Вопрос: это законно? Насколько я понимаю, у меня, как у владельца карты, есть договор с российским банком ее выпустившим (Ситибанк). И хотя все транзакции и регулируются правилами платежной системы (в частности, тот же чарджбэк), но я, как конечный пользователь, напрямую с этой системой никак не взаимодействую. Другими словами, у банка с платежной системой есть договор, стороной которого держатель карты не является (у него договор только с банком). Хотя и следует правилам, установленным в договоре между банком и МПС.
Важно не то что платеж проводился на дату когда МПС были в РФ, а что на дату инициирования чарджбека они ушли. Банк всего лишь передаёт документы в ПС, а уже ПС рассмотрев заявку направляет запрос в банк получателя денежных средств и рассматривает сам спор, банк не может мимо МПС направить в банк получателя ваш запрос с документами для рассмотрения вопроса о возврате денег, всё делается через МПС. Поскольку платеж проходил не через НСПК то и рассматривать спор некому и банк не может просто инициировать процедуру соответственно и направить документы в ПС, можете сказать спасибо визе (или мастеркарду) за то что они ушли и вы лишились права на чарджбек из-за этого.
В вашем случае два варианта:
1) - убедить авиакомпанию по реквизитам перевести;
2) - подать в суд на авиакомпанию по месту жительства (ЗоЗПП разрешает подавать на иностранные магазины (услуги) если очевидно что услуга направлена на покупателя в России) и отправлять потом на исполнение решение (если со страной есть соглашение) в страну получателя. Но это будет нереально долго и без каких-либо гарантий если нет соглашения по исполнению решений иностранных судов.
Ну или как вариант найти какой-нибудь сайт страны где организация куда можно жалобы писать (гос орган какой нибудь или что то типа банки ру) в надежде что поможет чтобы перевели по реквизитам.
PS а покупали у Российского юр.лица или нет?
PSS сейчас посмотрел - с Швейцарией (если там юр.лицо) в РФ отсутствует соглашение по исполнению решений иностранных судов поэтому гарантий исполнения нет. Возможно и без соглашения исполнение, но уже зависит от их местного законодательства.
Подать в суд в РФ, конечно, можно, но по сути, если комания сама не решит вернуть деньги по реквизитам, то никакой российский суд ее к этому не принудит, по крайней мере пока
Большое спасибо за столь детальный ответ. Как один из вариантов я рассматриваю обращение с иском в суд, для привлечения Свисса и Ситибанка к субсидиарной ответственности по ЗЗПП. Хотя договора об экзекватуре у РФ со Швейцарией нет, но взыскать деньги, присужденные по решению суда РФ, там иногда получается (например, дело СК Альянс против Infrassure в 2015 году).
Я покупал билет на русскоязычной версии сайта swiss.com. Транзакция была проведена в рублях РФ. Как из выписки определить, у российского юр.лица я приобрел билет или у иностранного, и где произошла транзакция (в РФ или заграницей)?
Насчет чарджбека: у вас есть договор с банком, но в этом договоре наверняка нет ни слова про чарджбеки и тд, банк не обязан ничего выплачивать со своих денег, а потом разбираться с эквайером. К сожалению, МПС нас всех так заскамили, параллельно заскамив тех, кто в ру магазинах покупал с зарубежных карт.
Обрагитесь за компенсацией в компенсиэр
А чем они помогут? Если авиакомпания предупредила об отмене рейса более чем за две недели, то компенсация по EU 261/2004 не предполагается.
"Я, соответственно, написал авиакомпании письмо с просьбой возврата денег. Они его получили (есть acknowledgement), но до сих пор отмораживаются." - они видимо заявку приняли.
"В сентябре, устав ждать реакции Свисса, я решил вернуть деньги через чарджбэк." - а они не могут принять так как уже заявка принята другими.
И тут вступают в силу санкции насчёт переводов...
"Это законно?" - у разных стран разные законы, ещё и у банков тоже.
Возможно просто не могут произвести операцию или не хотят...