5 способов сделать график или диаграмму понятными и клиентам, и коллегам, и себе

Вот ты собрал статистику, скоро нужно будет показать ее клиенту, но как грамотно визуализировать эту информацию? Важно не только знать о существовании графиков, диаграмм и дашбордов, но и грамотно их применять.

Неверный выбор визуализации может заставить скучать ваших клиентов, ввести их в заблуждение или даже нарушить доверие. На эту тему перевели для вас интересные и достаточному простые мысли и советы дизайнера Люси Тодд. Шпаргалка в закладки.

<i>Фото: Люси Тодд</i>
Фото: Люси Тодд

Гистограммы

Для данных, которые изменяются с течением времени или группируются по категориям, например, по отраслям — гистограммы подойдут отлично.

<i>Фото: Люси Тодд</i>
Фото: Люси Тодд

Что поможет сделать вашу гистограмму понятной:

  • расположите столбцы в хронологическом порядке;
  • используйте одну ось, чтобы обозначить время, а другую — чтобы обозначить количество;
  • не упорядочивайте данные от большего к меньшему или наоборот — лучше использовать хронологический порядок.

Если для простой гистограммы у вас много данных, вы можете создать отдельные графики или же объединить столбцы в одном графике. Можно, например, наложить столбцы друг на друга, как это показано в примере из годового отчета по динамике поставок Bluetooth-устройств ниже:

<i>Фото: Люси Тодд</i>
Фото: Люси Тодд

Упорядочить столбцы диаграммы от большего к меньшему стоит, когда данные сгруппированы в несколько категорий и не связаны по времени.Такой способ организации информации помогает быстро делать выводы. Однако, если все цифры суммируются, как доходы компании от разных продуктов, лучше использовать круговые диаграммы.

Линейные графики

<i>Фото: Люси Тодд</i>
Фото: Люси Тодд

Линейные графики также хороши для данных, которые группируются по категориям и изменяются по времени. Однако с помощью линейного графика можно учесть все нюансы статистики. Это отличный выбор для отображения информации в течение очень длительных периодов или большого количества постепенно изменяющихся данных. Линия на графике способна изгибаться и изменяться с большей детализацией.

Красивая диаграмма, которую никто не может прочитать — это просто абстрактное искусство.

Однако и с линейными графиками нужно быть осторожным. У вас должен быть полный набор данных, чтобы избежать искажения картины. Иначе, промежутки с падением или ростом вы не заметите и соедините точки в графике прямыми линиями. Аллен Дауни к своей статье предлагает отличный пример линейной диаграммы, иллюстрирующей вероятность рождения первого ребенка позже срока, в течение девяти недель:

<i>Фото: Люси Тодд</i>
Фото: Люси Тодд

В графике зафиксировано более чем 30 тыс. случаев рождения — это достаточно, чтобы учесть все изменения во времени. Для отображение частей целого этот график не подойдет.

Круговые и кольцевые диаграммы

<i>Фото: Люси Тодд</i>
Фото: Люси Тодд

Круговые диаграммы довольно часто используют для визуализации данных. Есть, так называемые круглые (заполненные) диаграммы и кольцевые (похожие на пончики). Однако их использование не всегда оправдано.

Круговая диаграмма можно использовать, когда необходимо показать части целого. Банальный пример: с помощью круговой диаграммы можно изобразить, что 75% гусениц из 100% любят яблоки.

В отличие от гистограмм и линейных графиков, круговые диаграммы нельзя использовать, чтобы показать увеличение или уменьшение. Посмотрим на примере статистики по видеомаркетингу от Tubular Insights.

В период с 2016 по 2017 год количество просмотров видеоконтента брендов на YouTube увеличилось на 99%. Круговая диаграмма, показывающая 99%, будет неправильной. Создается впечатление, в 99% случаев люди смотрели ролики от брендов, а это не соответствует действительности. Лучше выбрать гистограмму с двумя столбцами, один из которых представляет количество просмотров в 2016 году, а другой представляет увеличение на 99% по сравнению с прошлым годом:

<i>Фото: Люси Тодд</i>
Фото: Люси Тодд

Если вы хотите использовать такие диаграммы для визуализации изменяющихся во времени данных, создавайте новые круги для каждого нового периода и ставьте их рядом для сравнения.

Квантограммы

<i>Фото: Люси Тодд</i>
Фото: Люси Тодд

Квантограмма — это повторяющиеся пиктограммы, используемые для отображения количества. Типичный пример — отображение количества людей. Эта визуализация отлично подходит для изображения небольших чисел (например, «12 новых ресторанов открыли на нашей улице») или процентов/пропорций (например, «на нашей улице три из четырех ресторанов [75%] подают пиццу»).

Для визуализации больших чисел их лучше не применять. Представьте, вам нужно отобразить такую статистику «11 214 единиц, проданных в 2018 году». Однако такое количество иконок почти невозможно изобразить, так что можно пояснить «1 корзина = 1000 товаров» и изобразить 11 корзин.

Некоторые скажут, что 11 214 единиц — впечатляющее число, визуализация с уменьшенным пропорционально количество может «убить» визуализацию. Для отображения большего количества данных подойдет типографика.

Если ваши данные подходят для визуализации с помощью квантограммы, подумайте, какие пиктограммы вам следует использовать. Иногда эта визуализация выглядит слишком примитивной для серьезных тем.

Типографика

<i>Фото: Люси Тодд</i>
Фото: Люси Тодд

При правильном использовании типографика — отличный способ визуализировать информацию. Не следует использовать этот тип визуализации данных только для эффектной картинки. Когда подойдет этот тип визуализации:

  • число больше 100;
  • не нужно изображать процент от целого или процентное увеличение / уменьшение;
  • не нужно сравнивать с другим числом.

Один из способов улучшить типографику — объединить ее с пиктограммой, иконкой или иллюстрацией. Это поможет рассказать зрителю о предмете статистики. Вот пример совмещения различных типов визуализации:

<i>Фото: Люси Тодд</i>
Фото: Люси Тодд

В этом примере имеет смысл визуализировать число 16 с помощью квантограммы — это небольшое число. Но изобразить 1,8 млн было бы невозможно, поэтому дизайнер и воспользовался типографикой.

Независимо от того, какое решение лучше для ваших данных, об эстетике визуализаций тоже лучше не забывать. Неоновый линейный график с современным шрифтом, конечно, не подойдет для отчета перед инвесторами. Плоская серая круговая диаграмма не подойдет для брошюры летнего лагеря.

Всегда следите за тем, чтобы форма и содержание были одинаково хорошо продуманы: красивая графика, которую никто не может прочитать — это просто абстрактное искусство.

Конец.

В Облаке работает сервис по анализу и визуализации бизнес-данных DataLens. Узнать о сервисе и повизуализировать бесплатно можно здесь.

Подписывайтесь на блог Яндекс.Облака, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Что сейчас активно читают наши подписчики:

3131
12 комментариев

примере из годового отчета по динамике поставок Bluetooth-устройств ниже

Почему бы просто не подписать под синими столбцами номер года?
Зачем выносить вперед здоровенные красные объекты с разным узором и толщиной? Они визуально перебивают нужные данные по количеству устройств, и при этом на них даже номер года плохо заметен.

15
Ответить

Еще и глаза бегают туда сюда постоянно, можно не так прочитать год. Бездарная инфографика. В статье банальщина

4
Ответить

Вы мерите своим восприятием, включаете рациональность, но человек эмоциональное создание, и подобные приемы это работа с его эмоциональным состоянием. Считайте это попыткой выделится, среди других отчетов у руководителя на столе. 

Ответить

Делай красиво и понятно. Спасибо за полезную статью

2
Ответить

Эдварда Тафти автор не читал.

2
Ответить

Говорить на языке диаграмм. Книга, которую написали ведущие консультанты Макинзи - советую прочесть и все будет понятно!

1
Ответить

Тот случай, когда incorrect нравится больше, чем correct 

1
Ответить