{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Тренд на дизайн интерфейсов обошел Wildberries стороной. Сравниваю ЛК продавцов на WB, Ozon и «Яндекс.Маркет»

Привет! Меня зовут Ярослав. Я будущий редактор интерфейсов. Этим летом мои родители решили продавать свой товар на маркетплейсах. Регистрировал компанию я на всех трех маркетплейсах, которые популярны в России.

Мне не понравились некоторые этапы регистрации и личные кабинеты, поэтому я решил разобрать интерфейсы маркетплейсов, подсветить слабые места и предложить свои решения.

Уже на стартовой верстка Wildberries развалилась. С точки зрения UX неважно, но конкуренты смотрятся аккуратнее

Создание профиля. Чем легче, тем лучше

Любой интерфейс снижает конверсию, а терять пользователя при первом же контакте — отстой. Поэтому формы для регистрации эволюционировали.

Пройти регу хочется на WB, визуально проще. На деле, кстати, тоже. Но это замануха — дальше увидите, почему

Wildberries сделал самую быструю и простую форму для создания профиля. Нужен телефон и код из СМС.

Остальные пошли по пути «электронная почта + пароль». Ozon принимает любую почту, кроме ***@***.CO и ***@***.SU. А вот Яндекс.Маркет — только почту на домене Яндекса. Для входа используется профиль от почты, поэтому форма не предлагает установить пароль.

Предлагаю в формах у Ozon и Яндекс.Маркета оставить только запрос электронной почты. Имя и фамилию в любом случае придется заполнять позднее. Вместо пароля лучше отправить на электронку код или ссылку для входа.

Вот так — другое дело. Почту оставил — и ничего не придумываешь

Для пользователя вход по телефону + СМС удобнее, но вариант с электронной почтой лучше для маркетплейса. На почту можно отправлять инструкции, которые помогут пользователям зарегистрироваться и подключить магазин. В СМС такая информация не влезет, поэтому поле с почтой оставляем.

Регистрация и заполнение полей

Сразу после создания профиля все три сервиса предлагают указать форму организации и другие данные о продавце.

Форма Ozon аккуратная, Яндекс.Маркета — подробная и информативная. WB — гадкий утенок, но зато все делает за пользователя

Wildberries просит заполнить только два поля: название поставщика и ИНН, по которому подтягивает остальные данные. Это здорово, ведь если работу может сделать компьютер, то ее не должен делать человек.

Ozon и Яндекс.Маркет автозаполнение на этом этапе не сделали, зато добавили лишние поля, которые ни на что не влияют.

Например, если выбрать категорию «автозапчасти», то все равно можно торговать телефонами. А если указать «ассортимент» меньше 500 позиций, то все равно можно загрузить больше 500 артикулов. Все эти данные маркетплейсы получают автоматически из карточек товаров, поэтому для интерфейса такие поля не нужны.

Выбор между DBS, FBS и FBY на Яндекс.Маркете нормально обоснован, а вот запрос кучи данных сейчас — нет. Предлагаю убрать лишнее и добавить автозаполнение:

А можно было бы так. Пользователь еще не добрался до ЛК. Нужно как можно сильнее упростить этот путь. Запрашиваем минимум данных, а что можем — собираем автоматом

Как начать продавать, Wildberries, подскажешь?

У меня есть ИП, поэтому автозаполнение по ИНН сработало. Дальше я нажал «Зарегистрироваться». Справа сверху появился поп-ап, мол, все отлично. Но больше ничего не происходит. Жму F5.

Автообновления страницы после завершения регистрации не было. Пришлось гадать, что делать

Личный кабинет обновился. Слева появилось много разделов, но никаких акцентов нет. Куда идти дальше — неясно. Ищу инструкцию.

Окей, WildBerries, пойду записывать видео и заниматься инфоцыганством

Раздел «Инструкции» есть. Но первая же инструкция рассказывает, «как сделать свое первое видео». Как начать продавать товары, непонятно. Это ужасно.

Чтобы исправить ситуацию, нужно полностью пересмотреть процесс регистрации, прописать сценарий использования и все шаги подключения. Для каждого шага добавить подсказки и инструкции. Слава Богу, выдумывать ничего не нужно — достаточно подсмотреть у Ozon и Яндекс.Маркета.

Как начать продавать — показывают Ozon и Яндекс.Маркет

Ozon перестарался с желанием помочь. После входа в ЛК появляется поп-ап, слева — пошаговая инструкция, справа — обучение, справа сверху — восклицательный знак, который зовет нас проверить, что там. Акцентов очень много. Это нарушает закон Хика: чем больше у пользователя выбора, тем сложнее ему выбрать.

Сейчас акценты похожи на консультантов в магазине: «Вам помочь?! Чем? Если что, я рядом!». Ребят, я просто посмотреть

Лучшим решением будет оставить только пошаговую инструкцию. Внутрь шагов вставить подсказки и ссылки на базу знаний. Так сделал Яндекс.Маркет.

А вот Яндекс.Маркет похож на тренера, который печется о твоем результате. Делай это, затем то, потом это. Отлично, ты готов к продажам

Заполнение данных для заключения договора

У всех маркетплейсов сейчас рваная форма для сбора данных. Часть данных вносится на этапе регистрации. Часть — на этапе заключения договора. Часть на одном экране, часть на другом. Это плохо. Собирать данные пользователя нужно в одной форме, а регистрацию — упрощать.

Чтобы сделать регистрацию проще, нужно добавить интерфейсные подсказки. Они помогают пользователям проходить через форму самостоятельно и делать меньше ошибок. Это снижает нагрузку на техническую поддержку: саппорт тратит меньше времени на ошибки в заполнении форм и быстрее отвечает на важные вопросы. Пользователи довольны, что их вопросы оперативно решаются. Все переплетено.

Подсказка на Wildberries крутая, но спрятана за очень маленький вопросик. Фиттс недоволен
Ozon почему-то подсказок вообще не дает

По гайдам на ютубе я увидел, что на WB нужно зайти в настройки и заполнить юр. адрес своего бизнеса и банковские реквизиты для получения платежей. То есть часть данных в одной форме, часть — в другой, но все это — подключение магазина. Пользователь не должен искать по всему сайту, где и что делать.

У Ozon точно та же беда, что у WB. До того, как он показал инструкцию, мы уже заполняли какие-то поля. А теперь вот опять. Это такой же отстой, как покупать еду в трех магазинах: тут яйца с молоком, там каши, здесь вода… Правда, покупая в разных магазинах, вы можете сэкономить деньги или получить товары выше качеством, а если будете заполнять поля на разных страницах сайта — просто потратите время.

Чтобы это исправить, нужно все формы заполнения данных перенести на один экран. Заполнение данных сделать первым шагом в пошаговой инструкции. Да, выйдет длинная форма, но это все равно лучше, чем прыгать по разделам сайта. Все дело в законе Фиттса. Чтобы перемещаться по сайту, нужно делать клики. У кликов есть цена. А вот у скролла цены нет, скролл — бесплатный.

Яндекс.Маркет показывает, что длинная форма работает.

Еще один бонус формы на одном экране — работает поиск через ctrl+f. А если инфа на разных страницах, то найти по ключевому слову нужное поле не выйдет

В этой гигантской форме Яндекс.Маркет заполнит часть данных сам. Если указать ОГРН, то ИНН и КПП заполнятся автоматически. Для примера нашел ОГРН реального магазина в гугле (и замазал данные).

Форме не хватает подсказки: «Укажите ОГРН, и часть данных мы заполним автоматически»

Проверка ошибок в заполнении данных

Если пользователь ошибется в реквизитах, то потом не сможет получать деньги. Это обращения в саппорт по телефону и в чате. А если вопрос с поддержкой не решится, то это гарантированный негатив в соцсетях.

Давайте посмотрим, как проверяют Ozon и Яндекс.Маркет заполнение полей. WB не рассматриваем. Будем считать, что я не добрался до второго этапа из-за их непонятного интерфейса.

Ozon не проверяет корректность заполненных полей. По крайней мере, в режиме реального времени. Я указал БИК, которого не существует. А в расчетном счете вместо 20 символов написал всего — 8. Ozon это устраивает.

Проверки корректности заполнения полей нет. Саппорт благодарен дизайнерам за дополнительные обращения

Яндекс.Маркет добавил онлайн-проверку заполненных полей там, где возможно. Я указал неверные данные, которые устроили Ozon, но Маркет распознал ошибки и сообщил об этом: БИК не существует, а номер счета указан не полностью.

Тренер, спасибо, что проверяешь мою форму

Делать UX/UI нужно как Яндекс.Маркет или хотя бы Ozon. А как WB — не нужно.

Wildberries напоминает мне Чичикова с его мертвыми душами. Легкая форма регистрации, простое заполнение полей вначале, а потом — тупик. То есть на бумаге продавец есть, а на деле он ничего не продает. Сомнительное решение для компании, которая зарабатывает на проценте с продаж.

Яндекс.Маркет и Ozon скорее похожи на Сэма Гэмджи из Властелина Колец. Они во что бы то ни стало стараются довести продавца до цели — первой продажи. Маркет справляется получше. Он использует автозаполнение и проверку корректности полей в реальном времени.

На Ozon этих фич нет, а значит, вероятность, что пользователь ошибется, выше. А чем больше ошибок, тем сильнее раздражение и больше работы для технической поддержки.

Моя статья — взгляд со стороны UX-редактора. И для UX действительно важна обратная связь. Поэтому если вы продаете на этих площадках, расскажите, как вам юзабилити. Где удобнее? Что круто? Что некруто? Вдруг меня возьмут интерфейсы для вас чинить =)

0
63 комментария
Написать комментарий...
Silverjohn

Как селлер на Озоне, но при этом я регился на WB и ЯМ - скажу что ты довольно четко раскатал ситуацию.
Одна из причин, по которой не стал работать с WB - уёбищный интерфейс и нулевая помощь новичкам.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Хитро

очень неожиданный приятный комментарий) от человека, работающего с системой, человеку который не просто сравнил, а сделал это ещё грамотно. обоим плюсик.

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Morozov
Автор

Спасибо за фидбек!

Ответить
Развернуть ветку
Хороший Человек

В определенных категориях на wb хорошие продажи, из-за интерфейса вы отказались от выгоды?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Цимерманн

Разносят формы по разным экранам, а не на одной простыне для 1. сохранности информации, если банется во время заполнения, то на предыдущих экранах данные останутся а на простыне нет и 2. Заполнив пару форм и кликнув далее пользователь приближается к цели и в голове у него щелкает какой он молодец и часть работы уже сделал. У простыни такого нет. Там безнадёга от количества инфы, которую надо заполнить.

Ну и общее замечание к статье. Путь пользователя в saas сервисе и b2b сервисе это разные требования и разные пути.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Трофимов

Тут не пошаговая форма с постраничным заполнением, а просто разные страницы в разных частях сайта на разных этапах.
И нет. Можно запоминать любые данные на любом этапе заполнения простыни. Все прекрасно ложится в куки или локал сторадж. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Рудин

как то в мобильном приложении была большая длинная форма, сделали в виде мастера по 2-3 input'а и других форм, блин, вот по моему стало хуже, т.е. кроме заполнения формы, тебе надо еще тапать кнопку вперед минимум + фокус все равно теряется (

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Game Topia

Вопрос к будущему редактору интерфейсов - как скоро вы планируете зарелизится?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Крамарь

ну ты и духотень. Давно ли сам был начинающим, прохвессор?

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Morozov
Автор

Сейчас я окончил 3 курс колледжа рекламы, еще год учиться + прохожу курс на скилбоксе UX/UI дизайнер (осталось примерно половину уроков посмотреть). После курса от скилбокс буду искать клиентов по этому направлению. Пока делаю простенькие сайты на тильде

Ответить
Развернуть ветку
20 комментариев
Огурец Молодец

Всегда знал, что у WB полный писдетс в бэк-оффисе!
Автор, очень хороший ресерч. Копайте дальше профессию, но только не скатывайтесь в инфоцыганщину (как некоторые наши коллеги, продающие курсы)

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Morozov
Автор

Спасибо за фидбек!

Ответить
Развернуть ветку
Никиш Гусев

У меня только один вопрос - кто такой редактор интерфейсов?

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Morozov
Автор

Синоним UX-редактора

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Gre Li

Была же статья про разработку в WB: https://vc.ru/trade/182301-it-specialisty-wildberries-zhaluyutsya-na-massovye-uvolneniya-a-marketpleys-ih-otricaet

Там всё плохо: тесный грязный офис, даже туалетов не хватает. Куча отзывов, что там даже чуть ли не ноутбуки для работы заставляют за свой счёт покупать. Естественно, в таких условиях никто не будет думать о UX, всё будет сделано «на отьебись».

Ответить
Развернуть ветку
Daria Izotova

А ещё у WB есть абсолютно не юзабельный бонус в виде кодом приходящих не в смс, а в клиентском приложении ( хотя сейчас вроде все таки сделали что как/то можно и в смс). А еще если когда-то твой телефон был привязан к другому аккаунту (когда это было можно), то на сегодняшний день пуши на него тебе приходить не будут. И доступ к аккаунту ты по нему не восстановишь.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Кожевников

Не раскрыта тема мобильных интерфейсов. Не то чтобы там что то поменялось, но в целом интересен тоже взгляд

Ответить
Развернуть ветку
Роман Морозов

Как ни странно по мне ситуация совершенно обратная, если сравнивать WB и OZON. У озона приложение намного скуднее и самая грустная вещь - нет пуш уведомлений, когда клиенты задают вопросы. То есть надо тупо заходить и смотреть несколько раз в день. Конечно у WB работает приложение далеко не гладко, но функционал там большой, и лично мне удобнее некоторые операции делать в нем нежели в через сайт на десктопе. Да и остатки можно посмотреть в нем оперативно, не создавая отчёт как в десктопе.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Yaroslav Morozov
Автор

Продавцы в основном сидят с десктопа, поэтому разбор был именно под десктоп. Но попробую тоже изучить, и потом выпущу 2 часть :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Екатерина Карпова

Молодой человек, не дочитала статью. Но часто лучше, чтоб не было инструкции, чем инструкция без учёта последних правок. А не всегда  человеко-часы на документацию выделяются в достаточном объеме и не всегда автор апдейта знает, как обновить инструкцию.  На маркетплейсах большие команды работают. 

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Morozov
Автор

Не очень понял о чем вы...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Роберт Мальсагов

Это всё конечно весело, но попробуй установить и настроить магазин в каком-нибудь 1с малый бизнес

Ответить
Развернуть ветку
Alis Mai

Не пользуюсь почтой яндекса.Не нравится, что регистрация в Маркете только с нее.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Миша Кожевников

я бы не назвал интерфейс wb полным отстоем. но замечаний дохрена и о юзерах думают с натугой. Но думают.

Ответить
Развернуть ветку
60 комментариев
Раскрывать всегда