Как Ozon ставит селлеров в невыгодное положение

Хочу поделиться своим негативным опытом работы с Озон. Продаем товары на данном маркетплейсе с 2021 года. В последние 2 года (2023-2024) заметили, что условия работы для продавца сильно ухудшились. Для меня характер взаимоотношений с Озон принял черты кабальной сделки.

Сделка считается кабальной, если у неё есть три признака:

- сделка крайне невыгодна одной из сторон

- потерпевшая сторона была вынуждена совершить сделку из-за стечения тяжелых обстоятельств

- другая сторона знала о тяжелом положении контрагента и воспользовалась этим обстоятельством


Как Ozon ставит селлеров в невыгодное положение

Действительно, в последнее время риторика диалогов в чате поддержки Озон изменилась. Теперь в любой спорной ситуации они шаблоном ссылаются на то, что "Вы заключили с нами договор и согласись работать по нашим условиям".

Как Ozon ставит селлеров в невыгодное положение

Ozon не воспринимают позицию селлера, намеренно ставят его в невыгодное положение, понимая что наносят селлеру убытки.

Как Ozon ставит селлеров в невыгодное положение

Один из способов заработка маркетплейса - начисления платы за хранение товаров селлера (система работы FBO).

С 1 июня 2024 года Ozon поднял цену на хранение товаров, оборачиваемость которых более 160 дней. Стоимость необоснованно выросла в 3 раза! Никакого документального подтверждения и обоснования роста стоимости платного хранение на 200% - нет!

Как Ozon ставит селлеров в невыгодное положение

Стоимость хранения моих товаров на складе Ozon в мае 2024 года составила 14.067 рублей. За июнь 2024 года Ozon начислил за хранение 46.324 рубля! При условии маленького количества продаж, магазин работает в минус и обязан платить дань Озону за хранение, так как вывезти я свой товар тоже не могу, так как это не выгодно.

На этом скриншоте  видно повышение объема товаров, но поставок на склады Ozon в этот период не было. Возможно это Ozon начисляет плату за хранение несуществующих товаров. Один случай такого нарушения со стороны Озон удалось отследить и зафиксировать. 
На этом скриншоте  видно повышение объема товаров, но поставок на склады Ozon в этот период не было. Возможно это Ozon начисляет плату за хранение несуществующих товаров. Один случай такого нарушения со стороны Озон удалось отследить и зафиксировать. 

Стоимость "подготовки товаров к вывозу " со склада Ozon рассчитывается по тарифу 50 рублей за единицу товара. Себестоимость единицы моего товара варьируется от 20 до 50 рублей.

Как Ozon ставит селлеров в невыгодное положение

Смотря на эту страницу, создается впечатление, что пункт 2.2.12 и 2.2.13 описывают разные ситуации по вывозу товаров. В первом случае самостоятельный вывоз со склада Ozon, во втором случае доставка возвратов продавцу курьером Ozon (написано, что тариф зависит от объема коробки, в которую складывается возврат). Но нет, услуга "подготовка товаров к возврату" учитывается и в первом и втором случае.

У меня на складе Озон хранится товар в количестве 9473 штуки на сумму 343.398 рублей (себестоимость). Так как себестоимость всего моего товара - 343.398 рублей, мне не выгодно платить за его хранение 1/7 стоимости всего этого имущества каждый месяц. С такими темпами через 7 месяцев стоимость оплаты хранения превысит себестоимость всего моего товара и темпы продаж вряд ли успеют эти начисления по хранению перекрыть.

То есть если я хочу остановить начисление платного хранения в размере 46.324 рублей в месяц, я могу вывезти все свои товары, с среднем заплатив в 2 раза больше их себестоимости, как будто выкупаю у Ozon принадлежащее мне имущество по цене в 2 раза выше себестоимости. Чтобы вывезти свое имущество (малогабаритный товар) на сумму 343.398 рублей, я должна заплатить Озону 473.650 рублей только за услугу "подготовка товара к вывозу". Интересно какие трудозатраты оцениваются в эту стоимость.

Я считаю, что тариф "подготовка товаров к вывозу" требует снижения и доработки для малогабаритного, легкого и дешевого товара, который продается на Ozon дешевле 300 рублей. Должна быть экономическая обоснованность стоимости этой услуги. И разница в стоимости для подготовки товаров разной стоимости и разных габаритов.

В данной ситуации наблюдаются признаки кабальной сделки, так как Ozon, предлагая такой тариф по "подготовке товаров к вывозу" по 50 рублей за единицу прекрасно понимает, что он невыгоден для селлеров, чьи товары стоят дешевле 300 рублей. И пользуясь таким положением, что селлер не может вывезти товары, Озон может повышать стоимость хранения во сколько угодно раз.

На основании ст. 428 ГК РФ акцептант не имеет возможности повлиять на условия оферты, в связи с чем признается слабой стороной договора, однако, он имеет право обжаловать несправедливые условия договора и защитить свои права. Данная позиция подтверждается Постановлением № 23-П от 02.06.2022 года Конституционного суда Российской Федерации, поддержавшего Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах.

Я планирую обжаловать невыгодные условия договора подачей жалобы в ФАС.

33
7 комментариев

Интересно будет увидеть, как компания ответит на эти замечания)

Ответить

Тут же всё понятно: "Рады бы предложить иное решение, но ограничены рамками договора, который мы с вами заключили".))

1
Ответить

Да, интересны их комментарии. На следущий день после написания этой статьи, они сразу зашевелились и ответили на обращение в чате, открытое неделю назад (которое они динамили, продолжая отвечать на другие обращения) по поводу хранения несуществующего товара и пообещали вернуть деньги в следующем периоде. Но почему-то решили, что я сам должен напомнить им в следующем периоде о компенсации. А не они должны принести извинения за свое серьезное нарушение и самостоятельно осуществить процесс компенсации. Достаточно того, что я как продавец провел аудит и отследил это нарушение. Которое, как они видимо полагали, я не замечу.

Ответить

Ну обжаловать то можете, но вряд-ли они изменятся

Ответить

В данном случае мы хотим забрать своё имущество без потерь и убытков, которые планирует нанести Озон.
Ozon опирается на свои выдуманные (расходы на оказание этих услуг не подтверждены), экономически не обоснованные тарифы. Для таких спорных ситуаций как раз и существует суд, ФАС, прокуратура (чтобы отслеживать нарушения законодательства со стороны Ozon). Если они придумали свою оферту и я как продавец эту оферту принял путем акцептирования, это не значит, что их оферта (договор) не нарушает закон.

1
Ответить