UX-дизайн: поведенческая экономика, или как применять открытия нобелевских лауреатов в дизайне сайтов
Статья для начинающих UX/UI-дизайнеров, исследователей и аналитиков. В статье рассказывается о том, как открытия нобелевских лауреатов влияют на принимаемые решения. И как это использовать в дизайне сайтов.
В 2003 году профессор и член ассоциации психологических наук США Эрик Джонсон (Eric Johnson) совместно с когнитивным психологом и главным исследователем Microsoft Research Даниелем Голдштейном (Daniel Goldstein) провели исследование с целью выяснить, почему в одних странах более 98-99% людей после своей смерти готовы пожертвовать свои органы для пересадки нуждающимся людям, а в других не более 28%.
Одно из предположений, что такое распределение получилось из-за разницы в культуре гражданской совести, то есть, чем больше доноров в стране, тем больше граждане заботятся об обществе. Но если обратить внимание на график, то на нём есть соседствующие страны с похожими культурами, при этом количество доноров у них сильно отличается.
Например, Швеция (из правой группы стран) расположена по соседству и культурно близка к Дании (из левой группы стран). Аналогично Германия с соседней Австрией. Нидерланды с Бельгией. То есть дело не в культуре.
Другое предположение, что дело в религии, так как в иудаизме и исламе действует запрет на трансплантацию. Но в Швеция и Дания входят в топ-3 по количеству атеистов (более 80% населения не религиозны). А те, кто религиозен, исповедуют в большинстве случаев христианство. А значит дело не в религии.
Ещё одно предположение было в том, что дело в государственных и образовательных программах, принятых в каждой стране. Но в 1998 году в Нидерландах была запущена обширная государственная образовательная программа, в ходе которой было разослано 12 млн писем (при населении страны 15,8 млн человек на момент рассылки) с объяснением и просьбой зарегистрироваться в реестре доноров.
Как видно на графике, это принесло свои результаты, процент доноров вырос до 27,5%, но всё равно это далеко не 98-99% как в странах из правой группы. Так почему же в странах из правой группы такие показатели?
Выбор по умолчанию
Оказалось, что всё дело в выборе по умолчанию. При первичном или повторном получении водительского удостоверения в европейских странах выдается анкета для заполнения, в которой есть пункт о донорстве, на случай внезапной смерти человека в автомобильной аварии. Так вот в левой группе стран (где меньше согласий на донорство) пункт был сформулирован так:
А) Поставьте галочку, если вы хотите участвовать в программе донорства органов.
А в правой группе стран (где больше согласий на донорство), тот же самый пункт был сформулирован иначе:
B) Поставьте галочку, если вы не хотите участвовать в программе донорства органов.
То есть, если в первом случае (страны слева), человек не ставит галочку, то он не участвует в программе. А во втором случае (страны справа), если человек также не ставит галочку, то он уже участвует в программе. И так как в большинстве случаев галочку не ставили (во всех странах), то получается, что решение об участии в программе принимал не человек, заполняющий анкету, а дизайнер этой анкеты. То есть выбор, который устанавливал создатель анкеты по умолчанию, — становился самым популярным.
Неприятие потери
Джонсон и Голдштейн выявили три причины, по которым вариант по умолчанию является самым популярным:
- Вариант по умолчанию воспринимается как оптимально подобранный вариант или рекомендуемый государством вариант;
- Изменение варианта по умолчанию требует дополнительных усилий (как умственных, так и физических), тогда как принятие варианта по умолчанию усилий не требует;
- Изменить вариант по умолчанию на свой — значит принять собственное решение за которое необходимо нести ответственность. А оставить вариант по умолчанию — значит не принимать собственного решения, а оставить решение принятое создателем анкеты, что якобы снимает ответственность с того, кто заполняет анкету.
Исследователи пришли к выводу, что указанные выше причины — это поведенческая аномалия, которая в психологии называется «неприятие потери» (loss aversion). Суть данной теории заключается в том, что люди больше стремятся избегать потери, чем получать эквивалентные прибыли. Данную концепцию открыл Даниель Канеман (Daniel Kahneman) и Амос Тверски (Amos Tversky) в 1979 году.
А в 2002 году, Канеман стал лауреатом Нобелевской премии по экономике за исследование принятия решений в условиях неопределённости (теории перспектив которые включают в себя теорию неприятия потерь). С тех пор неприятие потери широко используется в психологии и экономике.
Подробнее о теории неприятия потери можно узнать книге Канемана «Думай медленно… Решай быстро» (англ. Thinking, Fast and Slow) которая стала бестселлером и № 1 в рейтинге Amazon.
Неприятие потери в дизайне
При проектировании и дизайне сайтов перед дизайнером очень часто возникает вопрос, какие варианты использовать по умолчанию. Например, какой вариант доставки выбрать по умолчанию (дороже или дешевле), какой вариант упаковки (платная или бесплатная), включить ли дополнительные услуги по умолчанию (страховка, подписка и др), включить ли дополнительные товары (например, аксессуары), подписывать ли всех пользователей на рассылку электронных писем и так далее. И здесь многое зависит о целей дизайнера/заказчика.
Это похоже на бег, в котором есть спринтеры и стайеры. И те и другие являются бегунами, но длина забега у них разная. Спринтеры — это бегуны на короткие дистанции (до 400 метров), а стайеры — это бегуны на длинные дистанции (от 3 000 метров). Каждый спортсмен выбирает свою дистанцию.
Похожим образом и в дизайне сайтов, то есть можно включить дополнительные платные услуги в заказ по умолчанию, это позволит увеличить прибыль, потому что вариант по умолчанию выбирается чаще, об этом говорит исследование Джонсона и Голдштейна в начале данной статьи. Но нужно понимать, что это забег на короткую дистанцию. Потому что ничто так не раздражает, как списание со счета суммы больше, чем было запланировано.
Такой неприятный сюрприз воспринимается как обман и с большой вероятностью может привести к тому, что пользователь больше никогда не вернется на ваш сайт. Вспомните себя, когда вам приходит сообщение о списании денег за подписку, которую вы не планировали продлять (этот вариант был выбран за вас по умолчанию). Не самое приятное ощущение. Особенно если это дорогой сервис или продукт, который вы не используете. Подобный подход ухудшает пользовательский опыт (User Experience).
Но если вы намерены выстраивать длительные отношения со своими пользователями и конвертировать их в постоянных покупателей. То лучше выбрать забег на длинную дистанцию и отказаться от включения невыгодных и не выбранных пользователем услуг в заказ по умолчанию.
В долгосрочной перспективе — это более выгодная стратегия, так как постоянные покупатели совершают не одну, а несколько покупок, при этом ресурсы на их привлечение существенно ниже, чем на привлечение новых покупателей, не знакомых с вашей компанией.
Аналогично с подпиской по умолчанию на рассылки электронных писем. Если пользователь не помнит, что подписывался на рассылку, то чаще всего это вызывает раздражение, а письма отправляются в папку спам. Поэтому подписывать всех пользователей, оставляющих свой адрес для заказа на рассылку по умолчанию не самая выгодная стратегия в перспективе длительных отношений.
Архитектура выбора
Но что же тогда делать, ведь многие хотят продавать больше товаров и/или услуг, а также расширять базу подписчиков электронных писем? В этом случае можно использовать теорию подталкивания (англ. «nudge» — легкое подталкивание локтем), которая предполагает возможность влиять на процесс принятия групповых и индивидуальных решений посредством положительного подкрепления. Согласно теории: подталкивание к действию не менее эффективно, чем силовое принуждение к действию или прямая рекомендация.
Подталкивание — это любой аспект процесса принятия решения, который побуждает людей изменять свое поведение определенным образом, не внося никаких ограничений в возможности выбора. Подталкивание называется простым, если его можно легко избежать. Подталкивание не является запретом. Например, выкладывание фруктов на уровне глаз считается подталкиванием, а запрет нездоровой пищи — нет.
За разработку теории Ричард Талер (Richard H. Thaler) получил Нобелевскую премию по экономике в 2017 году. Более подробно о теории подталкивания можно узнать в одноименной книге «Nudge» которую Ричард Талер написал в соавторстве с Кассом Санстейном (на русский язык книга переведена как «Архитектура выбора» издательство МИФ).
Применение архитектуры выбора в дизайне сайтов
Архитектура выбора (теория подталкивания) работает и в дизайне сайтов, когда пользователям не навязываются продукты или услуги манипулируя из выбором по умолчанию, а делается выгодное и интересное предложение, которое слегка подталкивает пользователей к принятию решения.
Вот как на сайте интернет-магазина Adidas и маркетплейса Farfetch не используют подписку на рассылки по умолчанию, но при этом рассказывают о выгодах подписки на главной странице так, что пользователь сам захочет подписаться. Такая рассылка более желанна и будет реже попадать в папку «спам».
Аналогично архитектура выбора работает и с продажей дополнительных товаров. Вместо добавления аксессуаров в заказ по умолчанию, интернет-магазин может акцентировать внимание пользователей на выгодах от добавления аксессуаров в заказ. Словно слегка подталкивая пользователей, используя при этом положительное подкрепление, но без принуждения. Например, при покупке смартфона:
Если пользователь добавит к заказу защиту экрана, то получит годовую подписку на «Яндекс.Плюс» (по цене 1 690 руб.) в подарок.
- Если пользователь добавит аксессуары на сумму 3500 руб, то получит скидку в 3000 рублей, то есть можно добавить оригинальное зарядное устройство (которое не идет в комплекте cо смартфоном) всего за 500 рублей, что весьма выгодно.
Если пользователь оплачивает заказ онлайн, то он получает скидку в 3% (интернет-магазину выгодно получать оплаты онлайн).
Как видно, пользователям не навязывают услуги или товары с помощью выбранных по умолчанию пунктов. Но при этом указывают выгоды из-за которых пользователь, скорее всего, сам захочет их добавить.
Вывод
Пользователи зачастую выбирают вариант по умолчанию, помните об этом при проектировании и дизайне страниц. По возможности, не включайте услуги или товары по умолчанию, которые не выбирал пользователь или которые могут быть для него невыгодны. Вместо этого лучше использовать архитектуру выбора (теорию подталкивания). Это позволит увеличить количество довольных и постоянных клиентов.
В данной статье очень кратко разобран лишь один способ улучшения пользовательского опыта. Если вы хотите узнать больше о UX-дизайне на основе поведенческой экономики, инженерной психологии и UX-исследований, то специально для вас мы составили электронный учебник «Конверсия на стероидах», в котором собрано множество подобных точек роста конверсии в виде удобного курса по UX-дизайну.
Приходите и прокачивайте свои скиллы в дизайне и набирайтесь убедительных аргументов для обоснования своих дизайн-решений перед заказчиком.
P.S. В комментариях под предыдущими статьями, меня просили посоветовать книги по теме, поэтому в данную статью я включил несколько книг. Дайте обратную связь, пожалуйста: полезно ли вам было такое включение книг (дополняет статью) или отвлекает от чтения статьи? Это поможет мне сделать лучше следующие статьи.
1. «Можно ли курить во время чтения Священного Писания?»
2. «Можно ли читать Священное Писание во время курения?»
Хороший пример, всё относительно. Если задуматься, то разная постановка вопроса о донорстве оказалась вопросом жизни и смерти для тех, кто ожидает органы для пересадки.
Спасибо за обартную связь!
Решения принятые на основе данных (data driven decision) - это хороший подход, но этого не всегда достаточно и это скорее подходит для очень крупных компаний. Если компания небольшая, то data driven не подходит: данных слишком мало и сделать вывод будет сложно, либо он будет недостоверным. Плюс данные необходимо извлекать, хранить, анализировать, интерпретировать и визуализировать. На все это требуется внимание, время, деньги и специалисты. Поэтому, если есть возможность, лучше совмещать.
Согласен, но и ещё момент. Поведенческая экономика пытается объяснить, ПОЧЕМУ человек так поступает. А data-driven базируется на корреляции, а не причине и следствии. То есть одно не может заменить другое, они друг друга дополняют.
Тем кому лень читать
Люди обычно соглашаются с предложенным вариантом.
Лайфхак: можно впарить допуслугу по умолчанию - люди ленятся ставить галочку в поле «отменить допуслугу».
Хинт: на долгой дистанции это может быть не очень выгодно. У людей может появиться ощущение, что им что-то впарили.
Пруфы: хорошо работает на доноростве органов, про подписки - спорно
Это напомнило мне серию книг о науке "за 30 секунд", которые при этом состоят из 160 страниц :)
Про пруфы, вы считаете, что если человек оставляет вариант по умолчанию в таком жизненно-важном вопросе как пересадка органов, то менее важном вопросе (относительно органов) как подписка на рассылку он будет вести себя иначе?
Про рассылки. Лично мне оба варианта показались не очень прикольными.
В обоих случаях ценность рассылки для меня лично - неочевидна. И, судя по примерам, для них самих - тоже. Периодичность - не указана. Примеров, как это может выглядеть - нет. А оба хотят вторгнуться в мое личное пространство, в мое время, в мою личную почту.
Адидас покупает согласие (опять же, 10% - это сколько? Хорошо было бы привести конкретный визуальный пример. Ужасно, что в его случае нужно специально куда-то идти для этого, поля ввода в месте предложения нет. Почему?
Фарфетч написал всё казенным языком и штампами. Даже если пойти им навстречу и предположить, что это написал не робот - что такое Распродажа? Что там распродают? Какие скидки? Какая периодичность распродаж? А рассылок? В числе первых узнавать, бла-бла-бла, штамп, ни о чем.
Оба предложения оставляют впечатление подписки на унылый спам, и так оно, скорее всего, и есть. Дизайнеры тоже так считали, и это заметно.
Наверное, если бы начали с того, чтобы придумать офигенные, лучшие в мире по ценности для пользователя, рассылки, то и подход к подписке был бы другой. Жалко, наверное, было бы потерять людей, хотелось бы передать им свое восхищение этим продуктом. Но я, разумеется, понимаю, что большие компании - это неповоротливые монстры с чудовищным уровнем бюрократии, и протолкнуть что-то нестандартное - нужно костьми лечь, а кому это надо и зачем?
Про поле для ввода почты на сайте Adidas - согласен с вами. В остальном, вы уже уходите в сторону копирайтинга, я же привел примеры для того, чтобы показать как вместо по просту навязанной подписки галкой, пользователей привлекают выгодами и если ему понравится, то выбор он сделает сам. Против выбора сделанного за него галкой. Теория подталкивания.
Комментарий недоступен
Сделал статью более объемной, включил книги. Посмотрим как зайдёт такой формат подачи, готова ли аудитория VC читать лонгриды на 10-12 минут прочтения :)
Современная культура написания статей должна подтягивать людей к более высоким, профессиональным уровням знаний, несщадно подсвечивая пробелы в оных. Один из возможных путей - делиться не сухой аналитикой, а показывать и рассказывать, по возможности, большую часть логики (логического пути).
Литературы нынче много, а конкретные источники от активных профессионалов экономят более 8 часов времени в неделю на обучение и осмысление.
P. S. Втыкайте побольше источников и литературы. Пусть лонгриды иногда бывают тяжелые, но, зато, сразу видно откуда у логики ноги растут. Новичкам так проще
Спасибо за развернутую обратную связь, постараюсь включать больше книг :)
показывает РАДИОБАТОНЫ БЕЗ ВАРИАНТОВ
https://leonardo.osnova.io/5134ed78-b486-550c-8965-62b1b7432cb6/-/preview/1000/-/format/webp/
Капец просто.
Ну и вообще, 2*2=4. Я реально не понимаю, что мне должна была сообщить эта запись? Тут же абсолютно очевидные вещи написаны, которые ясны всем, к кого голова есть. Я реально не понимаю, в чём смысл писать о том, что и так понятно. Да ещё в качестве хороших примеров приводить отвратительные, типа Адидаса и его соседа.
Где, блин, статьи, которые дают новые знания?
Именно "без принуждения", потому что за вас никто не ставит отметку по умолчанию, хотите выбираете доп. опцию, а не хотите пропускаете по умолчанию.
Теперь про "очевидные вещи". Две Нобелевские премии за очевидные вещи (вроде 2*2=4) не дают. И судя по тому, что статья попала в раздел "Популярное" на VC и меньше чем за один день набрала 4000 просмотров, 400 добавлений в закладки, 70 положительных оценок, 50 комментариев (в том числе комментарии с вопросами по теме) - это говорит о том, что тема интересна, актуальна, неочевидна и даёт новые знания для многих читателей VC.
Про Adidas и Farfetch - чем данные сайты отвратительны? У вас есть данные исследований, которые доказывают, что у сайта Адидас низкая конверсия и выручка? Или вы создали сайт, который более успешен в прибыли и конверсии, чем второй по величине производитель спортивной одежды в мире с прибылью более 20 млрд евро?
Ну и наконец, если вы считаете, что всё знаете - здорово, можете собой гордиться. Для таких как вы, в самом первом абзаце указано, что данная статья для начинающих. Пропустите и не читайте, не тратьте своё время. Лучше напишите свою статью про супер новые и никому неочевидные знания. Пусть ваша статья попадёт в популярное. И от этого всем будет лучше. К чему тратить время и энергию на этот негатив в комментариях, непонятно.
Лучше медленно подумать и найти нормальные слова для data-driven ресерч, лонгридов.
p.s. вот и No Name ничего не понял...
К этим словам, кажется, уже все привыкли (по крайней мере кто работает хотя бы близко к этой теме, а совсем посторонним это вряд ли будет интересно). А если изобретать для них неологизмы на русском то это скорее запутает.
Я специально расшифровал data-driven в ответе на комментарий (сокращенно данные, а в целом принятие решений на основе данных).
Ресерч (англ. research - исследование).
Лонгрид (англ. long read - долгое чтение) — формат подачи текста большого объема.
Спервого прочтения очень сложно принять всю информацию, но можно понять основную информацию статьи, поробую еще прочесть, и понять больше.
Сама статья очень интересная, и развивает понимание UX дизайна.
(Спасиба за книги, которые можно прочесть, и развиватся)
Спасибо за обратную связь по статье и по книгам!
Классный материал! Спасибо большое!
Спасибо вам за то, что прочитали :)
Классная статья! Единственное, хотелось бы чтобы большие куски текста были разбиты на абзацы.
Согласен, когда писал разбил где можно на абзацы, а в двух местах сократил на сколько это возможно, иначе получается разрыв мысли. Спасибо за обратную связь!
Статья классная. Но ряд спорных моментов вызывабт раздражение. Например, "ненавязчивые" баннеры в стиле я согласен со сбором куки, или листаете интернет магазин, а вам выдают на весь экран - ПОДПИШИТЕСЬ НА НАС и при этом деляют кнопку максимально мелкой. Это очень сильно рушит пользовательский опыт
Согласен, это не добавляет удобства. Но в данной статье немного о другом. А всплывающие баннеры я разбирал в другой статье :)
Понравилось, время посчитал проведённым с пользой, спасибо!
Спасибо вам за прочтение и обратную связь!
Полезная статья и книги внутри, спасибо!)
Спасибо вам, за обратную связь по статье и по книгам!
Опечатка в загаловке
Вы про "нобелевских" с прописной (заглавной) буквы? Исправили, спасибо.
Я исходил из того, что "лауреат Нобелевской премии" пишется с прописной буквы. Но оказалось, что "нобелевский лауреат" пишется со строчной (маленькой) буквы.
у вас опечатка: Данную концепцию открыл Даниель Канеман (Daniel Kahneman) и Амос Тверски (Amos Tversky) в 1979 годЕ.
Виноват, исправился. Пишу статьи без редакторов и под вечер воскресного дня глаз "замылился". Но благодаря вашей внимательности, статья стала ещё лучше, спасибо :)
Интересная статья 👏
Насколько вообще актуально изучать тонкости психологии пользователя, если есть data-driven ресерч? Интересно у вас узнать.
Включение книг в статью, на мой взгляд, очень полезно, т.к. даёт возможность сразу обратиться к нужным авторам и изучить интересующий вопрос более глубоко.
Тема UX/UI очень важна при разработке сайтов. Но, как показывает практика, больше она понятна менеджерам, маркетологам и управленцам, т.е. тем, кто находится в непосредственном контакте с заказчиком и обладает аналитическим мышлением. Дизайнеры же люди в большей степени творческие, и понимание того, как будет работать то, что они изобразили, не всегда у них есть.
Ну или, может, мне просто пока не везло с дизайнерами)
Не совсем согласен с вами, мне всё же кажется, что дизайнеры разные бывают и тех с кем я знаком интересуются темой с разных сторон. Но зато согласен с вами в том, что менеджерам и маркетологам это также желательно знать :)
Рекомендация книг однозначно нужна.
Интересно было прочесть. Спасибо!
Очень хорошая статья, спасибо!
Отлично, спасибо! Было полезно и интересно.
Думай медленно, решай быстро — одна из первых и обязательных книг для прочтения маркетологами у нас в компании. После неё начинаешь по-другому смотреть на разные вещи.
А вообще на Youtube был классный ролик, где Александр Друзь рассказывал про приемы из этой книги.
Вы про выступление Друзя на АМОКОНФ? Смотрел, он как раз там приводит примеры из книг Канемана и Талера. Мне понравился пример с билетами и утерянными деньгами. Вставлю ролик сюда, чтобы другим читателям был доступен. Спасибо за наводку :)
P.S. Видел и ваши ролик на РИФ-Воронеж, понравился кейс с бОльшим кол-вом полей, который показал конверсию выше за счет бОльшей пользы.
Методология скорее не про то КАК сделать, а чтобы обосновать ПОЧЕМУ я так сделал, и обосновать можно почти все что угодно. Вещь интересная но только для полировки нормальной концепции.
Я включил 5 реальных примеров крупных сайтов (как положительных, так и отрицательных примеров) специально чтобы показать КАК сделать. Можно было бы и больше, но статья и без того вышла достаточно большой (по меркам статей на VC) и это могло привести к сокращению дочитываний до конца. А кому интересна данная тема, то есть другие наши статьи здесь на VC или на нашем сайте.
Рекомендация литературы полезна. Статья очевидна и проста по существу и приятна интересными мелочами. Спасибо!