьи расходов включить заботу о правах граждан. Тогда может монополия не разрасталась бы так быстро.

2) Деливири клаб. Никто не задумывался, что коллективный иск и заявление в антимонопольный очень бы не помешали. Судите сами, они берут 25% от стоимости заказа. Вопрос, а присутствие в приложении деливири это опция или обязанность любой доставки быть представленной там, если она вообще хочет быть на рынке ? Это стандарт. И доставки еды плачут , а платят ! А клиенты хотят скидок-скидок-скидок и конкуренция жуткая. А отдавать четверть!!! от стоимости...это в какой вселенной нормально ?!

3) На миллиард можно засудить тинькофф. Очень -очень просто и без единого маневра для банка. И пздц Олежке острослову. Если все ! кого этот банк штрафовал за то, что платеж не поступил вовремя (т.е. по календарю) обратятся в суд. ТАм даже доказывать ничего не нужно, ведь банк штрафует за несвоевременный платеж , даже если платеж приходится на выходной день. Штрафуют пользуясь тем что менее 1% пойдут в суд. При этом любой судья в здравом уме такой штраф со стороны банка отменит не вникая, потому что вникать не во что. Так как прямое нарушение ГК банком. 
Банк считает быдлом своих клиентов. 
Ну а в силу того, что банк весь из себя кэшбэчно интернетный то -и коллективный иск можно через соц сети начать собирать.

Ответить