Ситибанк отказывается возвращать деньги за авиабилеты на рейс, отмененный после 24.02.2022

В начале января 2022 на сайте Швейцарских авиалиний я купил авиабилет из СПб на Маврикий на июнь 2022 г. Заплатил за него кредитной картой (Мастеркард) российского Ситибанка. Хотя билет приобретался на русской версии сайта перевозчика и валютой транзакции были рубли, местом проведения транзакции оказался Базель, Швейцария. По крайней мере так было указано в банковской выписке. Впрочем, возможно, это указывало лишь на местонахождение/юрадрес перевозчика (у Свисса в Базеле штаб-квартира). Этот момент (была ли это транзакция внутри РФ или трансграничная) мне до конца не понятен.

24.02.2022 случилось известно что. В начале марта Свисс сначала изменил время вылета рейса (стыковка вместо двух часов стала двенадцать), а потом и вовсе его отменил. Я, соответственно, написал авиакомпании письмо с просьбой возврата денег. Они его получили (есть acknowledgement), но до сих пор отмораживаются. Я даже звонил им пару раз, но только получил информацию, что your refund is still processing.

В сентябре, устав ждать реакции Свисса, я решил вернуть деньги через чарджбэк. Пришел в офис Ситибанка в СПб и написал заявление. И уже через несколько дней получил отказ в чарджбэке на основании того, что платежная система, через которую была проведена транзакция, ушла из РФ.

Вопрос: это законно? Насколько я понимаю, у меня, как у владельца карты, есть договор с российским банком ее выпустившим (Ситибанк). И хотя все транзакции и регулируются правилами платежной системы (в частности, тот же чарджбэк), но я, как конечный пользователь, напрямую с этой системой никак не взаимодействую. Другими словами, у банка с платежной системой есть договор, стороной которого держатель карты не является (у него договор только с банком). Хотя и следует правилам, установленным в договоре между банком и МПС.

Кроме того, на момент проведения транзакции (январь 2022) платежная система мастеркард в РФ прекрасно работала. Соответственно, все правила проведения (и отмены) данной транзакции были установлены в тот момент. Поэтому, как мне видится, именно Ситибанк обязан предоставить мне услугу чарджбэка. А уже потом он может пытаться возместить выплаченные мне деньги у банка-эквайрера. Другое дело, что перспективы этого в данный момент туманны. Видимо из-за этого Ситибанк отказал мне в чарджбэке.

Как вы считаете, каковы мои перспективы в суде с Ситибанком?

11
17 комментариев

Важно не то что платеж проводился на дату когда МПС были в РФ, а что на дату инициирования чарджбека они ушли. Банк всего лишь передаёт документы в ПС, а уже ПС рассмотрев заявку направляет запрос в банк получателя денежных средств и рассматривает сам спор, банк не может мимо МПС направить в банк получателя ваш запрос с документами для рассмотрения вопроса о возврате денег, всё делается через МПС. Поскольку платеж проходил не через НСПК то и рассматривать спор некому и банк не может просто инициировать процедуру соответственно и направить документы в ПС, можете сказать спасибо визе (или мастеркарду) за то что они ушли и вы лишились права на чарджбек из-за этого.

В вашем случае два варианта:
1) - убедить авиакомпанию по реквизитам перевести;
2) - подать в суд на авиакомпанию по месту жительства (ЗоЗПП разрешает подавать на иностранные магазины (услуги) если очевидно что услуга направлена на покупателя в России) и отправлять потом на исполнение решение (если со страной есть соглашение) в страну получателя. Но это будет нереально долго и без каких-либо гарантий если нет соглашения по исполнению решений иностранных судов.

Ну или как вариант найти какой-нибудь сайт страны где организация куда можно жалобы писать (гос орган какой нибудь или что то типа банки ру) в надежде что поможет чтобы перевели по реквизитам.

PS а покупали у Российского юр.лица или нет?
PSS сейчас посмотрел - с Швейцарией (если там юр.лицо) в РФ отсутствует соглашение по исполнению решений иностранных судов поэтому гарантий исполнения нет. Возможно и без соглашения исполнение, но уже зависит от их местного законодательства.

3

Подать в суд в РФ, конечно, можно, но по сути, если комания сама не решит вернуть деньги по реквизитам, то никакой российский суд ее к этому не принудит, по крайней мере пока

Большое спасибо за столь детальный ответ. Как один из вариантов я рассматриваю обращение с иском в суд, для привлечения Свисса и Ситибанка к субсидиарной ответственности по ЗЗПП. Хотя договора об экзекватуре у РФ со Швейцарией нет, но взыскать деньги, присужденные по решению суда РФ, там иногда получается (например, дело СК Альянс против Infrassure в 2015 году).
Я покупал билет на русскоязычной версии сайта swiss.com. Транзакция была проведена в рублях РФ. Как из выписки определить, у российского юр.лица я приобрел билет или у иностранного, и где произошла транзакция (в РФ или заграницей)?

Насчет чарджбека: у вас есть договор с банком, но в этом договоре наверняка нет ни слова про чарджбеки и тд, банк не обязан ничего выплачивать со своих денег, а потом разбираться с эквайером. К сожалению, МПС нас всех так заскамили, параллельно заскамив тех, кто в ру магазинах покупал с зарубежных карт.

1

Обрагитесь за компенсацией в компенсиэр

А чем они помогут? Если авиакомпания предупредила об отмене рейса более чем за две недели, то компенсация по EU 261/2004 не предполагается.

1

"Я, соответственно, написал авиакомпании письмо с просьбой возврата денег. Они его получили (есть acknowledgement), но до сих пор отмораживаются." - они видимо заявку приняли.
"В сентябре, устав ждать реакции Свисса, я решил вернуть деньги через чарджбэк." - а они не могут принять так как уже заявка принята другими.
И тут вступают в силу санкции насчёт переводов...
"Это законно?" - у разных стран разные законы, ещё и у банков тоже.
Возможно просто не могут произвести операцию или не хотят...