В 2014 году наша компания уже твердо стояла на ногах: расширилась клиентская база, увеличилась выручка. На данный момент проект уже мог осуществлять активное развитие самостоятельно за счет инвестиций из прибыли. Рынок, наконец, осознал ценность нашего сервиса. Мы решили не останавливаться на достигнутом и выкатили новый функционал: виджет, позволяющий установить функцию обратного звонка на сайте, возможность интеграции с различными CRM-системами и рекламными площадками. Таким образом, мы одни из первых начали делать шаги навстречу сквозной аналитике.
В 2014 компания начала превращаться из перспективного стартапа в полноценный бизнес. Мы начали выстраивать продажи и добились внушительных результатов - к концу года ежемесячный прирост увеличился в 3 раза. Так же много изменений претерпел клиентский сервис - кроме отдела техподдержки появился отдел аккаунтинга, у клиентов появились персональные менеджеры.
В плане маркетинга мы обновили весь визуал, серьезно улучшили формат мероприятий, на наши бизнес-завтраки стало собираться по 100 человек, они начали трансформироваться в полноценные конференции с хорошей и полезной программой. И в итоге мы решили отойти от формата бизнес-завтраков, и провели первую отраслевую конференцию Callday. Впечатления от нее оказались смешанными: формат такого мероприятия приглянулся аудитории, но конверсия в продажах снова опустилась до 10%. Мы недоумевали, но недолго. Обратная связь по итогам второй конференции показала, что из-за увеличения масштаба наши мероприятия потеряли свою кулуарность. Тогда мы решили проверить еще одну гипотезу: использовали нишевый подход и собрали специалистов из одной отрасли.
Такой формат был принят на ура. Первую отраслевую конференцию мы провели на автомобильную тему, и успех был налицо. Потенциал таких мероприятий был огромен, и мы продолжили раскручивать эту тему. После первой отраслевой конференции была разработана концепция под все интересующие нас индустрии. Сегодня мы ежегодно проводим девять-десять мероприятий: Callday.Tourism, Callday.Auto, Callday.Finance и так далее.
К концу 2014 года я был настолько уверен в своих силах и возможностях сервиса, что эта самонадеянность едва не стоила мне компании. В декабре мы получили большую выручку и, исходя из того, что это ежемесячная прибыль, вложили часть средств в другие проекты. Однако спустя месяц выяснилось, что большая часть этих денег приходилась на предоплату. Это привело к серьезному кассовому разрыву. Пришлось прибегнуть к плану Б и обратиться к финансовой подушке безопасности (благо, что она у нас была), чтобы исправить ситуацию.
Это стало для меня важным уроком, который показал, что сколько бы раз вам ни говорили, как важно детально отслеживать финансовые показатели, простых ошибок трудно избежать.
Несмотря на эту очевидную неудачу, в 2014 году мы зафиксировали колоссальный рост для нас на тот момент: годовая выручка составила более 50 млн рублей — в десять раз больше, чем в 2013 году.
Остается вопрос, в какой статье Михаил уже поедет на борде?
Хаха :)
"Это подтверждает тот факт, что любой бизнес можно развить до серьезных масштабов и без больших венчурных инвестиций."
Не любой и не всегда.
Просто оказались "в нужное время, в нужном месте".
Если кто-нибудь сейчас попробует в этой нише у нас повторить подобное, то не выйдет и с 20 млн и 50 млн. Рынок занят несколькими очень серьезными продуктами.
Такой подход работает когда ниша свободна и Вы один из первых.
Михаил, в целом согласен, очень верное уточнение. Сейчас порог входа в нашу отрасль очень высок и это может себе позволить только крупный игрок, причем вопрос не только про деньги, скорее в более широком смысле – про ресурс. Мало того, нет никаких гарантий, что если упорно что-то делать, то что-то получится. Мое мнение, что бизнес – это всегда на 90% везенье оказаться там, где нужно и на 10% – это упорство и все, что я выше писал в этой статье. Однако шансы на везенье всем выпадают в жизни с какой-то равно распределённой вероятностью. Соответственно, все что мы можем сделать – это увеличивать число попыток, чтобы нарваться на этот шанс. Чем больше попыток, тем больше вероятность, что вы окажетесь там, где нужно. И вот, когда вам повезло, тут уж нужно эти оставшиеся 10% использовать на полную катушку.
В статье я как раз описываю наш опыт после того, как мне повезло оказаться в нужном месте, в нужное время. Но это была не первая попытка и перед этим везеньем, было много неудач и провалов. Так что, в глобальном счете, везенье – это так же критерий, на который каждый может влиять увеличивая количество попыток. :)
Ну и согласен, что если говорить о развитие бизнеса с нуля и без серьезных инвестиций, то лучше искать свободные ниши. Благо их хватает )
Миша, достойный результат, поздравляю!
Спасибо, Дим :)