Убийство без крови… Как не превратить коммуникацию с клиентом в хоррор

Сегодня сервисы идеально переводят на английский, китайский и корейский, но как быть, если перевод с “экспертного” на “клиентский” — уровень повышенной сложности?Как говорить, чтобы клиенты слушали, и как слушать, чтобы клиенты говорили.

Привет! Мы с командой нашли идеальное решение, как действовать, чтобы невысказанные желания заказчика не испортили проделанную работу и настроение клиенту: когда он что-то не понял, не переспросил, а в итоге мы не попали в его ожидания. Мы подобрали ключик, который помогает наладить коммуникацию с нашими клиентами. Возможно, и вам пригодится.

Кстати, именно поэтому мы придумали такие мемы: общение клиента и разработчика порой как диалог жителей с разных планет 👽

Убийство без крови… Как не превратить коммуникацию с клиентом в хоррор

Реальный пример: как не надо

Для того, чтобы посмотреть на ситуацию глазами клиента, мы позвонили в выбранную случайным образом студию разработки, представились управляющим ресторана. Задача: сделать сайт с электронным меню и отдельно функцию доставки из ресторана. После разговора появились небольшой осадок и внутреннее ощущение, что с этой компанией мы скорее всего не сработаемся:

- Добрый день, я бы хотела заказать сайт для ресторана. Нам нужно электронное меню и возможность заказа с доставкой.

- Здравствуйте, конечно. Мы создаем макет, разрабатываем дизайн сайта и верстаем его.

Начало многообещающее, приятный диалог — еще бы, компания закрывает все наши запросы. Обозначив задачу и определив детали, исполнитель озвучил стоимость — 150 000 рублей — вполне приемлемая цена для такого проекта, то, что нужно. А может, и правда, в современном мире коммуникация в большей части построена грамотно, все уже научились изъясняться понятно и этот эксперимент лишний? Мы, как клиенты, довольны, полны энтузиазма. Пока не решили уточнить еще один момент:

- Как подключается оплата к сайту?

- Через эквайринг. Мы интегрируем через API, с этим нет никаких проблем.

- …?? что такое API?

- Обратитесь в банк, запросите идентификатор к API для сайта, а когда выдадут, предоставите нам. Мы подключим оплату. Если платежи будут идти через сайт, то стоимость разработки увеличится на 70 000 рублей.

Возникает ощущение брошенности, да и в целом, человеку как будто еще добавили проблем, вместо решения имеющихся. Логично, что клиент может почувствовать себя некомфортно и уйти от такого исполнителя, если его не удержит явное преимущество компании перед остальными.

Заказчик обращается к нам не только за конкретным результатом, но и за психологическим комфортом на всех этапах работы.

Он имеет право на то, чтобы процессы, сильно выводящие его из равновесия, прошли мимо. Или, если не мимо, то с его минимальным участием, не отнимая серьезные ресурсы.

Убийство без крови… Как не превратить коммуникацию с клиентом в хоррор

Что не так с терминологией?

Изобилие экспертных терминов можно назвать в некотором смысле профессиональной деформацией. Замечаем ли мы у себя изменения — вопрос скорее риторический. Когда мы погружены в свою нишу, а окружение состоит из таких же увлеченных, например, темой IT, людей — сложно отследить, когда обычный человеческий язык начинает теряться среди сложных понятий и профессионального слэнга.

Добавим сюда англицизмы, аббревиатуры, аббревиатуры из англицизмов и получаем волну негатива — непонимание клиента и нежелание исполнителя быть понятным.

Да, эквайринг, API — привычные слова для экспертов, но если по ту сторону обычный человек и мы кроме того, что выливаем на заказчика термины, еще и оставляем его с ними наедине, — это не фундамент продуктивного общения, а, наоборот, стена между клиентом и исполнителем.

Конечно, делается это не нарочно. Мы уже вышли из той поры, когда с помощью терминов пытаемся повысить значимость и заявить об экспертности.

Нам реально кажется, что все это понимают, все это знают.

Но забываем, что чаще всего работаем с обычными людьми, владельцами небольших бизнесов — экспертами в своем деле, со своей терминологией, не обязанными обладать знаниями в нашей сфере. Еще одна категория — компании, которые представляет человек без навыков в разработке, например, маркетолог, тех.директор, менеджер и т.д.

Вряд ли нам хочется вникать в клиентскую “адгезию слоев напыления стеклофибробетона” или “как ведет себя стеклофибра в бетонной смеси”.

Для кого-то даже еще более привычные нам слова, как прототип, верстка, дизайн-код, cms, которые, возможно, и понятны для заказчиков из инфобиза, могут вызывать затруднения для приземленных сфер — будь то, например, региональное производство, частный детский сад, ветклиника или салон красоты.

Убийство без крови… Как не превратить коммуникацию с клиентом в хоррор

Как мы решали проблему

В начале пути, когда в студии не было такого объема заказов и большой команды, руководитель – Ксения Положенцева самостоятельно выстраивала коммуникацию с клиентами. Многие поступают аналогично. Но с ростом агентства основатель должен выйти из этих процессов, потому что ему физически не хватит времени на развитие и другие вопросы.

Встал вопрос поиска эксперта. Требований было много: проджект должен был уметь устанавливать контакт с клиентом, доносить идею простым языком, поддерживать дружеский тон в общении, объяснять там, где непонятно, повторять, если нужно, не бросать в сложных ситуациях — софт скиллы можно перечислять бесконечно, как, впрочем, и бесконечно заниматься поисками такого сказочного персонажа.

Устав искать специалиста с идеальными навыками коммуникации, решили попробовать другой вариант — самим обучить проджект-менеджера работе с клиентами через призму наших ценностей.

Посадили нового проджекта рядом с руководителем студии, чтобы менеджер мог изучать все процессы работы, буквально смотреть в глаза, прислушиваться к тональности общения, а затем наблюдали, как он проводит уже самостоятельные встречи. В итоге мы воспитали своего специалиста и теперь наслаждаемся результатом.

Конечно, руководитель продолжает контролировать проекты, может выборочно переслушивать конференции, всегда в курсе любых ситуаций. Если кажется, что может назреть спор, участвует в созвоне с клиентом.

Особенности проджект-менеджера

Главный навык этого сотрудника —эмпатия. Если менеджер по глазам, по фразам и тону общения даже в переписке умеет тонко чувствовать изменения в настроении клиента (холодность, безучастность, нотки раздражения) — он бесценный сотрудник.

Проджекту необязательно уметь писать код, но определенно нужно иметь базовые знания, ориентироваться во всех рабочих процессах и разбираться в проекте.

Менеджер — это связующее звено между клиентом и командой, можно сравнить его с медиатором — он выстраивает структуру переговорного процесса, при необходимости защищает проекты и сглаживает конфликты.

Вот почему это не механический “передаватель” информации, а прежде всего человек, глубоко чувствующий атмосферу проекта. Проджект-менеджер ведет клиента от начала и до конца, он помнит, с чего начиналась идея и как она эволюционировала с момента входящей заявки до того, как попала в руки разработчиков. Даже руководитель студии сейчас может не знать всех тонкостей конкретного заказа, но проджект всегда полностью погружен в проект.

Еще один важный момент в том, что менеджер не принимает критику клиента на себя, соответственно, не выгорает от негатива, он просто собирает обратную связь клиента, обрабатывает ее, конкретизирует. В итоге до команды доводит уже конструктивные правки без эмоциональной окраски.

Убийство без крови… Как не превратить коммуникацию с клиентом в хоррор

Алгоритмы выстраивания коммуникации

Мы убеждены, что сотрудничество в “одно окно”, когда команду разработчиков и специалистов от студии представляет один человек — наиболее комфортный формат для клиента: он всегда знает, кому задать вопрос и с кого спросить про результаты и сроки.

Менеджер доносит информацию до клиента на доступном ему языке, интуитивно понимая, где нужно объяснить, где выразиться прозрачнее.

Каждый “холодок” со стороны клиента, который мы замечаем — тревожный звоночек, с него начинаются непонимание, неозвученные вопросы, замалчивание того, что не очень понравилось. Все это перерастает в “переделайте вообще все” или в потерю клиента.

Убийство без крови… Как не превратить коммуникацию с клиентом в хоррор

Чтобы не допустить и этого “холодка”, мы делаем следующее:

  • Задаем уточняющие вопросы. Это правило действует как на этапе формирования задачи и ТЗ, так и на согласовании, презентации промежуточных этапов. Когда собираем обратную связь, конкретизируем, что не понравилось: прототип, наполнение текстом, функционал или что-то другое.
  • Структурируем информацию. Команда может давать развернутые ответы как раз таки экспертным языком, важно выделить главное и донести мысль до клиента.
  • Даем, по необходимости, дополнительный сервис для комфортного сотрудничества. Например, вместе решаем смежные вопросы, такие, как выбор банка для эквайринга или платежных систем. Это частый запрос, и у нас уже есть анализ банковских предложений, поэтому мы можем посоветовать клиенту наиболее подходящий тариф, помочь с выбором платформы, объяснить плюсы и минусы. Мы стараемся, чтобы клиент занимался своим бизнесом, а не проблемами разработки.
  • Стараемся идти навстречу и быть гибкими, допустим, можем провести созвон в удобное клиенту время, даже если оно нерабочее для нашей студии, например, 19:30. Но здесь не про прогибание под заказчика, а про человеческое отношение.

Да, это выходит за рамки обязанностей, но точно положительно влияет на коммуникацию и оставляет приятные впечатления заботы о клиенте. А когда человек чувствует, что мы реально о нем думаем и переживаем, хочет вернуться снова.

Самый простой способ донести информацию доступным языком — держать в голове мысль, что объясняешь сложные процессы подростку. Можно поэкспериментировать: презентовать коммерческое предложение человеку не в теме — маме, ребенку, да просто знакомому не из вашей сферы и спросить, что из этого смущает и что точно требует объяснений.

Все решаемо

Конечно, бывают ситуации, когда все-таки не удается правильно понять заказчика — так случается и у нас. Если задачу с клиентом даже отчасти увидели по-разному — реализация не попадает в ожидания, и тогда откатываешься на предыдущий этап разработки. Это ответственность студии, исправляем недостатки за свой счет и в выходные, чтобы вовремя выдать релиз проекта.

Раньше, до проджекта, были моменты, когда что-то обсудили, не зафиксировали и потеряли задачу, не взяли обратную связь на какой-то вопрос, но это не претензия со стороны заказчика, а скорее собственное понимание такого упущения на внутренней конференции команды. Теперь любой созвон записывается и резюмируется. Краткие тезисы встречи помогают понимать суть и контролировать процессы проекта и самой командой, и клиентом.

Когда мы видим, что клиент чем-то недоволен, например, он хотел бы уменьшить срок, мы все решаем через диалог, спрашиваем, как мы можем попасть в его ожидания, скорректировать процессы.

Как правило, на этапе дизайна мы предлагаем два-три варианта, и один из них точно вызывает восторг у заказчика. Бывают единичные случаи, когда вообще все предложенные концепции не нравятся. Тогда мы принимаем замечания и пожелания, идем генерировать новые идеи и возвращаемся со свежими предложениями.

Обратная связь берется в том числе и о настроении (NPS) клиента, это нельзя не учитывать. Но важно понимать, если появился “холодок”, то в чем его причина? У всех бывают личные проблемы, а бывает, что дело в нас, и тогда мы просим прямо проговаривать, что не устраивает.

Мы научились не доводить до состояния “все плохо” и не допускать конфликтных ситуаций

Убийство без крови… Как не превратить коммуникацию с клиентом в хоррор

В этом и состоит идея нашей студии— обеспечить клиенту здоровую атмосферу долгосрочной работы над проектом и превентивно решать проблемы. Мы стараемся на всех этапах понять его позицию и грамотно, доступно донести свою.

С каждым заказчиком формируется особый вайб, но всегда это взаимное доверие и уважение, человечность, открытость, возможность задавать вопросы и быть уверенным, что вас услышат и помогут.

7676
62 комментария

Интересно. Мне раньше казалось что проджект лишняя единица, просто посредник и даже наоборот в какой то степени усложняет прямую коммуникацию

7

Комментарий недоступен

4

Зависит от проджекта. Это как с врачами бывают хорошие, но бывают и плохие.

2

Всегда дешевле взять зеленого недоспеца, обучить и заточить под себя. Чем брать незеленого, но которого все равно обучать под ваши процессы

3

Зеленых ещё частенько берут из-за того, что им можно сделать офер меньший чем человеку, который уже что-то понимает, обосновывая это тем, что зеленый ничего пока не умеет.

2

Бывают разные задачи и иногда, проще и дешевле взять топа, а не учить его с нуля. Но бывает и по-другому. Изначально нам было не по карману брать топа на роль ПМ, и мы вырастили его в команде, и нам понравился результат.

обучить, заточить, он поработает годик и свалит в другое место)