Как российский бизнес применяет искусственный интеллект?

Искусственный интеллект обычно трактуется российским бизнесом как технология, способная выполнять задачи, требующие человеческого интеллекта, такие как восприятие, рассуждение, обучение и принятие решений. На сегодняшний день практически каждая четвертая компания в России в той или иной степени использует искусственный интеллект в различных отраслях, включая финансы, здравоохранение, транспорт и производство. Компании используют ИИ для автоматизации рутинных процессов, анализа больших объемов данных, и создания персонализированных предложений для клиентов. Например, в финансовом секторе ИИ помогает в выявлении мошенничества и управлении рисками, а в ритейле — в оптимизации логистики и управлении запасами.

Темпы развития ИИ

С каждым днем потребность во внедрении искусственного интеллекта растёт. Объем рынка, выручка и прибыль компаний, которые связаны напрямую с искусственным интеллектом, тоже неизменно увеличиваются год за годом. Эту информацию подтверждают и независимые мировые источники. Например, ниже представлена статистика Digital adoption:

Статистика Digital Adoption по годовому глобальному доходу от программного обеспечения для искусственного интеллекта с 2018 по 2025 год.
Статистика Digital Adoption по годовому глобальному доходу от программного обеспечения для искусственного интеллекта с 2018 по 2025 год.

Самые востребованные направления применения ИИ

Кейсы были отобраны на основе библиотеки эффективных кейсов AI Russia Works. Библиотека входит в Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года.

Как российский бизнес применяет искусственный интеллект?

Позиция каждого направления ниже отбиралась по уровню востребованности бизнесом задач, которые могут решить технологии на основе искусственного интеллекта.

В рамках статьи были собраны основные области применения искусственного интеллекта.

1. Телемаркетинг и поддержка

В узком смысле под телемаркетингом понимается продажа товаров или услуг по телефону. В свою очередь, техническая поддержка занимается решением проблем клиентов. И на текущий момент ИИ успешно справляется в этой области. Больше всего кейсов в библиотеке эффективных кейсов AI Russia Works именно в этой сфере.

Ключевые кейсы в AI Russia Works по направлению телемаркетинг и поддержка:

Проводит автоматические звонки для пролонгации полисов ОСАГО компании «АльфаСтрахование».

Настроен телефонный робот «Инфобот» на основе ИИ для опроса покупателей онлайн-магазина.

Виртуальный консультант МФЦ на основе ИИ, отвечающий на вопросы граждан.

Благодаря ИИ автоматизировали входящие и исходящие коммуникации в клиентском сервисе «Мосэнергосбыта».

С помощью технологии глубокого обучения был автоматизирован колл-центр Тинькофф.

Собственный голосовой ассистент Почты России, благодаря которому был автоматизирован контакт-центр.

Разработанный компанией МТС умный чат-бот для поддержки пользователей.

Диалоговая платформа для ответов на вопросы сотрудников и поставщиков.

2. Создание контента

Создание контента по уровню востребованности занимает лидирующие позиции, особенно в таких областях, как маркетинг, медиа и цифровые коммуникации. С учетом того, что маркетинг нужен в той или иной степени для любого бизнеса, любые позитивные изменения в этой области повлияют практически на все ключевые рынки.

На сегодняшний день самые серьезные прорывы происходят именно в этой области. Уже сейчас такие продукты, как Sora от OpenAI, создают рекламные ролики, которые могут заменить всю команду продакшена рекламных агентств. Например, совсем недавно на фестивале "Каннские львы" был показан рекламный ролик, сделанный искусственным интеллектом от OpenAI.

Кейсы AI Russia Works по данному направлению:

Создание видеоконтента для поздравлений среди пользователей платформы.

Подготовка ответов для поддержки, благодаря которым специалисты поддержки отвечают пользователям платформы VK.com

3. Контроль выполнения работы, речевая аналитика

Благодаря технологиям ИИ, в данном направлении уже сейчас можно улучшать процессы внутреннего контроля, мониторинга качества выполнения задач и повышения продуктивности сотрудников. Речевая аналитика на основе ИИ уже используется для оценки взаимодействия с клиентами, выявления эмоционального состояния сотрудников и клиентов, а также для анализа производительности.

Кейсы AI Russia Works по данному направлению:

Технология, основанная на ИИ, определяющая нарушения в диалогах сотрудников с клиентами.

Видеоаналитика компании "Цера" для контроля и управления процессами в сети супермаркетов "Верный".

Компьютерное зрение, направленное на определение и предупреждение ошибок во время оформления услуг клиентами Сбера.

Система надзора выполнения техники безопасности.

Подводим итоги:

Текущий уровень применения искусственного интеллекта в российском бизнесе растет. Со слов министра экономического развития Максима Решетникова, Россия по объему совокупных вычислительных мощностей входит в топ-10 стран-лидеров, а общий уровень внедрения искусственного интеллекта в приоритетных направлениях экономики составил 31,5%. Больше всего решения на основе искусственного интеллекта используются в IT, банковской сфере и онлайн торговле соответственно.

Если статья была для вас интересной, то в ближайшей перспективе будет ряд смежных статей из данной области. О публикации новых статей я пишу в своем Telegram канале. Если вы не хотите пропустить обновления, я буду признателен за вашу подписку на мой канал в Telegram - Данила Шевченко.

11
2 комментария

Приятно видеть, что российский бизнес активно внедряет искусственный интеллект

1

Хоть это и общемировой тренд, но компании из РФ действительно стремятся к лидерским позициям