CX-тренды (тренды в клиентском опыте) на 2024 год

Прошерстив несколько источников типа Forbes, Qualtrics, NewMetrics, CustomerThink (больше смысла нет, т.к. перепечатывают друг у друга) на предмет чего нас ждёт в 2024 году по теме клиентского опыта и сервиса, вот что хочется сказать.

Источник: Adobe Stock
Источник: Adobe Stock

С трендами уходящего 2023 года можно ознакомиться здесь

Ожидается, что в 2024 году в топ-5 факторов, способствующих покупке войдут качество продуктов/услуг (61%), поддержка клиентов (47%), низкая цена (43%), легкий цифровой опыт (30%), наличие пользы обществу (18%). При этом если маркетинг, качественный продукт и продажи помогут продвинуться на рынке, то вот долгосрочно закрепиться на нём поможет только классный клиентский опыт (CX), опередивший в трендах даже цену.

Итак, в 2024 сохранятся следующие тренды:

1. Конечно, продолжат развиваться технологии во всех проявлениях. Генеративные языки типа ChatGPT, совмещение дополненной и виртуальной реальностей, всякие умные чат-боты, виртуальные помощники, речевая аналитика, «цифровые двойники» будут использовать всё больше организаций - от создания динамических маркетинговых кампаний, инновационно-культурных продуктов и персонализированных руководств пользователя до более глубокого понимания клиентов и персонализации за счет анализа поведения и даже имитации их поведения («цифровые двойники»).

2. Как итог сохранит обороты и персонализация, когда компании, используя данные и аналитику будут создавать новый опыт, удовлетворяющий уникальные предпочтения и потребности каждого клиента. Например, персонализированные подписки - клиентам, которые потребляют меньше контента, могут быть предложены более низкие цены, в то время как супер-фанаты могут быть вознаграждены VIP-бонусами).

3. Как отголосок персонализации сохранится тренд на гармоничную омниканальность, когда начал общаться в одном канале (мессенджер), а закончил в другом (телефон). Бизнесу надо будет использовать интеллектуальные инструменты аутентификации и CRM и отслеживать взаимодействия по растущему числу доступных каналов.

А вот эти тренды будут усилены:

1. Удивительно, но вырастет потребность голосового взаимодействие с клиентами с одной стороны, из-за «тупости» чат-ботов, а с другой – благодаря развитию голосовых помощников типа Алисы или Маруси. Люди, наконец, захотят общаться и вернётся время кол-центров :-) А мы как клиенты ощутим объединенную мощь технологии голосовых помощников, основанных на машинном обучении и усиление роли кол-центров.

2. Как бы в противовес развитию ИИ усилится тренд на эмоциональность. В принципе ChatGPT неплохо справляется с тестами, однако ж людям всегда будет хотеться людей по ту сторону (62% за человека против 32% за робота). Усилится фокус на учёт эмоциональной тональности, глубокое понимание эмоций и потребностей клиентов, интеграцию механизмов обратной связи и реагирование в режиме реального времени (а не через сутки), а также создание более «эмоционально чуткого» пути клиента, чтобы быть более сострадательными и клиентоориентированными.

3. Вырастет спрос на безопасность разных конфиденциальных (в частности персональных) данных. Большинство потребителей считает, что доверительные отношения невозможно построить, не обеспечив доверия на базовом уровне - безопасные онлайн-транзакций, защита клиентских баз данных от сливов, внедрение шифрования, многофакторная аутентификация, регулярные аудиты безопасности, обучение сотрудников противодействию социальной инженерии – всё это потребует в том числе и ментальных усилий по изменению роли служб инфобеза с надсмотрщиков на помогающий и поддерживающий сервис (как, кстати, написано в ITIL 4.0, но кто его читал :-))

4. Ещё больше усилится фокус на экологичности и устойчивости - это и ответственный подход к выбору материалов производства, и минимизация отходов, и снижение энергопотребления, и внедрение устойчивых методов цепочки поставок, а ещё экологичная упаковка, сокращение выбросов и ответственная утилизация продукции и пр. Обо всех этих мерах нужно будет информировать клиентов и привлекать к себе осознанных потребителей, потому как клиенты, которые заботятся об окружающей среде, будут активно искать компании, которые соответствуют этим же ценностям.

5. И лично от меня – усилится роль СХ внутри организаций (то, что мы называем Employee Experience – опыт сотрудника). Тут и роль корпоративной культуры (открытой, прозрачной, ориентированной для другого человека), и пример лидера, и найм увлеченных, полных энтузиазма и чуткости людей, их обучение (например, эмоциональному интеллекту иначе как обеспечивать чуткость клиентов?), ментальная и психологическая поддержка, упрощение процессов и «счастливый сотрудник = счастливый клиент». Скажете «капитан очевидность»? А поди сделай...

А если вам откликнулось написанное, присоединяйтесь к Telegram-каналу Фанат сервиса. Там ещё больше о том, как создавать человечный бизнес с клиентским сервисом лучше, чем у конкурентов

1717
7 комментариев

Прекрасный обзор на будущий год

2
Ответить

Спасибо!

Ответить

Мне кажется легкий цифровой опыт недооценён. 30% - это очень мало. А про классный клиентский опыт полностью согласна, к хорошему отношению привыкаю быстро, потом жду его от всех сервисов.

1
Ответить

Клиенты - люди в первую очередь и образ Skynet прочно сидит в головах. По мере того, как страхи ИИ будут снижаться рост цифрового опыта будет усиливаться. Но тут тоже надо понимать, что то, что мы называем ИИ, никаким ИИ по сути не является. Это просто высокая степень машинного обучения на больших данных.

1
Ответить

Очень крутая тема, спасибо за обзор!

1
Ответить

Спасибо! 🫶

Ответить

Спасибо!

Ответить