«Яндекс»: я не я, и корова не моя! Часть 2

«Яндекс»: я не я, и корова не моя! Часть 2

Нидерланды, Нидерланды, Нидерланды… Ах, Нидерланды.

В предыдущей статье я собирался писать претензию в «Яндекс» по факту возврата средств за некачественно оказанную услугу. Куда писать будем, господа? На какой адрес?

Если открыть Википедию, то мы увидим, что штаб-квартира «Яндекса» находится в Нидерландах. Значит, будем отправлять международное письмо! Готовьте доллары и евро, джентльмены!

Шучу. Всё намного проще. Учитывая то, что любая компания, осуществляющая предпринимательскую деятельность в пределах нашей страны, должна иметь соответствующий юридический адрес и регистрацию, отправлять письмо за границу не требуется. Достаточно найти юридический адрес этой самой компании в своей стране – и не важно, что это будет за фирма: «Пятерочка» или «Гугл».

Где же найти адрес? По закону реквизиты продавца должны быть указаны в договоре, либо платежном документе. В данном случае этим договором (документом) является чек согласно Гражданского кодекса.

Но ведь в чеке можно написать, что угодно! – Возразите вы.

Всё верно. Можно написать любую дезинформацию. Что в принципе и сделали в «Яндексе». Вместо правильного юридического адреса они указали фиктивный – в г. Рязань. Как же понять, настоящий указан адрес, или выдуманный?

Для этого вы можете зайти на сайт Налоговой инспекции и в разделе «Выписка из ЕГРЮЛ» сделать запрос на нужную вам компанию. Сделать это можно по названию компании, либо по другим её реквизитам: ИНН и ОГРН. Лучше вводить реквизиты – схожих названий может быть множество. Реквизиты чека вы также можете проверить в приложении ФНС, если вдруг и в них сомневаетесь.

В моём случае я использовал ИНН, указанный в чеке. После получения выписки я увидел настоящий адрес «Яндекса» в г. Москве, ул. Садовническая, д. 82. Когда направлял претензию – отправил в два адреса: из чека и из налоговой.

«Яндекс»: я не я, и корова не моя! Часть 2

В подтверждение моих опасений о фиктивном адресе: письмо в г. Рязань так никто и не получил.

А вот московское письмо дошло до нужного мне адресата. Ответ не заставил себя ждать. Нет, мне не пришли мои деньги, которые должны были вернуть, а всего лишь бумажный ответ на претензию в красивом конверте с логотипом «Яндекса».

«Яндекс»: я не я, и корова не моя! Часть 2

Сам ответ от всеми знаменитого «Яндекса» был подписан неизвестной личностью, именуемой «Представителем». При этом не было ни штатной должности этого представителя (если это был сотрудник), ни ссылки на доверенность, если это был сторонний партнёр, ни даже расшифровки фамилии, имени и отчества. Просто подпись-закорючка и гербовая печать. Во как! Бренд, ё-моё!

«Яндекс»: я не я, и корова не моя! Часть 2

В письме представитель «Яндекс» с неизвестным ФИО торжественно заявил, что оказывается, когда я перевёл деньги на счёт компании, то я вступил (сам того не ведая) во взаимоотношения с неким ООО «Броневик». И теперь свои деньги должен требовать именно с «Броневика». А «Яндекс» всего лишь агрегатор, и он тут ни при чём. Он только деньги берёт и всё. Как курьер, доставляющий гамбургеры из Макдака. Бедняжка «Яндекс», иди, обниму! =(.

Факт этих взаимоотношений и снятия с «Яндекса» всех обязательств содержится в Условиях бронирования, которые бережно хранятся на серверах «Яндекса» на определенном адресе. Сразу скажу, что нигде, ни в одном документе, который был мне выслан по моему бронированию, не было ссылки на адрес с тайными Условиями, и сам пакет документов этих Условий не содержал. Но «Яндекс» утверждал, что я с этим документом согласен. Получается «Яндекс» в одностороннем порядке заключает соглашения со своими пользователями, о которых они же узнают только по факту нарушения их же прав.

«Я тут с Вами составил соглашение, Вам его не покажу, но Вы с ним будете согласны, что бы ни случилось!» Яндекс (с).

К слову, перейдя на сайт этих Условий бронирования, я обнаружил, что этот документ переписывается чуть ли не каждый месяц, при этом в архиве есть файл только за один прошлый период (за август).

«Яндекс»: я не я, и корова не моя! Часть 2

Учитывая то, что с момента инцидента уже прошло более 3 месяцев – «Яндекс» по факту ссылался на недействительный документ. Никакого соглашения, действовавшего на дату моей брони, уже не было, и быть не могло. Но на пустое место соглашения пришли злые и беспощадные: Закон о защите прав потребителей и Гражданский кодекс.

«Они» почему-то посчитали доводы «Яндекса» совсем не убедительными и отметили следующее. Когда вы перечисляете деньги «Яндексу», выступающему посредником, этот самый «Яндекс» передает деньги в другую фирму (не забыв, вероятнее, и о своём проценте), которая и оказывает вам услуги: сдает номер в гостинице, привозит продукты, печёт пиццу, подаёт такси и тому подобное. При этом согласно ст. 780 Гражданского кодекса договор возмездного оказания услуг согласно выданному чеку у вас возникает не с третьей фирмой-посредником, а с тем, в чей адрес вы перечислили деньги. Иного порядка правоотношений не было закреплено, ибо свои Условия бронирования «Яндекс» до конечного пользователя не довёл. А тогда его [«Яндекса»] посредники и субподрядики вас интересовать в принципе и не должны. Поэтому в случае некачественных услуг со стороны третьих лиц за возвратом своих денег вы вправе обратиться именно к «Яндексу».

В принципе, можно было потребовать своих денег и с некоего «Броневика», и даже с ним попробовать посудиться. Но, во-первых, остается неизвестным, перечислил ли «Яндекс» мои деньги в адрес этого «Броневика», и если перевёл, то в каком количестве, учитывая комиссию? В каких они находятся правоотношениях и чем они регламентируются? Во-вторых, судиться с неизвестной фирмой и выиграть с ней суд – недостаточно, чтобы вернуть деньги. Предприятие ещё и должна быть платёжеспособной. В противном случае, судебный приказ о взыскании средств вы можете смело повесить лишь у себя в туалете. На память.

Сделав выписку и узнав, что уставной капитал «Броневика» составляет всего лишь десять тысяч рублей, а также основываясь на вышеизложенных доводах – идею судиться с этим ООО «Рога и копыта» я оставил.

Мне пришлось оформить исковое заявление в суд на «Яндекс», сославшись на нарушение положений ст. 31 «Закона о защите прав потребителей» и ст. 782 Гражданского кодекса РФ со стороны исполнителя, коим и являлся агрегатор. Хотя мне казалось, что знаменитый на весь мир «Яндекс» не будет доводить историю до суда. Помимо возврата уплаченной мною суммы к иску добавился моральный ущерб, пени за пользование чужими денежными средствами и судебные расходы. Копию иска направил по московскому адресу агрегатора.

«Яндекс»: я не я, и корова не моя! Часть 2

По прошествии недели-двух, пока дело находилось в производстве, со мной связалась девушка из Яндекса и предложила сделать возврат уплаченной суммы, а также компенсацию в 50% от суммы возврата. Я, естественно, попытался ей высказать всё, что я думаю об этой ситуации и о «Яндексе» в частности. Но я человек вежливый, ругаться и судиться не входило в мои планы. Я согласился.

Спустя неделю в середине октября на мой счёт поступили деньги вместе с компенсацией. От момента происшествия с кривым бронированием и обманом прошло более 4 месяцев (я был в командировке в июне). Я ждал свои украденные деньги целых 4 месяца.

Да, до суда не произошло и можно сказать, что это хэппи-энд. Но только «можно сказать». Ибо «хэппи-энд» случился бы только тогда, когда мои деньги вернули мне после моего первого требования – в начале лета. А не осенью.

Беспокоит другое.

Популярная компания, пестрящая своим именем из каждого утюга, и, наверное, стремящаяся своё доброе имя сохранить, обыкновенно кидает своих клиентов на растерзание нерадивых подрядчиков, которых она, видимо, находит на помойке. Люди, получившие в свой адрес бланки и чеки с иконками «Яндекса», охотно верят, что их не обманут и окажут услуги качественно и в срок. Но, столкнувшись с обманом, просто махают рукой и отдают свои деньги нечестным людям. А «Яндекс» вместе с этими фирмами а-ля «Рога и копыта» пользуются этим и радостно потирают ручки.

Поэтому не позволяйте крупным компаниям, которые прикрываются своим брендом, злоупотреблять вашим доверием и вводить вас в заблуждение. Боритесь за себя, за свои деньги, за своё время. И не важно, сколько вы потеряли – 1000 рублей, 100 или 10. Будьте принципиальны. Если мы все будем требовать от коммерсантов соблюдения закона, то и обманывать простых людей им будет гораздо труднее.

11K11K показов
1.1K1.1K открытий
18 комментариев

Шикарный рассказ. Спасибо за опыт. А Яндекс конечно как и все большие компании. Тянут до последнего, типа вдруг он в чат побыкует и забудет. А как до суда доходит, юристы сразу голову включают и просят выплатить вам возврат ещё и 50% сверху. Ведь никто не хочет проигранных судов и бОльших выплат. А ведь могли сразу просто вернуть сумму брони. Никто бы слова не сказал.

Ответить

на то всегда расчет, я даж помню когда с дилером закусился по гарантиному ремонту, мне уже после всего сказали что до суда доходит 1% только и так выгоднее компании футболить.

Ответить

Спасибо. Да, Вы верно говорите. 😀Если не прав, надо вовремя решать проблему, а не тянуть котейку за хвост.

Ответить

Отличная история с замечательным финалом. В целом суд был бы для них наверное поучительнее, но автора тоже можно понять

Ответить

то что там яндекс в условиях пишет и тд вообще пофиг, если на чеке получатель бабок яндекс выступает, то по закону он и есть продавец, а разборки с контр агента его личные половые пробелмы, вы даже броневик или еще в какую контору не можете предъявить претензии так-как у вас с ними нет ни договора ни чека от их имени.

были робелемы с заказом отправляли в ресторан от которого с заказом ни чека фискального ничего, зато на почту пришел чек от имени яндекса и их инн и тд.
часа потребовалось чтоб вернуть бабки за заках и то балами, но меня это устроило так-как я всеравно на еду их и потратил в другом заведении

Ответить

Всё верно😊

Ответить

Да понятно что никто в суд не пойдет, да и даже лениво досудебку всем кидать, вот они и шлют всех подряд лесом. Ну бывает 1-2% как Вы , тогда да.

Ответить