Дизайн
red_mad_robot

Дизайн-джем #30: советы по работе с текстом в интерфейсах от железных дизайнеров и аналитиков

В копирайтинговом дайджесте от Futura by red_mad_robot.

Роботу сложно посчитать три вещи: количество звёзд на небе, число песчинок на пляже и сколько раз в день он клацает по клавишам. Каждый день железные пишут текст: в письмах, мессенджерах, документах, статьях и, конечно же, в постах для Telegram-канала Design Jam.

В марте мы устроили Goodwriting Challenge — месяц копирайтинга внутри компании. Роботы из разных практик делились методами работы с текстом, проводили воркшопы и читали лекции с разборами примеров. Мы бережно собрали все знания и запаковали их в новый Джем. Передаём слово Роботам, выступавшим на Goodwriting Challenge.

Оля Сартакова
железный дизайн-директор

Текст — самый однозначный носитель смысла в интерфейсе. Поэтому, даже если в команде есть UX-копирайтер, дизайнеру важно уметь писать точно и лаконично.

Диалог с пользователем в приложении «Радио Arzamas» Arzamas

Во многом правила написания текста для интерфейсов сходятся с общими правилами, про которые было сказано выше, но со своей спецификой:

  1. Выписываем всё, что нужно для достижения целей и задач бизнеса.
  2. Определяем ЦА и её желания.
  3. Учитываем технические возможности и ограничения продукта.
  4. Безжалостно избавляемся от текста, который не несёт пользы.
  5. Переводим весь оставшийся текст на язык пользователя.
  6. Упрощаем восприятие: выносим главную мысль в заголовок, большие формы делим на шаги.
  7. Перечитываем вслух.
  8. Тестируем на пользователях.
  9. Превращаем итоги теста в набор правил, на основе которых пишем редполитику.
  10. Если понимаем, что текст не решает всех задач — превращаем его в картинку, анимацию или видео.
Мотивация от приложения для изучения иностранных языков Ewa Ewa

Если хочешь изучить создание текста для интерфейсов с нуля, то начини с книги «Этой кнопке нужен текст» Кирилла Егерева — в ней прописаны основы основ. Про синтаксис в интерфейсе подробно написано в книге у Ильи Бирмана, а если дружишь с английским, то загляни в гайдлайн Material Design о текстах, он вполне тянет на компактный учебник по основам UX-копирайта.

material.io

Ещё мне нравится Telegram-канал UX-стратега Profi.ru Маргариты Хохловой. А если тебе нужно писать тексты на английском, то заглядывай в группу англоязычных UX-копирайтеров в Facebook.

Катя Соседова
ex-старший дизайнер Роботов

Дизайнеры интерфейсов уже наслышаны об информационном стиле текстов и принципе «чем чище, тем лучше» — и это правильно. Так мы помогаем пользователю понять, что происходит на экране. И это значит, что пора осваивать более тонкое искусство — Tone of Voice.

Если Shazam не находит Wi-Fi, то он находит нужные слова, чтобы сгладить ситуацию Shazam

Tone of Voice помогает интерфейсу не просто сообщать важную информацию пользователю, но и делать это по-человечески — с любовью и вниманием. Предлагаю для начала посмотреть конференцию Google I/O, посвящённую этой теме — там ты найдёшь основные мысли, которые пригодятся в эмоциональной работе с текстом.

Из коллекции дизайнера интерфейсов Михаила Озорина Михаил Озорин

А на сайте Skillsetter есть много практических примеров и фреймворков. Если понадобится ещё пример — у MailChimp в стайлгайде есть целый раздел, посвящённый Tone of Voice. Есть и в переводе.

mailchimp.com

Чтобы понять, насколько мощный эмоциональный посыл может транслировать бренд вообще, предлагаю взглянуть на рекламный ролик Volvo.

Это отличный пример совместной работы текста, видеоряда и, конечно же, эмоций. Но это уже другая история о позиционировании бренда, хотя и не менее захватывающая.

Алёна Сазонова
старший бизнес-аналитик Роботов

Говоря об эмоциях, в дело вступает сторителлинг — рассказывание истории. Может показаться, что формат интерфейса слишком мал для выстраивания драматургии, но как бы не так.

Совёнок из Duolingo качается и растёт вместе с нами Duolingo

Для вдохновения перед работой над историей в интерфейсе прочти эссе «How to write usefully», которое запало мне в душу своей простотой и точностью. В нём программист, предприниматель и эссеист Пол Грэм делится простыми правилами повествования. И зацени видео, в котором создатели «Южного Парка» Трей Паркер и Мэтт Стоун рассказывают о построении связки в истории.

Ещё один интересный источник знаний — книга «Сторителлинг». Её автор — профессиональный сторителлер Аннет Симмонс. Она на практических примерах показывает силу историй. А для тех, кому интересна тема нарративного дизайна и сценаристики, делюсь подборкой из 40 книг, которую бережно собрали мои друзья драматурги.

Даша Князева
железный дизайнер интерфейсов

Представим, что мы уже собрали черновик. Первым делом нам стоит навести в нём порядок. Как правило, в вихре мыслей от нас часто ускользают слова-паразиты, клише, канцеляризмы и другие проказники. Они усложняют наш текст и мешают читателю добраться до сути.

Как избавиться от лишних слов рассказано в книге Максима Ильяхова и Люды Сарычевой «Пиши, сокращай». А добиться наилучшего результата поможет сервис «Главред».

glvrd.ru

«Главред» облегчает поиск стоп-слов:

  • вводных конструкций;
  • усилителей;
  • оценочных суждений;
  • паразитов времени;
  • местоимений;
  • штампов;
  • отглагольных существительных.

Если удалить всё перечисленное, то текст станет чистым и опрятным. Главное его не «пересушить»: в каких-то случаях усилители и оценочные суждения могут быть неотъемлемой частью повествования.

После «уборки» не забудь проверить текст на орфографические ошибки и лишние пробелы между словами, а также проставить правильные знаки препинания. В первом случае тебе поможет сервис «Орфограммка», а во втором и третьем — «Типограф» студии Артемия Лебедева. А если тебе нужно сократить слова в тексте, то как правильно это делать можно посмотреть на сайте sokr.ru.

Саша Кашин
железный продуктовый дизайнер

Независимо от того, пишешь ты лонгриды или выкристаллизовываешь слова для интерфейсов, рано или поздно твоей команде понадобится опора под ногами при работе с текстом — редполитика. Это документ, в котором собраны принципы и правила работы с текстом, он помогает решать спорные вопросы и придерживаться принятых в компании/редакции стандартов качества.

Оптимизация работы с текстом — главная роль редакционнои политики.

Как правило, редполитика рождается из вопросов, которые накапливаются в процессе работы над материалами: пишем «е» или «ё», «Фейсбук» или Facebook, 5000 или 5 тысяч? В интерфейсах редполитика помогает cохранить консистентность в тексте для zero-скринов и пушей. Например, при написании сокращений, символов и валют.

Пример проработанной редполитики можно подсмотреть у «Тинькофф-журнала». Она хоть уже и не действующая, но очень ценная для общего понимания. А если хочешь больше, то заглядывай на сайт «Редполитики», там собрано более 30 ресурсов для работы над текстом.

rdpk.ru

Часть про текст в интерфейсах закончена, но это ещё не всё. Если, вдруг, ты захочешь написать свой лонгрид, то тебе не обойтись без знания основ. Как погрузиться в мир написания больших текстов и избавиться от страха белого листа, расскажет железный шеф-редактор Вика Слепчевич.

Вика Слепчевич
железный шеф-редактор

Самая частая проблема в начале работы над текстом — страх белого листа. Но, как правило, мы боимся того, чего не понимаем. Попробуем разобраться, из чего состоит текст и как к нему подступиться.

Для начала определи тему и формат

  • Проанализируй свой опыт и чётко сформулируй повестку: что произошло? Быть может ты закончил важный проект и решил в нём какую-то проблему? Наступил на пару десятков граблей и теперь хочешь поделиться опытом? Автоматизировал каким-то способом рутину? Вариантов может быть множество.
  • Когда тема ясна, можно подумать над форматом. Один и тот же опыт можно запаковать по-разному: написать кейс, инструкцию, подборку полезных советов, подборку вредных советов, руководство к действию, собрать серию карточек, постов и так далее.

Найди свою аудиторию

Ответь на вопрос: для кого твой текст? Для коллег, клиента, друзей? Если коллег, то для кого именно: для начинающего специалиста или профи? А если для клиента, то кто должен будет прочитать твой материал: дизайнер, разработчик, менеджер продукта, руководитель практики?

Ответы на эти вопросы помогут чётко понять, какую информацию надо говорить в тексте, а какую нет. Нужно ли объяснять, например, термины? И если да, то насколько вдаваться в подробности?

Изучи площадку на которой публикуешься

Знать правила и Tone of Voice площадки важно. Перед тем, как писать статью, изучи ресурс и узнай, востребована ли на нём тема твоей будущей публикации. Посмотри, как на нём выглядят популярные материалы и обрати внимание:

  • как в них сформулированы заголовки;
  • как выстроена структура повествования;
  • что раскрывается подробно, а что остаётся на откуп внешним ресурсам;
  • как выглядят иллюстрации;
  • что люди обсуждают в комментах.

Всё это важно учитывать при написании текста.

Сформулируй полезное действие

Полезное действие — это то, что читатель сможет применить на практике. Это может быть как прямая инструкция к действию, так и одна единственная ключевая мысль, которая поможет разобраться в определённой теме. Полезное действие формулируется тезисно, аккуратно кладётся в голову читателя и протаскивается красной нитью через весь текст.

Полезное действие призвано помочь дочитать текст до конца.

Неверно сформулированное полезное действие — рассказывает, информирует, сообщает читателю что-то. Верно сформулированное — учит, объясняет, показывает на примерах и помогает избежать ошибок. Подробно о том, как заинтересовать читателя, написано в блоге у Максима Ильяхова.

Зафиксируй всё перед глазами

Чтобы сохранить все ценные мысли по тексту, пропиши всё описанное выше в виде плана черновика. Возвращайся к нему время от времени, так ты будешь понимать, отклоняешься ли ты от заданного курса и нужно ли внести в него корректировки. Напомню, что нужно прописать: тему, ЦА, формат, площадку и полезное действие.

Также можно собрать референсы, найти и опросить свою ЦА. А ещё можно понаблюдать за собой: как обычно читаешь статьи и на что обращаешь внимание? Что бесит, а что нравится? Зачастую, чтобы понять окружающих, для начала стоит разобраться в самом себе :)

Собери черновик

Повествование важно строить от простого к сложному. Так тебе будет проще влиться в процесс написания черновика, а читатель тебе скажет спасибо, за логично выстроенную структуру.

Когда только сядешь писать черновик, не ограничивай себя количеством знаков и не бойся писать бред. На данном этапе драфт видишь только ты, поэтому дай свободу своим мыслям, а «причёсывать» текст будешь в следующий раз.

Пиши пока пишется.

Когда соберёшь черновик, не забудь прописать подзаголовки внутри статьи — это связующее звено между её частями, которое связано одной общей мыслью. Пробежавшись по подзаголовкам, читатель должен сформулировать верное представление, о чём наш текст.

Придумай заголовок и подзаголовок для публикации

В заголовке должен быть чёткий и ёмкий ответ в виде тезиса — о чём наша статья. Например, если у нас материал про состояние рынка, в котором собраны мнения экспертов, то мы можем использовать цитату одного из наших спикеров. Главное, чтобы она была запоминающейся и отражала суть статьи.

Предостерегающий заголовок Вика Бегенчева

Следом за заголовком идёт подзаголовок. В нём важно раскрыть тезис, который мы использовали в заголовке.

Заголовок с затравкой Роботы

И не забудь про обложку! Она должна дополнять заголовок и подзаголовок.

Заголовок рассказывает, какую проблему поможет решить Даня Субботин

Пять советов по работе с текстом напоследок:

  • Подтверждай свои слова ссылкой на первоисточник.
  • Фраза «по моему опыту» укажет, что это именно твой опыт и твоё мнение, которое необязательно будет объективным для всех.
  • Если какой-то кусок текста даётся туго, то попробуй объяснить его суть простыми словами. А если суть ясна, но не нравится, как написано, то прочитай текст вслух.
  • Представь, что читатель сидит напротив тебя и уже читает твой текст. Стань своим самым жёстким критиком и определи все слабые моменты в тексте. Исправь их и перечитай текст ещё раз.
  • Дай почитать свой текст другим людям, собери фидбэк и внеси нужные правки. Ещё раз всё перечитай.

Если ты здесь, значит дочитал до конца — лови железную пятюню 👋 Рассказывай в комментариях, как работаешь с текстом, задавай вопросы и заглядывай к нам в Design Jam, а мы убежали собирать дайджест №31. Да пребудет с тобой сила роботов! 🤖

{ "author_name": "red_mad_robot", "author_type": "editor", "tags": ["writing","ux","ui","redmadrobot","futura","designjam"], "comments": 7, "likes": 47, "favorites": 246, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 232989, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 16 Apr 2021 17:16:09 +0300", "is_special": false }
0
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Коллеги, статья хорошая, но я не пойму зачем подписывать дизайнеров словом «железный»? Или есть деревянные или пластиковые? )))

Ответить

Благоприятный колос

Дмитрий
4

Потому что, если сотруднику сказать что он "железный", он будет трудится эффективнее

Ответить
1

Спасибо) Это локальный фольклор Роботов, поэтому «железные»)

Ответить

Комментарий удален

4

Да, конечно  бывают !))....а ещё-- соломенные, песочные  или глиняные!.... что звучит очень не надёжно!)😉🙃

Ответить

Благоприятный колос

4

Tone of voice - опасненькая штука. Надо прям ну ооочень хорошо знать своего пользователя, чтоб говорить с ним (а его может быть 100 тыщ) "на его языке". 
Если в моем лексиконе нет фразы "Ну что ж", то я жмякну на эту кнопку с мыслью "А они точно СО МНОЙ разговаривают?"

Ответить
1

ребят, откройте док, пожалуйста)
вот этот: А для тех, кому интересна тема нарративного дизайна и сценаристики, делюсь подборкой из 40 книг, которую бережно собрали мои друзья драматурги.

https://docs.google.com/document/d/1AtfWLA-PydmBTGrxsVsXxJaSWu95GEvuRtA8H_O1fes/edit?usp=sharing

Ответить

Верующий историк

Варя
1

Поменяли настройки доступа, попробуйте ещё раз)

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарии

null