Что же ОЗОН готовит для мелких предпринимателей? Штрафы за бренды

Наткнулся я тут на такую историю, что предпринимателя оштрафовали за жалобу правообладателя на товар. Условно*, совместимая запчасть с известным производителем автомобилей хэндэ. В наименовании была указана запчасть для автомобиля "Производитель Модель Солярка" Запчасть не производителя просто было указано, что она совместима.

Стала интересна эта тема, начал шерстить кучу статей, записей, судов и тому ужасу подобное. В целом, использование бренда нехорошо это конечно факт, но по такой логике это значит что, я не могу связать шерстяной чехол для руля определенной марки автомобиля и продать его? Может мне вообще теперь говорить нельзя вслух это название без разрешение правообладателя?
Есть некоторые мнения из интернет-юристов, что если на товарный знак описывается что он торгует условно автомобилями, то упоминать такую марку (но без логотипа) при продаже носков все таки можно.
Момент по поводу штрафов:
ГК РФ Статья 1515. Ответственность за незаконное использование товарного знака4. Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

В общем, продаешь ты носки, пишешь "ЦВЕТ КАК БУДТО У ТАКОЙ ВОТ МАШИНЫ" и ты просто рискуешь попасть на штраф до 5 млн. руб?

По практике судов и остальных разбирательств чего однозначногоо вообще не нашел, четкой формулировки тоже. Да и никому эти 5 млн не выписывали (ну или я просто не нашел информацию).. Ну в общем по этому направлению мы так и живем. Не жалуются? Ну и слава богу.

Но что же с OZON? Я думаю смысл главный по поводу штрафов за бренды был такой "Реплики и подделки нужно срочно искоренить, срочно штраф 10к, но сначала 100руб. чтоб никто не ругался". А что же на практике? Штраф ввели и поступают разные интересные случаи. Здесь же уже не судебное разбирательство, а решение в одностороннем порядке тебя назаказать.

В чем же заключается мой вопрос. Есть продавцы автозапчастей с десятками тысяч SKU с упоминаниями этих брендов в наименовании. Что же будет если у продавца допустим 1000 товаров с совместимой моделью в наименовании? То есть если OZON условно захочет он его бум и штрафанет на 10 лямов? Ну скажет что типо правообладатель пожаловался.

А что же у продавцов например чехлов на телефоны? Это все таки очень дешевый товар и их у одного продавца могут быть десятки тысяч упоминаний в названии, потому что по другому просто не найти. И что же, озон так же ему долбанет по полной и типа будет прав "Извинити, договор, с вас 200 миллионов рублей" А ему что останется делать со своим складом проводков, чехлов и всякой фигни если извините к бренду относится, вы нарушаете интеллектуальные права.

Недавно совсем, озон тут заявляет, что "Мы добавили характеристику совместимых моделей, заполняйте ее" Я сразу вспомнил пост на VC где на прямой вопрос "Как мне правильно указывать товар, чтобы его покупатель мог найти" Озон ответил "Указывайте в совместимости".
Вот не кажется ли вам, что это нововведение не в следствие чего то такого, что озон в какой нибудь прекрасный день, не начнет блокировать десятки сотни тысяч товар за бренд снимая по 10к с каждого товара? Не факт, но ведь они могут по договору. Будут писать "А совместимость для кого мы делали, а верблюд? Плати давай"
Вот решил я продавать значит лобовые стекла на машины, но к сожалению, теперь на озоне никто не узнает даже на какие (лирика)
Напишите пожалуйста, что же делать если у меня товарищ продает автозапчасти которые совместимы с марками автомобилей? Не указывать в наименовании? Поиск уничтожит просто эту карточку товара и отправит тусоваться вместе с кроносом в самое дно...

OZON Business, а вы что скажите?

44
4 комментария

я продаю аксессуары для телефонов. И да, ваша тема это моя головная боль. Мы продаем аксессуары уже более 12 лет, и я впервые слышу что нельзя чехол для Айфона назвать чехлом для Айфона. Это бред сумасшедшего. Начните искать чехлы для Айфона в интернете, и вы увидите что у ВСЕХ в названии будет написано что продается чехол для Iphone , и это нормально. Начните искать запчасти для автомобиля Hyundai в интернете, и вы увидите тоже самое. Но только какой то сотрудник озона на руководящей должности, который придумывает правила, решил что у них будет по другому. Я надеюсь что сотрудник озона это прочитает поэтому добавляю хештег #ozonbusiness . Так вот для сотрудников и руководителей озона сообщаю - что ваше правило незаконно , и противоречит закону РФ , потому что 1) это является добросовестным и наглядным описанием способа применения специализированной продукции, что является исполнением требования ст.10 Закона РФ от 07.02.1992 No 2300-1 (ред. от 14.07.2022) «O защите прав потребителей», 2) В данном случае указание слова "iPhone или Hyundai" его соответствующего обозначения делается в информационных целях (для указания совместимости чехла другого бренда с моделью телефона, а не для индивидуализации данных товаров), которое, согласно абз. 2 п. 157 Постановления Пленума Верховного Суда от 23 апреля 2019 г. № 10, не является нарушением исключительного права на товарный знак.

2
Ответить

Был схожий опыт. На сайте, в каталоге запасных частей, были размещены, в том числе, запасные части к автомобилям одного отечественного производителя. Название было в виде "Наименование запчасти БРЕНД" или - в в ряде случаев - "Наименование запчасти АВТО БРЕНДА", а в соседней колонке был указано наименование производителя, условно "СОВСЕМ ДРУГОЙ БРЕНД". После аудиторской проверки поступила претензия.

Как решили? По согласованию с аудиторами добавили слово "для":
"Наименование запчасти для БРЕНД"
и
"Наименование запчасти для АВТО БРЕНДА".

Возможно и на Озон такой подход поможет разрешить ситуацию.

1
Ответить

#Озон эти описанные нюансы использует только в качестве еще одной лазейки для собственного обогащения, прикрываясь защитой от подделок. В ГК РФ есть понятие исчерпания исключительного права на товарный знак. Согласно ему, как только первая партия товара была официально продана владельцем товарного знака на территории РФ, он теряет свое исключительное право. Товарный знак и товары под ним покупатели могут использовать в своих целях: перепродавать товар, рекламировать его, упоминать, ссылаться и т.д. Поэтому абсолютно легально использовать формулировку "Наушники для IPhone", т.к. правообладатель давно утратил свое исключительное право на этот товарный знак. Естественно, продать смартфон под названием iPhone - это остается серьезным нарушением.

1
Ответить

Как ты был прав

1
Ответить