«Альфа-Банк»: к номеру телефона оказался привязан счёт другого человека
Суть проблемы, без размазывания.
Отправил деньги другу по номеру телефона, друг денег не получил. Позвонил в банк, называю суть проблемы — мне называют фио совершенно другого человека, к чьему счёту привязан этот номер телефона. Номер, по которому отправлены деньги — верный, по нему же в сбере бьётся именно владелец телефона.
Выясняется, что конкретно в Альфе по этому номеру зарегистрирован другой человек, при этом сам номер, как минимум с 2014г. принадлежит моему другу, который везде в СБП, кроме Альфы светится верно. Соль в том, что у них совпадают имена. И тот и тот - Алексей, что не вызвало вопросов при переводе денег.
Ответ Альфы такой. Мы ничего делать не будем, у нас вот так. Спросил - а как такое может быть, если человек минимум с 2014го не мог никак подтвердить владение, ни смс, ни звонки, ничего. Их ответ - нас это не интересует, мы в домике и дословно "отправьте ему 1 рубль, напишите в сообщении что ошиблись и просите вернуть деньги".
Как оказалось - проблема системная, в целом сеть завалена подобными рассказами разной степени хтоничности, написав вопрос в один из своих чатиков, я получил 2 случая (чат на 20 человек, 10%) ровно того же самого. По номеру именно в Альфе привязан какой-то другой человек\счет, при этом номера у людей по 10+ лет.
Обращение в банк не привело к решению вопроса, ответ "перевод совершён, мы в домике".
И тут, как всегда на VC вопрос не в том, кто прав, кто виноват. Я понимаю, что половина напишет - "Надо смотреть кому переводишь". Я принимаю эту позицию, пока человек сам не попал в подобную ситуацию, он считает себя самым умным и прошаренным во всех аспектах бытия. (а мы не забываем, что в моём случае имена совпадают).
Другая половина скажет - банк неправ (по очевидным причинам).
Я оставлю вопрос - а стал бы я доверять деньги банку, который допускает подобные, "мошеннические" выкрутасы и потом отвечает - "у меня лапки, ты сам виноват"? Нет, не стал. Просто понимая, что в следующий раз меня могут нагреть на сильно бОльшую сумму. И красный паровозик я совершенно точно отцеплю на ближайшей остановке.
Проблема системная, она касается далеко не только Альфабанка.
К номерам телефонов, которые раньше принадлежали другим людям привязаны доступы в огромное число систем - от безобидных сайтов с авторизацией для написания отзывов до многочисленных финансовых сайтов и приложений.
При этом при проектировании этих систем многие архитекторы не предполагали, что старые, потерянные номера будут распределяться операторами как новые - совершенно случайным людям. И подвязывали на номер телефона весь критический, в том числе финансовый функционал - используя его как более надёжный "паспорт в интернете", чем тот же e-mail.
Сейчас такой счастливчик может установить приложение какого-нибудь электронного кошелька, ввести при регистрации номер телефона и неожиданно обнаружить, что в его кошельке уже есть денежки :)
При проектировании новых систем хорошие архитекторы сейчас это всё уже учитывают. Но наследие этой ошибки в старых системах мы будем ощущать ещё долго и подобные истории будут всплывать постоянно.
Альфабанку в этой истории советую не подходить к решению проблемы формально. Проблема действительно существует, она не имеет быстрого и простого решения, но лучше вместо отписок создать механизм (в том числе технический, на уровне новых архитектурных решений) по её решению.
По делу и справедливо.
Сейчас все просто, есть сбп, кто к нему подключился с наложением телефона "поверх", простым сравнением выявляется несоответствие и запрашивается подтверждение телефона. Чего конечно "предыдущий" владелец сделать не сможет.