Финансовый директор на аутсорсинге или штатный: как не слить бюджет

Финансовый директор приходит в офис с большой сумкой монет. Секретарь спрашивает: "Что это вы принесли?" Финдир отвечает: "Это звук инвестиций. Решил вложиться в металл!"

Финансовый директор на аутсорсинге или штатный: как не слить бюджет

Привет, сообщество! На связи Татьяна Никанорова, предприниматель, экономист, юрист, основатель Профдело. Уже 17 лет помогаем бизнесу решать бухгалтерские и юридические вопросы, а также настраивать управленку и анализировать финансы.

В каком-то чатике снова пошел баттл на тему, кто же лучше, финдир в штате или на аутсорсе. Бились с пеной у рта, аж через монитор долетало 🙂 Так получилось, что в своей жизни я получила бесценнейший опыт работы и финансовым директором в найме, и финансовым директором на аутсорсинге, так что думаю, могу рассказать своё видение ситуации.

Быстрое содержание статьи:

Кто такой финансовый директор на аутсорсинге

Услуга "финансовый директор на аутсорсинге" появилась относительно недавно. Первыми в России эту услугу стали оказывать "Нескучные финансы", которые сформировали в головах предпринимателей важность и ценность управления финансами. Я долго думала, упоминать ли в своей статье конкурентов, но решила, что это нормально, не в вакууме живем. Я очень уважаю основателей НФ за то, что они проделали труднейшую работу в головах предпринимателей — популяризировали финансы.

Сейчас на рынке стали появляться компании, которые оказывают услуги по работе с управленкой и корпоративными финансами, и большинство из них позиционирует себя как "финансовый директор на аутсорсинге", например, Профдело (ну а чего же себя не упомянуть то 🙂).

Чем финансист отличается от бухгалтера

Основной задачей бухгалтера является учёт (бухгалтерский, управленческий)

Вот в этой статье на VC я уже рассказывала чем отличаются бухгалтерский учет от управленческого и финансового, почитайте, в комментариях многие писали, что было полезно!

Основной задачей финансиста является управление финансами

Для управления финансами финдиру потребуется и учет, в том числе, но учет не является его конечной целью, в отличие от бухгалтера. Целью является анализ финсостояния и разработка решений. У бухгалтера нет такой задачи.

Так как в нашей стране бухгалтерия давно уже стала "функционалом для налоговой", то, дабы отстроиться от бухгалтеров, люди, занимающиеся управленческим учетом, стали называть себя специалистами по управленческому учету. В штатном расписании человека, который ведет управленческий учет (вносит данные и собирает отчёты) частенько называют "финменеджер". Назвать его бухгалтером по управленческому учету тоже будет правильным.

Чем вообще занимаются финансовые директоры

Функционал "фиников" разный для разных компаний. Давайте я крупными мазками соберу то, что я знаю и слышала от коллег.

  • Управляет будущим компании через финансовые прогнозы. Разрабатывает финансовую стратегии компании, настраивает финансовое планирование, составляет прогнозные бюджеты, проводит план-фактный анализ. управляет финансовыми рисками.
  • Управляет прибыльностью (рентабельностью) компании и ее юнитов. Оптимизирует затраты, следит за операционной эффективностью.
  • Управляет денежными потоками. Контролирует платежи и настраивает казначейство (согласование заявок на оплату, платежный календарь, отслеживание кассовых разрывов).
  • Управляет бухгалтерией, выстраивает налоговую политику. Если это поручено финдиру, то главбух находится в подчинении у финдира, а финдир должен обладать достаточными бухгалтерскими и налоговыми компетенциями.
  • Управляет учетными системами. Выстраивает архитектуру управленческого и бухгалтерского учета, выбирает программное обеспечение, обеспечивает интеграцию систем друг с другом.
  • Взаимодействует с банками. Выбивает хорошие условия РКО, помогает получить кредит на выгодных условиях.
  • Управляет инвестициями. Оценивает инвестпроекты, их окупаемость, разрабатывает рекомендации по капиталовложениям.
  • Управляет привлеченным финансированием. Взаимодействует с потенциальными и настоящими инвесторами, акционерами и учредителями, с венчурными фондами и акселераторами. Составляет бизнес-планы.
  • Участвует в управлении компанией совместно с другими директорами. занимается разработкой общей стратегии компании и ключевых решений, взаимодействует с другими руководителями, участвует в мастермайндах, планерках и советах директоров.
  • Руководит финансовым отделом. Подбирает коллектив, обучает и развивает персонал.

Я наверняка что-то забыла, дополняйте в комментариях, соберем полный перечень вместе!

Разница между аутсорсинговым финансистом и штатным

Давайте кратенько пробежимся по критериям — чем аутсорсинг отличается от штатного специалиста.

Плюсы одного являются соответственно минусами другого

Плюсы и сильные стороны штатного специалиста:

  • Постоянно на связи в рабочее время
  • Доступен для решения оперативных вопросов "здесь и сейчас"
  • Глубоко погружен в операционку, в бизнес, как следствие лучше владеет "картиной мира".

Плюсы аутсорсингового специалиста

  • Дешевле, чем если нанять его в штат. Важно сказать, что финдир в принципе не очень дешевая единица, но за счет шеринга его с другими клиентами вы получаете нужный вам результат по приемлемой цене.
  • Выше насмотренность. В аутсорсинге специалист за месяц видит столько разных бизнесов и ситуаций, сколько штатный сотрудник может и за 3 года не увидеть.
  • Есть пул готовых решений за счет насмотренности.
  • Больше знакомств, больше вариантов путей решения.
  • Есть профессиональное комьюнити (другие финансисты той же компании), обмен знаниями и опытом.

Так кто же лучше? Несмотря на то, что пунктов у аутсорсингового специалиста больше, это не значит, что он лучше. Он просто для другого нужен.

Любой компании обязательно нужен в штат человек-"руки", который постоянно на связи и готов оперативно делать задачи по должностной инструкции

Но на первое время можно пожертвовать оперативностью ради компетенций и экономии.

Что можно передать финансисту на аутсорсинг

Да всё можно!

Даже участие в совещаниях можно делегировать стороннему финансисту. У нас есть успешный кейс на эту тему!

Кажется, что руководство отделом делегировать нельзя или непомерно сложно. Однако, многие имеют опыт делегирования отдельных частей руководства: рекрутеру доверить подбор, финансовому тренеру — обучение, себе оставить — мотивацию и корпоративную культуру.

Кроме того, любому предпринимателю очевидно, чтоу каждого специалиста есть свои сильные и слабые стороны. Кто-то лучше учет делает, кто-то умеет классно анализировать большие данные, а у кого-то выше развита коммуникабельность.

Аутсорс гибче, но рано или поздно преимущества штатного специалиста перевешивают. А потом штатному снова нанимают в помощь аутсорс, только уже другого уровня :)

Трудности делегирования

Когда компания малого бизнеса нанимает в штат первого финансиста, на него вешают всё, и даже то, что никогда не было нужно, но теперь конечно же стало просто необходимо. А сотрудник старается оправдать доверие, берется. В итоге — сотрудник перерабатывает, выгорает. Компания не получает эффекта ни на одном порученном направлении, разочаровывается. И получается как в анекдоте

(с) Сергей Михалков "Жадный Вартан"
(с) Сергей Михалков "Жадный Вартан"

Где-то примерно на этом этапе такие компании либо запускают серию увольнений и поиска новых финдиров, а вам жалуются, что "хороших финдиров теперь не найти". Либо приходят к нам разобраться в чем проблема.

Варианты организации финотдела

Хорошей моделью будет иметь финансового менеджера (специалиста по ведению учета) в штате, а финансиста уровня "директор" на аутсорсинге.

Финансовый директор на аутсорсинге или штатный: как не слить бюджет

Так вы получите хорошую связку "руки + голова", увеличите отдачу от каждого специалиста, и не будете нагружать младшего трудными задачами, а старшего рутиной, которая ему не интересна. Это вариант для компаний крупного малого бизнеса, кто уже выстраивает системные финансы.

Если вы только начинаете, вполне приемлемо начать полностью с аутсорсинга. Делегируйте сначала составление финмодели и ведение простейшего управленческого учета. А дальше — оно само пойдет.

Крупные компании берут финдиректоров в штат, и это правильно для них. Но я поделюсь с вами секретом — такие компании частенько докупают внешнюю экспертность по тем или иным вопросам.

Штатные финансисты успешных компаний не стесняются чего-то не знать, и у них есть бюджет от работодателя на внешние консультации

Так, среди наших клиентов есть финансисты крупных компаний, кто работает с нами с согласия и одобрения работодателей. Они получают у нас второе мнение и внешний взгляд на проблему, когда внутри уже глаз "замылен".

Почему финдиректор на аутсорсе выгоднее финансового директора в штате компании

Давайте подытожим. Аутсорсинг финансового директора выгоднее привлекать потому что:

  • Экономия на зарплате и социальных пакетах — финаутсорсинг работает за фиксированную плату.
  • Оплата только за фактически выполненную работу — по часам или за проект.
  • Нет расходов на найм и обучение сотрудника — это головная боль аутсорсинговой компании, которые активно обучают своих сотрудников.
  • Доступ к опыту и знаниям высококвалифицированных специалистов — коллег.
  • Меньше рисков внутренних финансовых нарушений — финаутсорсинг допущен к данным, но не допущен к реальным деньгам, поэтому злоупотребления невозможны.
  • Новые свежие идеи в финансовую стратегию и тактику за счет высокой насмотренности и незамыленного взгляда.
  • Быстрая адаптация к меняющимся условиям бизнеса — другие в аутсорсинге не приживаются.

Аутсорсинг идеально подходит для малого и среднего бизнеса.

Почему финдир в штате выгоднее аутсорсингового финансиста

Финансовый директор в штат выгоднее, если актуально:

  • Постоянное присутствие для оперативного решения финансовых вопросов.
  • Более глубокое понимание специфики и нужд компании.
  • Более тесная интеграция в корпоративную культуру и процессы.
  • Более высокий уровень лояльности к компании.
  • Постоянное взаимодействие с другими отделами.

Идеально подходит для крупного бизнеса с выстроенной финансовой структурой и наличием достаточного количества денег на квалифицированного финансиста в штат.

Есть и компромисс. В штате достаточно будет финансового менеджера, если компании требуется:

  • Выполнение регулярных рутинных действий (например, сбор платежей, составление платежек, внесение данных в программу и составление рутинных отчетов).
  • Работа не на результат, а на процесс — выполнение мелких рутинных задач по финансам, которые возникают спонтанно.
  • Обеспечение коммуникации компании с внешним аутсорсингом.

Финменеджер будет полезен для малого бизнеса и просто необходим среднему.

Так что же в итоге, как не слить бюджет? — Важно выбирать на вашем этапе развития то, что принесет пользу именно вашему бизнесу и будет "по карману" компании.

Подписывайтесь на мой блог на VC, оставляйте комментарии! Чтобы не пропустить новые статьи, следите за анонсами в моем уютном телеграмчике Про безопасный бизнес.

4747
28 комментариев

«Хорошей моделью будет иметь финансового менеджера (специалиста по ведению учета) в штате, а финансиста уровня "директор" на аутсорсинге» — это идеальная схема

2
Ответить

Костя, у вас ведь также, да? МПП в штате, РОП на аутсорсе аутсорсит определенные функции. Я ничего не напутала?

1
Ответить

Как же будет круто, когда бизнес наконец осознаёт, что без управленческого учёта это не бизнес 😁

2
Ответить

Думаю, процесс уже пошел!

1
Ответить

«Любой компании обязательно нужен в штат человек-"руки", который постоянно на связи и готов оперативно делать задачи по должностной инструкции»

Многие компании из таких людей состоят чуть более, чем полностью )) за исключением генерального, обычно )))

1
Ответить

Хуже, если и генеральный будет человек-"руки" :)

2
Ответить

Мне всегда казалось что бизнес будет боятся отдавать такую чувствительную сферу на аутсорсинг

1
Ответить