Как мы в 2 раза улучшили голосового помощника для медицинских учреждений

Рассказываем с цифрами, фактами и рекомендациями

Голосовой помощник позволяет контакт-центру сэкономить более 2,5 миллионов рублей в месяц.
Голосовой помощник позволяет контакт-центру сэкономить более 2,5 миллионов рублей в месяц.

Здравствуйте!

Меня зовут Михаил Гончарук, я руковожу проектами в компании BSS. Наша команда разработала и внедрила голосового ассистента для одного из заказчиков в медицинской сфере.

Михаил Гончарук
Руководитель проектов департамента голосовых цифровых технологий компании BSS

Наш помощник принимает до 12 тысяч звонков в день и помогает 50 операторам. Также он записывает 34% абонентов на прием к врачу и 55% помогает вызвать врача на дом. Виртуальный ассистент не только упрощает работу контакт-центра, но и делает услуги линии доступными для 1.4 миллиона жителей региона.

Ещё в начале 2023 количество обрабатываемых роботом звонков без участия операторов (уровень автоматизации) было ниже цели. Инициативы по росту автоматизации не приводили к нужному результату. С помощью анализа звонков и конверсий услуг мы нашли зоны роста, над которым сфокусировались. К концу 2023 по ключевым сервисам удалось повысить конверсию до 76,8%. Доля звонков, самостоятельно обслуженных роботом, достигла 50%. Хочу рассказать о том, как нам это удалось.

Трудности «перевода», с которыми столкнулись

На пути к достижению заветных метрик было не все гладко: первые 5 месяцев автоматизация и конверсия звонков (успешное обслуживание роботом по конкретному сценарию) практически не увеличивались. Это заставило нас сфокусироваться на следующих задачах:

  • Упростить идентификацию абонентов
  • Повысить доверие абонентов через совершенствование скриптов.

Упрощение идентификации

Хочу подробно рассказать о том, как мы пришли к идеи идентификации по номеру телефона. Первоначально для идентификации абоненту необходимо было назвать свои ФИО и дату рождения. Чтобы снизить ошибки, мы добавили модуль нечеткого поиска по ФИО и обогатили базу данными по ранее нераспознанным абонентам. Однако, процент ошибок по идентификации не изменился, даже после дополнительного обучения модели с помощью около 50 тыс. реальных звонков.

Тогда решили добавить новый шаг - идентификацию через СНИЛС. Если робот не мог распознать абонента по озвученным ФИО и дате рождения, то он спрашивал номер СНИЛС. Наше решение не привело к снижению ошибок идентификации, поэтому мы стали исследовать дальше. Проанализировав причины, почему робот не распознает абонентов, мы выявили, что:

  1. В информационной системе может не быть ФИО пациента
  2. Пациенты не хотят искать СНИЛС или им нужно время на его поиск
  3. Абоненты нечетко произносят дату рождения.

Затем мы поправили сценарий работы робота:

  1. В приветствии добавили информацию о том, что может понадобится СНИЛС
  2. Добавили шаг ожидания робота, пока клиент ищет СНИЛС, на линии
  3. Добавили повторный запрос даты рождения.

Все вышеперечисленное привело к снижению процента ошибок с 26% до 20%. Тем не менее, наша цель в 15% не была ещё достигнута. Нам стало очевидно, что необходимо изменить сам подход и внедрять идентификацию по номеру телефона. И только после этого процент ошибок упал с 22% до 16-18%.

Совершенствование сценариев

Мы проанализировали текущие звонки и добавили новые шаги в сценариях, чтобы абонентам было легче записаться на прием. При общении с роботом люди переживают, что их неверно поймут или ошибочно запишут не к тому врачу. Наша задача –- вызвать доверие абонента и показать ему, что решение, предлагаемое роботом, наиболее удачное в рамках запроса.

Мы полагали, что абоненты отвечают на вопросы согласно логике сценария. Это было нашей ошибкой. Например, у пациентов есть свои «любимчики» и они часто хотели записаться к конкретному врачу. Учли это в новом сценарии. Также для записи к узкому специалисту необходимо направление, а для этого сначала нужно посетить терапевта. Добавили специальный модуль в информационную систему, чтобы проверять наличие направления у абонента. Ещё мы перестали спрашивать у абонента «на какое время вы хотите записаться», а начали предлагать первый свободный слот. Если же слот абоненту не подходит, то после этого уточняем желаемое время и ищем ближайшее свободное окошко. Добавили информирование о записи абонентов, поскольку некоторые перезванивают и хотят убедиться, что их записали. Пока у нас нет технической возможности записывать во все филиалы, в таких случаях сразу переводим абонента на оператора.

Подводя итоги, мы реализовали следующее:

  1. Добавили возможность записаться к конкретному врачу
  2. Предлагаем записаться к терапевту, если для записи к узкому специалисту нужно направление
  3. Сначала предлагаем клиенту первый свободный слот для записи и в случае отказа уточняем удобное время для посещения клиники
  4. Добавили подтверждение записи, чтобы избежать повторных звонков
  5. Переводим на оператора, если клиент хочет записаться в филиал поликлиники.

Инсайты аудита на базе речевой аналитики

На основе отчетов речевой аналитики мы провели аудит звонков по двум самым популярным сервисам «Запись на прием к врачу» и «Вызов врача на дом». Это позволило нам оценить конверсию из звонков в запись или получение услуги, а также выявить «узкие места» в сценариях.

При анализе звонков в разрезе участковых и профильных врачей удалось более качественно проанализировать работу голосового помощника. Для участковых врачей процент успешных записей на прием составляет 35%. Обычно абоненты теряются на вопросах о выборе даты и времени (14%) и подтверждении талонов (10%), а 9% абонентов не готовы записываться не к своему врачу. Для профильных врачей процент успешных записей составляет 24%. Однако, почти половина абонентов (46%) не может записаться к профильному врачу из-за отсутствия талонов к специалисту на ближайшие 14 дней. Это является главной причиной перевода звонков на оператора.

Чтобы повысить конверсию звонков, мы выполнили следующее:

  • заменили модуль идентификации в сценарии на тот, который используется в основном сценарии, чтобы иметь возможность идентифицировать по номеру телефона;
  • добавили модуль нечеткого поиска ФИО абонентов;
  • доработали интеграционный модуль совместно с заказчиком, чтобы абонент мог записаться к отдельному врачу;
  • проинформировали заказчика о проблеме с нехваткой талонов;
  • актуализировали данные в информационной системе (ФИО врачей, абонентов, расписание и т.п.);
  • укоротили/переформулировали фразы робота;
  • добавили возможность переспроса и повторения;
  • заменили синтез робота и добавили предзаписанные реплики диктора.

Также мы проанализировали звонки по тематике «Вызов врача на дом». Больше половины пользователей (52%) среди тех, кто смог идентифицироваться, успешно вызывают врача на дом. Большая часть неуспешных звонков связана с тем, что пользователи кладут трубку на вопросе о подтверждении адреса из ИС. Для минимизации данных случаев мы:

  • добавили определение порядковых числительных на вопросе про номер квартиры (например, «квартира пятидесятая», «двести девяносто первая квартира»);
  • добавили обработку случаев, если распознано несколько номеров (Например, «дом тридцать восемь клочкова дом тридцать восемь») и добавили отдельную ветку, где в случае несовпадения значений, с уточняющим вопросом про номер дома/квартиры;
  • разработали и внедрили адаптер ГАР (Государственный адресный реестр), чтобы конвертировать сказанный в свободный форме адрес абонента в специальный формат и присваивать адресу уникальный id.

Резюме

Внедренный голосовой помощник ежедневно обрабатывает от 6 до 10 тысяч звонков без задержек. Робот совершает более 10 000 исходящих звонков в день, освобождая до 300 временных интервалов для медицинских специалистов (один оператор совершает до 200 исходящих звонков за смену). Эти результаты стали возможными за счет уровня автоматизации до 40%.

Также за счет автоматизации снижена нагрузка на регистратуры и увеличен входящий поток обращений без расширения штата операторов контакт-центра. Голосовой помощник позволяет контакт-центру сэкономить более 2,5 миллионов рублей в месяц. Иначе потребовалось бы увеличить количество операторов с 50 до 80 в смену, чтобы поддерживать текущий уровень сервиса.

Такие результаты достигнуты за счет упрощения идентификации абонента по номеру телефона и корректировки сценариев. С помощью речевой аналитики обработали звонки, рассчитали уровень конверсии на каждом этапе и выявили «узкие места» в скриптах. Для удобства абонентов добавили возможность записаться к конкретному врачу, узнать о первом свободном слоте и подтверждение записи.

1313
Начать дискуссию