Как не потерять деньги, когда инвестируете в R&D: 3 совета директора по развитию Andreessen Horowitz

Как инвестировать в исследования и разработку, и при этом не остаться «ни с чем»? Перевод статьи от директора культового венчурного фонда — черпайте знания и развивайте свой продукт быстрее конкурентов.

Как не потерять деньги, когда инвестируете в R&D: 3 совета директора по развитию Andreessen Horowitz

Всем привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.

Давайте узнаем, сколько денег вкладывать в R&D, как расставить приоритеты по разным направлениям и отследить результаты своих инвестиций. Автор статьи-источника — Дэвид Джордж, генеральный партнер в компании Andreessen Horowitz и руководитель отдела развития.

Зачем вкладывать деньги в R&D?

Грамотное распределение финансов — это одна из главных обязанностей CEO, особенно, когда компания находится на стадии роста. И большинство таких CEO знают, как определить, грамотно ли распределены затраты, почти по каждой статье расходов. Есть только одна «слепая зона» — исследования и разработки (или R&D, сокращение от Research and Development).

На советах директоров участники обсуждают эффективность расходов на маркетинг, производство, управление. Когда речь заходит о затратах на исследования и разработки, CEO выделяют огромные суммы и даже не могут в полной мере аргументировать свои решения.

Без современного продукта, который приносит реальную пользу и не уступает конкурентам, компании будет нечего предложить покупателям. Как и любое другое направление в компании, R&D помогает создавать востребованный продукт.

Исследования и разработки очень важны для успеха компании, но бюджеты на них все еще распределяются не до конца осознанно, даже скорее, интуитивно. Так случается потому, что окупаемость инвестиций (тот самый показатель ROI) оценить не так уж и просто.

Как не потерять деньги, когда инвестируете в R&D: 3 совета директора по развитию Andreessen Horowitz

Выгода от вложений в R&D проявляется по-разному и много времени спустя, если сравнивать с другими статьям расходов. Например, с маркетингом все более понятно: обычно делят LTV (ценность клиента) на CAC (расходы на привлечение клиента). Получаются конкретные цифры, по которым можно оценить эффективность вложений в течение двух кварталов.

Затраты R&D важны для развития продукта, но грамотно распределить их сложно. CEO вкладывают или слишком мало денег, или слишком много, что плохо сказывается на других направлениях вроде маркетинга или производства.

Перед CEO встают три главных вопроса:

  • Как понять, сколько именно тратить на исследования и разработки?

  • Как распределить финансы внутри самого направления R&D?

  • Как не потерять контроль над бюджетом и основным вектором развития в погоне за новыми технологиями вроде искусственного интеллекта?

Если коротко, то лучше двигаться по такой схеме:

  • Начните со стандартных вложений для вашей ниши. Узнайте, сколько примерно тратят другие компании и попробуйте сделать так же. Оставайтесь при это гибкими и отходите от стандартов, если видите в этом пользу.
  • Сопоставьте свои расходы с планом развития продукта. Затем подкрепите его ожидаемым ROI и дедлайном, к которому хотите увидеть первые результаты от вложений.

  • Сосредоточьтесь на показателях эффективности продукта и команды производства. Так вы поймете, какие вложения в R&D сработали, а какие нет.

Давайте рассмотрим каждый из пунктов подробнее👇

1. Попробуйте вложиться, как конкуренты

Бенчмаркинг (внедрение практик конкурентов в своей компании) — это хороший способ начать вкладываться в R&D. Поймите главное: чужой опыт это не эталонное решение в вашей конкретной ситуации. Это ориентир, который вы примерите на себя и поймете, сколько нужно тратить именно вам. Может, для получения результатов в вашей компании потребуется больше денег. Или наоборот — меньше. Или ровно столько же, сколько и конкуренты, — опыт покажет.

Некоторые компании приходят к своим собственным «эталонам», которые сильно отличаются от общепринятых. Особенно, если они работают с новыми технологиями и продуктами, которых ранее не было на рынке. Исследования в таких компаниях требуют больших вложений, но и продукт у них стоит больше из-за своей эксклюзивности.

Посмотрите, сколько тратят компании разработки приложений на R&D:

Как не потерять деньги, когда инвестируете в R&D: 3 совета директора по развитию Andreessen Horowitz

2. Сопоставьте затраты с планом развития продукта

Бывает так, что CEO постоянно получает гипотезы для исследований много: их предлагают сотрудники, клиенты, инвесторы. Идей много, но не все их надо брать в работу.

Бенчмаркинг даст вам общее представление о том, сколько вкладывать в R&D. Чтобы грамотно распределить ресурсы внутри направления, посмотрите на план развития продукта. Так вы сможете понять, какие исследовательские задачи более актуальны, и расставить приоритеты.

Не забывайте, что план развития может быть краткосрочным или долгосрочным. А значит, не все показатели ROI по разным категориям исследований и разработок получится оценить сразу. Некоторые инвестиции покажут свою эффективность уже через пару месяцев, а другим на это потребуются годы.

Распределяем деньги по правилу 70-20-10

Некоторые компании расставляют приоритеты финансирования R&D в соотношении 70-20-10. Это значит, что 70% бюджета они инвестируют в исследования и разработку основного продукта. 20% вкладывают в развитие новых функций основного продукта или небольшие продукты на ранней стадии. И 10% в новые экспериментальные проекты, которые могут и не принести никаких результатов.

Правило 70-20-10 не панацея. Это лишь примерная схема распределения финансов, которая подойдет далеко не всем компаниям. Все зависит от ниши, состояния рынка, динамики конкурентов и ваших приоритетов. Не всем нужны новые и экспериментальные продукты. Ровно как и не всем выгодно инвестировать большую часть денег в развитие основного продукта, если он изначально сильно превосходит конкурентов.

Схема 2×2 для ROI исследований и разработки

Важно обсудить с командой, через какой срок вы ожидаете увидеть результат от своих вложений в R&D. Чтобы упростить планирование, можете воспользоваться схемой 2×2, где вложения делятся на две категории: «Защита» и «Нападение». А планирование — на краткосрочное и долгосрочное.

Как не потерять деньги, когда инвестируете в R&D: 3 совета директора по развитию Andreessen Horowitz

Вложения категории «Нападение» обычно приносят плоды в виде роста бизнеса, новых функций продукта, выхода на новые рынки или аудиторию. «Нападение» на коротких сроках занимает меньше времени на разработку и дает более предсказуемые результаты.

Например, Microsoft запустил ИИ-помощник Copilot уже через 12 месяцев после запуска ChatGPT — это быстрое «Нападение». А вот долгосрочное «Нападение» может длиться годами и результаты его менее очевидны. Например, Марк Цукерберг инвестировал миллионы долларов в работу с Reality Labs над корпоративным ребрендингом Meta*. Эффективность этих вложений компания увидит только в перспективе 10+ лет.

*признана экстремистской и запрещена в России

Вложения категории «Защита», наоборот, помогают снизить риски и уменьшить потери. Например, за счет урезания расходов или сохранения количества клиентов. Instagram* добавил функцию Reels в ответ на растущую долю рынка TikTok. Такая быстрая «Защита» не завоевала новую аудиторию, но помогла сохранить старую. А вот переход Adobe на облачные технологии потребовал времени — это была долгосрочная «Защита», благодаря которой компания сохранила свое место на рынке.

*принадлежит Meta, признана экстремистской и запрещена в России

Совмещайте «Защиту» и «Нападение» в краткосрочной и долгосрочной перспективе, чтобы получить максимум выгоды. Приоритеты по разным типам вложений зависят от особенностей вашей ниши и продукта.

3. Отслеживайте показатели команды производства

Деньги в исследования и разработку вложены, сроки и ожидания по развитию четко обозначены — пора начинать отслеживать показатели производства. Зафиксируйте нынешние показатели, а некоторое время спустя проверьте, принеслили ли выделенные деньги результат, который вы планировали увидеть.

Чем больше команда, тем сложнее наладить работу в ней и понять, почему сроки срываются, а бюджеты уходят не туда. Чтобы вложения в R&D все-таки оправдали себя, работайте над процессами и взаимодействием сотрудников.

Затраты на исследования и разработки непросто спланировать, но игнорировать это направление не получится — конкуренты не дремлют. Попробуйте бенчмаркинг, правило 70-20-10 или схему 2*2 и внимательно следите за результатами, чтобы вовремя скорректировать свои планы.

А сколько вы бы инвестировали в R&D? Какие исследования кажутся вам самыми перспективными? Пишите в комментариях — обсудим🤔

Что еще почитать?

Прочитайте другие наши статьи на основе иностранных источников, чтобы узнать больше о ведении бизнеса:

Попробуйте быстрый корпоративный мессенджер Compass — управляйте командой с любого устройства. Для команды до 10 человек Compass бесплатный. Если пользователей больше 10, у вас будет пробный бесплатный период на 30 дней.

5151
19 комментариев

Блин, вот круто работать в компании, где есть системное вливание в исследования. На дистанции это точно работает в плюс. Но далеко не у всех есть бюджет на это

2
Ответить

Открою вам секрет - таких компаний единицы. Причем это удел корпораций. Малый и даже средний бизнес очень далек от этого

1
Ответить

Согласны, все не так просто 💵

Ответить

это ж зарубежный текст? осталось на наши реалии еще адаптировать

1
Ответить

да ладно. принцип тот же. или притягиваете?

Ответить

Да, материал из статьи на сайте фонда Andreessen Horowitz. Будем ждать — исследований много не бывает 📚

Ответить

Ничего не понял, но очень интересно). А если серьезно, то вложения в науку ради развития тот ещё квест. И даже на лотерею немного смахивает

Ответить