Как улучшить юзабилити сайта с минимальными затратами: 7 практических советов по UX-дизайну
Юзабилити определяет, насколько удобно и приятно пользователям взаимодействовать с вашим сайтом, а следовательно, влияет на их желание остаться и совершить покупку. Рассказываем, как с нулевым или минимальным бюджетом улучшить юзабилити и повысить конверсию.
Статья будет полезна предпринимателям малого и среднего бизнеса, которым важно, как выглядит визуально их проект, а также дизайнерам и специалистам по работе с сайтом.
Содержание:
В мире современного бизнеса, где каждая деталь может сыграть решающую роль в успехе или провале, важность хорошего юзабилити сайта становится очевидной. Однако не всегда у бизнеса есть ресурсы для масштабных инвестиций в редизайн или комплексные улучшения. При этом, согласно исследованию Nielsen Norman Group, даже минимальное улучшение показателей юзабилити увеличивает конверсию сайта в два раза.
Рассматривайте юзабилити вместе с клиентским опытом
Юзабилити (от английского «usability» — «удобство использования») — это то, насколько пользователю удобен интерфейс сайта, приложения, интернет-магазина. Конечная цель юзабилити — удобство. Причем не только на уровне сайта, но и на уровне взаимодействия с компанией от первого касания и после получения товара или оказания услуги. Такое взаимодействие называют Customer Experience и рассматривать юзабилити в отрыве от него невозможно.
Почему это важно? Предположим, сайт у компании отличный — продуманная структура, читаемые блоки, простые формы. Но при этом после того, как пользователь оставил заявку, ему не перезванивают или не присылают подтверждение о получении заказа, менеджер общался грубо, а сам товар пришел плохо упакованный. В таком случае взаимодействие с компанией перечеркнет старания веб-мастеров и дизайнеров — клиент не вернется снова, несмотря на удобство сайта.
Что можно сделать на практике? Предположим, менеджеры по продажам в компании работают с 9:00 до 18:00 ч. Если на сайте есть форма обратной связи, укажите часы работы, чтобы клиент не ждал звонка, если оставил контакты, например, в 21:00 ч. А если в форме указано, что вы перезвоните в течение 20 минут — это нужно сделать, либо подключить бота или указать на сайте другой способ общения, например, через мессенджеры.
Не пренебрегайте мнением аудитории
Многие предприниматели и начинающие дизайнеры, особенно в малом и среднем бизнесе, выстраивают процессы в работе эмпирически, то есть опираясь на собственный опыт и эмоции. Это приводит к переоценке собственных сил — человек ориентируется на личное субъективное восприятие в оформлении, визуальных коммуникациях, структуре страниц, хотя у большинства его аудитории другой взгляд на мир.
Безусловно, личный опыт важен — порой он делает бизнес уникальным. Но в любом деле есть базовые правила, которые следует соблюдать. Например, структура страниц интернет-магазинов и вообще любых сайтов основана на книжной и журнальной верстке, которая известна еще со времен Гутенберга. И этот подход используют все бизнесы с максимально широкой аудитории. Если же бренд нацелен на узкую аудиторию, нужно составлять структуру и юзабилити с учетом ее предпочтений.
Почему это важно? Например, предпринимателю нравится красный цвет и декоративные сложные шрифты. При этом аудитория его магазина — пожилые люди, которым нужны крупный шрифт и простота.
Что можно сделать на практике? Проводите опросы клиентов — например, после оказания услуги, если это офлайн-бизнес, или с помощью мессенджеров, по почте отправляйте письмо с просьбой поделиться обратной связью:
- Насколько удобно для них было оформить заказ?
- Достаточно ли просто было сориентироваться на сайте, найти нужный раздел?
- Не возникло ли трудностей при оформлении, что понравилось, а что наоборот — вызвало негативные эмоции?
Помимо этого можно самостоятельно пройти все этапы оформления заказа и попросить об этом сотрудников. Или применять A/B-тестирование, чтобы сравнить эффективность разных версий страниц. Это поможет принять взвешенные решения относительно изменений на сайте.
Ориентируйтесь на контекст использования
Стоит всегда знать, в каком контексте аудитория использует сайт. Если это что-то быстрое, одномоментное, то это стоит ориентировать на мобильный интерфейс. Так, за последние годы количество покупок со смартфонов растет — если в 2020 году с мобильных устройств покупали 59% пользователей, то сегодня это число достигло 78%.
Но остаются ниши, где процент покупок с десктопа еще высок. В основном, это касается B2B, строительной отрасли, дорогостоящей техники. В этом случае нужно уделить внимание десктопной версии сайта.
Почему это важно? Мобильные устройства стали основным инструментом для выхода в интернет, и если ваш сайт не адаптирован под них, вы рискуете потерять значительную долю аудитории. При этом остаются ниши, где процент заказов с десктопа выше.
В зависимости от того, на какую платформу ориентируется бизнес, и нужно оформлять контент. Например, мало кто на мобильном устройстве, особенно в движении, в пути, по дороге на работу, станет читать огромные тексты. А на десктопе, напротив, пользователи плохо воспринимают большие кнопки, карточки с двумя словами и картинками, которые должны, по идее, рассказывать о каком-нибудь сложном продукте. Предположим, компания занимается продажей стройматериалов, где важно показывать параметры, технические таблицы — их лучше смотреть в спокойной обстановке и за компьютером. А заказать вещи, бижутерию можно с телефона на ходу.
Что можно сделать? Проверьте, как ваш сайт выглядит и функционирует на мобильных устройствах. Возможно, придется пересмотреть структуру страниц, уменьшить количество графики или упростить навигацию. Мобильная версия сайта должна быть удобной и быстрой, ведь современные пользователи ожидают мгновенного отклика.
Изучайте, кто и как взаимодействует с сайтом. Например, делать это можно с помощью Яндекс Метрики. Нужно учитывать устройство, с которого заходят пользователи на сайт, географию клиентов. Можно также опросить клиентов, как они пришли к вам, как узнали о сайте.
Упрощайте: формы, текст, кнопки
Важнейший элемент юзабилити — это язык, которым вы общаетесь с посетителями сайта. Сложные формулировки и профессиональные термины могут вызвать недоумение и раздражение у пользователей. Как и несколько полей в форме для обратной связи — если вы просите пользователя указать номер телефона и электронную почту, а еще имя и фамилию, конверсия может упасть почти до нуля.
Почему это важно? Пользователи приходят на сайт с определенной целью, и им нужно быстро и просто получить необходимую информацию. Если текст непонятен или требует дополнительного осмысления, велика вероятность, что посетители уйдут к конкурентам. Так, университет Wisconsin-Extension, который занимается онлайн-образованием, добавил в форму обязательное поле — номер телефона. В тот же день конверсия упала на 52%. А, согласно исследованию Nielsen Norman group, объемные кнопки пользователи находят на 22% быстрее, чем плоские. При принятии решения эти доли секунды могут играть роль и повысить конверсию.
Что можно сделать? Используйте лаконичный и понятный язык. Избегайте сложных конструкций и длинных предложений. Если вы работаете с аудиторией пожилых людей, делайте шрифт крупным. Если вы просите оставить контакты, упростите форму до одного-двух полей — либо почта и имя, либо номер телефона и имя, если работаете в нише B2C. Если ваша целевая аудитория — бизнес, коммуникация, конечно, будет сложнее, а формы шире. Но в B2C они должны быть максимально узкими, сосредоточенными на одном канале коммуникации. Если человек оставляет телефон, то, скорее всего, он хочет, чтобы ему позвонили, отправили сообщение, нашли его в мессенджере и там передали сообщение. Если человек оставляет e-mail, значит, он более ориентирован на синхронную коммуникацию, которая идет с задержкой во времени.
Когда вы просите пользователя оставить персональные данные, необходимо подтвердить, что вы не передадите их третьим лицам. В форме должен быть чек-бокс и ссылка на политику конфиденциальности. Кроме того, если вы обрабатываете данные пользователей, сайт должен быть размещен на хостинге или в облаке, расположенном на территории России.
Минимизируйте количество шагов
Чем больше шагов потребуется пользователю для достижения цели (например, покупки), тем выше шанс, что он оставит процесс на середине. Упростите путь от входа на сайт до финального действия.
Почему это важно? Время — ценный ресурс для современных пользователей. Если они вынуждены заполнять длинные анкеты или переходить через множество страниц, чтобы завершить заказ, это вызывает разочарование и потерю интереса.
Что можно сделать? Сократите количество шагов до необходимого минимума. Формы регистрации и заказа должны быть максимально простыми и интуитивно понятными. Если возможно, автоматизируйте некоторые процессы, чтобы облегчить жизнь пользователю.
Откиньте всё лишнее, даже если оно кажется важным, — именно на этом основаны посадочные лендинги, где путь пользователя сокращен до скролла. Причем первая кнопка находится уже на первом экране — если пользователь знаком с предложением, он будет готов оформить заказ сразу. Если каталог представляет 10 объектов, не нужно делать каталог, и сортировать по разным категориям. Можно разместить товар без сортировки.
Например, шаблоны в Конструкторе Рег.ру продуманы таким образом, чтобы путь клиента был максимально коротким — кнопка заказа есть на первом экране и внизу страницы. Кроме того, для каждой ниши предусмотрены уникальные блоки — например, онлайн-запись для бьюти-мастеров и автосалонов, каталог услуг и форма обратной связи для фрилансеров.
Упрощая структуру сайта, важно не прятать контакты и информацию с юридической точки зрения, размещать возможность обратной связи на видном месте.
Оптимизируйте скорость загрузки
Скорость загрузки сайта — один из важнейших факторов, влияющих на удержание пользователей. Современные пользователи привыкли к мгновенному отклику, и медленный сайт может стать причиной ухода. Особенно, если бизнес ориентирован на мобильный трафик. Мобильный интернет не везде может быть хорошим, даже в городах. Поэтому важно оптимизировать ресурс технически.
Почему это важно? Согласно исследованиям, пользователи ожидают, что сайт загрузится менее чем за 3 секунды. Если загрузка занимает больше времени, они, скорее всего, закроют страницу. Так, согласно исследованиям Google, 53% пользователей покинут сайт, если он грузится 4 и более секунды.
Что можно сделать? Оптимизируйте изображения, уменьшайте размеры файлов и используйте кэширование. Проверяйте скорость загрузки с помощью специализированных сервисов, таких как Google PageSpeed Insights.
Анализируйте конкурентов
Сайты конкурентов, особенно если они давно работают на рынке, подскажут рабочие механики. Но важно учитывать, что если конкурент сделал кнопку зеленой, а не красной, именно на вашем сайте она может показать совсем другие результаты. Поэтому после внесения любых изменений смотрите не показатели — конверсию, посещаемость, число отказов. Это отличный способ понять, какие элементы интерфейса работают хорошо, а какие нуждаются в доработке.
Почему это важно? Конкуренты прошли тот же путь, что и вы, и нашли простые и эффективные инструменты для улучшения юзабилити. Вы можете оценить, насколько удобно пользоваться сайтом другого бренда и «подсмотреть» интересные фичи.
Что можно сделать? Проанализировать сайт самостоятельно, пройти по страницам и попробовать оформить заказ. Кроме того, можно провести оценку любым AI-ботом. Попросить нейросеть проанализировать структуру и выделить самые эффективные инструменты для увеличения конверсии на сайте, отправив вместе с промтом ссылку на ресурс конкурента. Нейросети сегодня используют во многих сферах, поэтому стандартная подписка на ИИ-сервис окупит себя и в решении других задач.
Читайте еще:
- Выстраиваем дизайн-процесс при проектировании сложных продуктов: советы команды «Рег.ру»
- Какие бизнес-сайты могли бы запустить русские писатели и композиторы, если бы жили в XXI веке
- Дизайн и функциональность: каким должен быть сайт салона красоты
- Как внедрить CRM-систему для подбора персонала в облаке: кейс DIY Service