реклама
разместить

Ликбез. Кто такой арт-директор и чем он занимается?

Существует мнение, что стать арт-директором — заветная мечта любого дизайнера, особенно начинающего. И если ты достиг этой цели — то достиг вершины карьерного олимпа. Но в реальности арт-директор — не только про дизайн и опыт работы с большими брендами, но и про управление.

Так кто же такой арт-директор? Самый главный дизайнер? Самый главный менеджер? Идейный вдохновитель? Цензор? В нашем сегодняшнем ликбезе пытаемся ответить на многие вопросы об этой профессии.

Кто он?

Для начала обратимся к всезнающей «Википедии». Там можно найти такое определение арт-директора: «начальник художественного, либо иного творческого отдела или медиапроекта: «воплотитель проекта». Явно что-то творческое-расплывчатое.

Давайте начнем поиски определения с перевода art direction: art — искусство, direction — направление. Мы предлагаем такой вариант — арт-директор:

  • с одной стороны, осуществляет творческое руководство дизайнерскими и брендинговыми проектами — преимущественно в их визуальной части;
  • с другой стороны, управляет людьми и рабочими процессами.

Творческим людям тоже (а иногда им в особенности) нужны дисциплина, четкое планирование и единая система в работе. За всем этим и следит арт-директор.

А чем он вообще занимается?

Арт-директор принимает участие во всех этапах работы и контролирует процесс, обладает общим видением результата, руководит творческой командой и участвует в коммуникации с клиентом. Его задача — помочь сформулировать сообщение для целевой аудитории и визуально упаковать его так, чтобы оно было правильно воспринято.

Главная задача арт-директора — не дать потерять или исказить визуальную интерпретацию идеи. В этом смысле арт-директор = большой брат.

Конечно, и без арт-директора команда сможет выдать результат, но тогда в работе не будет критического взгляда со стороны, не будет конструктивной художественной критики, не будет взгляда с точки зрения клиентских задач.

Что должен знать и уметь арт-директор?

В этой профессии важно быть личностью многогранной. Понятно, что в разных компаниях круг обязанностей арт-директора отличается, но базовые навыки сохраняются.

  • Обычно арт-директор неплохо разбирается в маркетинге и менеджменте. В процессе работы над проектом арт-директору нужно одновременно думать и о красоте дизайна, и о его соответствии задачам бренда.
  • Еще один важный навык — психология и дипломатия. Психология — проявлять эмпатию и вовремя распознавать огнеопасную ситуацию в команде, в нужное время выходить на разговор с человеком и получать отклик. Дипломатия — общаться с клиентом. В этом смысле арт-директор — переводчик между клиентом и дизайнером. Первым он доносит преимущества того или иного решения с точки зрения эффективности решения задач. Вторым помогает правильно интерпретировать зачастую неоднозначные комментарии клиента, чтобы потом они превратились в конкретные доработки.
  • Очевидный скилл — насмотренность. Арт-директору как никому другому важно анализировать кейсы разного уровня, следить за конкурсными и фестивальными проектами, быть в курсе всех трендов и актуальных тем, причем не только в дизайне, но и в медиапространстве, искусстве, социокультурном контексте. Все это важно и нужно для того, чтобы вовремя увидеть хорошие идеи и следить за их реализацией, понимать, какие решения выстрелят и как можно добиться того или иного результата.
  • Никуда и без технической подкованности. Невозможно контролировать процесс работы, не зная его тонкостей изнутри. Если бы арт-директор не имел собственного опыта работы с нужными программами, ему было бы тяжело оценить, сколько времени потребуется на разные этапы работы, какие задумки реализовать возможно, а какие — нереально. Кроме того, иногда арт-директору приходится вмешиваться в прикладную работу: ведь проще и быстрее исправить что-то самостоятельно, чем вдаваться в долгие объяснения. Но этим нельзя увлекаться: основная функция арт-директора — все-таки не дизайнерская.
  • Наконец, управление командой — отдельный важный навык. Арт-директор должен не только хорошо разбираться в дизайне, но и уметь управлять командой, планировать ресурсы, выстраивать рабочие процессы от разработки концепции до презентации клиенту и реализации. Хороший арт-директор знает, как понятно сформулировать задачу, как распределить работу между сотрудниками, как не сорвать сроки с учетом всех потенциальных форс-мажоров. Просто сильный дизайнер не может быть арт-директором, потому что для реализации проекта нужно координировать работу целой команды.

Должность арт-директора — мечта каждого дизайнера?

Не все специалисты креативной индустрии мечтают стать арт-директорами. Эта работа требует многообразной коммуникации и большой ответственности. Такое не каждому по душе и по силам.

Бывают дизайнеры, которые увлечены своим делом, но не хотят много общаться и руководить. А некоторые быстро выгорают от творчества и предпочитают заниматься рутинными делами — становясь, например, техническими дизайнерами. Все они могут развиваться как узкие специалисты в своей сфере. Арт-дирекшн — не универсальная мечта, а только один из векторов роста для дизайнера.

Послесловие

Современный креативный бизнес завязан на визуальном сообщении. Нет бренда и айдентики — считай, нет компании. Поэтому сегодня востребованы брендинговые агентства, дизайн-студии, диджитал- и рекламные агентства. И каждой креативной команде нужен арт-директор — посредник между заказчиком, аудиторией и творческой командой.

Но не стоит думать, что работа арт-директора — типа свободного творчества, где каждый день разглядываешь красивые картинки и комментируешь их с позиции «нравится / не нравится». Арт-директорский труд — это ответственность и за команду, и за результат.

66
реклама
разместить
4 комментария

арт-директор не должен дизайнить за другого дизайнера, иначе он убивает его и его желание дизайнить(

1

Полностью согласны!

1

В принципе, я так себе все и представлял, но все равно, спасибо за статью. Познавательно! :)

Круто! Рады, что были полезны)

День 1096: в Великобритании анонсировали «крупнейший пакет санкций» против России

Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.

Ian Taylor / Unsplash
3131
66
44
33
22
11
Михалков как теперь будет объяснять, что в войне России с США победила коалиция России с США?
реклама
разместить
Как девушка не пришла со мной на свидание, а я создал приложение для DeepSeek на 30 000 пользователей

Это история о том, как я добивался девушку, получил отказ, зато создал приложение на 30К пользователей. Которое растет, а я – думаю над тем, как его монетизировать.

Как девушка не пришла со мной на свидание, а я создал приложение для DeepSeek на 30 000 пользователей
3535
2727
77
66
11
Яна - дура. Автор - красавчик 🔥
Я украл рекламный пост, потерял половину бюджета, получил подписчика в 3 раза дороже рынка. И это не сюжет ужастика

«Ты украл мой креатив», — это сообщение в личных сообщениях стало для меня настоящим ударом. Я потратил половину бюджета, получил подписчиков в три раза дороже рынка, а теперь ещё и оказался в неловкой ситуации. Как я дошёл до жизни такой? Давайте расскажу по порядку...

Я украл рекламный пост, потерял половину бюджета, получил подписчика в 3 раза дороже рынка. И это не сюжет ужастика
33
11
Рынок акций в критическом положении! Продолжится ли рост бумаг?

Эта неделя была очень богата на события и новости, как и предыдущая, однако рынок провел ее в боковике, так и не определившись с дальнейшим направлением движения. Похоже, для продолжения роста теперь нужны более веские основания, чем просто слова, которых оказалось достаточно неделю назад, чтобы разогнать индекс с 3000 до 3300 пунктов за пару дней.…

График (H1) индекса ММВБ
33
11
Приобретение актива по цене ниже рынка. Что следует знать покупателю?

На примере конкретного дела из нашей практики рассказываем, какие риски таит в себе сделка на нерыночных условиях, а также даем практические рекомендации, как защитить свои интересы в суде.

Приобретение актива по цене ниже рынка. Что следует знать покупателю?
2323
44
11
11
От любимого тоже выгорают
От любимого тоже выгорают

Зачастую мы стараемся успеть все на свете, живя на износ. Но мозг и психика не могут трудиться бесконечно долго.

88
22
11
Личины мужественности: психология мужчин
Личины мужественности: психология мужчин
77
33
[]