Управление вовлеченностью персонала. Реально ли изменить ситуацию? Опыт команды АЙТАТ

Про пользу вовлечённости персонала не написал только ленивый, и мы не будем исключением. Меня зовут Регина Гашигулина и я — бизнес-тренер команды АЙТАТ. В статье я расскажу, как можно реально повлиять на вовлеченность персонала на своем опыте. Текст будет полезен моим коллегам — HR-специалистам, РОПам — и руководителям из IT-сферы.

Для не погруженных в тему, вовлеченный сотрудник — это сотрудник, который качественно и эффективно делает свою работу и готов прикладывать усилия для достижения результата, чувствует за него личную ответственность.

АЙТАТ аккредитованная it компания, нам 18 лет и в 2022 году мы провели первое исследование вовлеченности персонала, не при помощи самовыдуманных тестов и опросов, а с привлечением стороннего сервиса, потому что было важно чтобы участники опроса доверяли и были искренни (это обеспечивается анонимностью), вопросы выверены, реализация «нарядной», а прохождение опроса и обработка результатов не затратной по времени, а ещё бэнчмарки…

Да, бэнчмарки важны. Мы it-компания и конкуренция за персонал на рынке труда лютая, планка ожиданий кандидатов выше, чем в среднем на рынке труда, и важно объективно понимать мы «в игре» или нет.

Наш первый замер – 80,6% сотрудников вовлечены, кто-то сильнее, кто-то слабее, но вовлечены. Ура! Если бы не одно «но»… Для IT отрасли такой показатель среди худших значений. Значит каждый пятый драгоценный и дорогостоящий сотрудник перестал «грести в этой лодке», а просто наслаждается морским пейзажем по ходу движения.

А теперь быстрая перемотка на 356 дней вперёд и наш текущий показатель почти 90% вовлечённости в шаге от категории «лучшие значения в отрасли», а показатель лояльности уже там.

Управление вовлеченностью персонала. Реально ли изменить ситуацию?  Опыт команды АЙТАТ

Делимся личным опытом, причиняем читателю добро и верим, что эта статья поможет вам избежать некоторых грабель.

1) Если это нужно только HR-ам, ничего не взлетит

Если со стороны менеджмента нет понимания прямой связи вовлеченности с финансовым результатом и достижением стратегических целей, если для тех, кто наверху это «ванильные сказки», если люди кивают головой, но по-честному сам с собой не договорился о том, что это важно и нужно, прогресс будет минимальным, если будет вообще. Поэтому работа с вовлеченностью — это общая работа, и мы взялись за дело вместе. У каждого руководителя, включая генерального директора, был свой план с учётом особенностей его команды. HR разработали и реализовали свой план мероприятий для компании в целом и подключались к работе с отдельными командами.

2) Эффективные инструменты управления вовлеченностью в 95% случаев не про деньги

На вовлеченность влияют много факторов, замеры этих факторов мы видели по итогам опроса, ведь важно понимать точки приложения усилий. 45 из 50 факторов не имеют отношения к материальной мотивации или инвестициям в комфорт и средства труда.

Качественная обратная связь, своевременное признание, доверие руководителю и команде, искренность, качественное планирование изменений, достижимость стратегических целей — вопросы не финансового порядка, а качества менеджмента и корпоративной культуры.

3) Дела важнее

Сам факт проведения оценки вовлеченности даже в самых суровых скептиках рождает робкую надежду на перемены к лучшему, даже если вы не успели ничего пообещать. После того как вы провели оценку, подведите итоги и поблагодарите команду за участие и искренность. А потом начинайте делать, и чем быстрее, тем лучше. Если не готовы к глобальным вещам, начинайте с простых и быстрых, такие наверняка найдутся в списке. Это как испытательный срок, проверка на доверие. Считайте, что вы Дед Мороз и, если не пришли с подарком вовремя, разочарованные дети в марте вам не так уж и рады.

4) Не попасть в ловушку

Ловушка в том, что, когда вы смотрите результаты оценки ищите зоны развития, и думаете, как исправлять положение, вы перестаете смотреть на уже существующие сильные стороны, а ведь они уже ваша опора. Опора, которую важно не потерять, а возможно еще и усилить. Поэтому, разрабатывая стратегию и тактику управления вовлеченностью, оценивайте полную картину. Например, есть риски работать с факторами, связанными с реализацией стратегии настолько усердно, что «закопать» качество коммуникации в команде.

Управление вовлеченностью персонала. Реально ли изменить ситуацию?  Опыт команды АЙТАТ

5) Анонимность и подготовка

Чтобы результаты были достоверными забудьте о внезапности. Заранее расскажите сотрудникам о планируемом опросе, обязательно объясните зачем это нужно компании и в чем потенциальная польза для них. Объясните, что это безопасно т.к. анонимно (но даже при этом будут те, кто продолжит тревожиться, во второй раз им будет спокойнее). Если вдруг у вас как у организаторов возникнет желание объявить «охоту» за недовольных или как-то выяснять персоналии, бейте себя по рукам, т.к. ущерб в виде утраты доверия от таких движений будет масштабным и долгоиграющим. Дайте время сотрудникам обсудить за чаем, задать вопросы, озвучить сомнения. И не делайте обязаловкой, просто напоминайте.

Заключение

Управление вовлеченностью сотрудников это как ЗОЖ, можно осознанно прикладывать усилия, соблюдать, придерживаться и это поможет избежать многих проблем со «здоровьем» и «самочувствием» вашей компании.

Управление вовлеченностью персонала. Реально ли изменить ситуацию?  Опыт команды АЙТАТ

Можно выбирать неЗОЖ и лечить, когда заболит, главное - чтобы лечилось, и это тоже выбор. При этом, если у вас есть понимание ценности вовлеченной команды и намерение управлять этим, реально изменить ситуацию к лучшему в адекватные сроки.

Спасибо, что дочитали мою статью до конца! Делитесь в комментариях вашим опытом в управлении вовлеченностью персонала — какие техники работают у вас, а что не сработало?

33
9 комментариев

Я тоже считаю, что похвала для некоторых - мотивация лучше, чем деньги. Тем более, если у человека просто оклад, признание его усилий добавит вовлечённости в рабочий процесс.

1
Ответить

А что вы не думаете что вовлеченный сотрудник в итоге - выгоревший сотрудник?

Ответить

Анастасия, мне кажется это отчасти правда, но тут есть еле заметная грань, когда нужно успеть заметить таких сотрудников и не дать им уйти в это состояние.
Тут важно, чтобы работодатель понимал, что вовлеченность это не просто слова, но также действия со стороны самого работодателя.

Ответить

Интересная мысль - вовлекайтесь в работу, но сильно не увлекайтесь)

Слишком вовлеченного нужно тормозить иногда, по себе заметил.

Иначе есть вероятность превратиться в бешеного пса

Ответить

Я в юном возрасте застал заполнение "паспортов социалистического соревнования", большие такие тетради, отпечатанные на шикарной толстой бумаге с профилем Ленина на обложке. Считалось, что работник должен их вести каждый день. "Вовлеченность" того времени. Но даже тогда, при отсутствии рыночной экономики и наличии господствующей идеологии все, включая администрацию и (о ужас) парторганизации разных уровней считали это ерундой и никто эти тетради дальше первого листа не вел. Про "вовлеченность" в условиях рыночной экономики очень хорошо сказано в серии фильмов о Фантоцци. Уважаемые штатные кадровики, я конечно понимаю, что Вам надо свое существование оправдывать, но занимались бы более полезными делами, если людям что-то будет нужно они организуются сами. Работа - это про деньги.

Ответить

Дмитрий соглашусь, работа - это про деньги.
Любимое дело - это про вовлеченность и про деньги.

Ответить

Насколько, интересно, насколько сотрудник будет достоверно отвечать в опроснике. Ведь часто слова и самомнение расходятся с действиями) но попробовать можно 😌

Ответить