{"id":7297,"title":"\u0417\u0430\u043a\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 \u0432\u0435\u0447\u0435\u0440\u0438\u043d\u043a\u0443 vc.ru. \u0420\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c \u0438 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c, \u043a\u0430\u043a \u044d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e","url":"\/redirect?component=advertising&id=7297&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/300923-proveli-vecherinku-vc-ru-i-sdelali-ofis-uyutney-s-pomoshchyu-novogo-servisa-ot-ozon&placeBit=1&hash=1786c9dcf11a3b054c8e53004e27074664313ed4055e24064ede059ebc186db8","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Yefim Kolodkin

Почему «Alligator»? Как происходил процесс нейминга, создания логотипа и айдентики для крупного B2B маркетплейса

О концептуальных поисках, способе нейминга «out of the box» и формировании основополагающих дизайн-решений в начальной стадии работы над проектом — кеис Uprising, студии дизаина и разработки

Мы не так часто задумываемся, какой путь проходят товары, прежде чем оказаться в нашей продуктовой корзине. А с одним из проектов нам пришлось не просто узнать об одном из важнейших этапов этого процесса, но и глубоко погрузиться в него. К нам пришёл клиент с масштабной задачей — создание современного и технологичного B2B маркетплейса FMCG продукции. От поставщика — точке продаж.

Не было совершенно ничего, проект мы начинали с нуля. На данный момент мы работаем с ним уже более полугода и решили рассказать о процессе, потому что он не просто интересный и сложный, а по-настоящему многогранный и содержит множество подводных камней, о которых сначала можно даже не догадываться.

Давайте начнём знакомство с первых шагов создания огромной концепции — нейминга и логотипа.

Нейминг

«Как корабль назовёшь, так он и поплывёт» — говорил капитан Врунгель, и мы абсолютно с этим согласны. В рамках создания совершенно нового масштабного проекта было критично важным подобрать такое название, которое бы не только отражало суть функционального назначения платформы, но и позволило бы выстраивать вокруг философию и коммуникацию бренда, маркетинговые материалы и стратегию, а также дизайнерские решения.

Проект крайне амбициозный, в планах — завоевывать рынки и в конечном счёте стать многомиллиардной компанией. Поэтому основная цель нейминга здесь — заложить основу для широкого набора способов запомниться пользователю и выделиться среди других игроков этого рынка.

Дано

Так как проекта не существовало ранее, «старого» названия тоже не было. Заказчик заполнил наш бриф на нейминг, чтобы мы могли в наибольшей степени понять его ожидания, но в остальном всецело доверился нашей экспертизе.

Особенность, на которой клиент сделал акцент — потенциальная аудитория сайта может быть шире, чем Россия и СНГ.

Процесс работы

В нашем понимании «нейминг» — это комплексная задача, учитывающая в себе множество аспектов. Не только генерация самого по себе звучного названия, но и его суть, смысл, доступность с юридической точки зрения, а также домен. Но обо всём по порядку.

Генерация идей

Работа над названием началась со сбора массива информации на тему наименований ведущих сервисов, приложений и компаний. Мы обратили внимание на всё, что нас окружало: от проектов, с которыми мы работали, до всех инструментов, конструкторов и социальных сетей.

Для себя мы разделили нейминг, который наиболее подходил под наше видение и представление о качественном названии, на три большие категории: буквальный, комбинация и неологизм. Покажем примерами.

Здесь начался активный творческий процесс. Для нас было важно выбрать не просто подходящее слово, а концептуальное и оригинальное название будущего глобального бренда, поэтому мы подключили к этой задаче пятерых сотрудников с бэкграундом в разных сферах маркетинга, чтобы получить наибольшее количество интересных вариантов.

Качественный метод для генерации названия «out of the box» — создание ассоциативного mindmap. Для этого можно использовать разные инструменты, но суть одна: от основной идеи проекта строится как можно больше ассоциаций с главной мыслью. К каждой из них также генерируются ассоциации и так до того момента, пока ваша фантазия не иссякнет или мысли не начнут уходить слишком далеко от темы.

Начало работы с неймингом — рукописи одного из участников процесса

Первичный отбор

По прошествии некоторого времени мы собрали все предложенные варианты (более 120-ти после начального отсева наиболее банальных и неинтересных) в один файл и приступили к тщательному изучению. Отбирали по нескольким критериям:

  • субъективный взгляд: нам было важно, насколько хорошо выговаривается название, звучит ли оно кратко и ёмко, запоминается ли и самое банальное 一 нравится ли нам, комфортное ли оно и вдохновляющее для дальнейшей работы над проектом;

  • отсутствие такого же / очень схожего зарегистрированного названия;

  • доступность в SEO-нише;

  • потенциал маркетингового использования;
  • одинаково удобное восприятие как для России и стран СНГ, так и для зарубежья;
  • ассоциативная привязка к теме B2B (не обязательно «в лоб», но это должно быть легко объяснимо).

Из первичного перечня было необходимо сформировать предварительныи long list. Для этого мы привлекли двух внешних бренд-менеджеров в команду к внутренним маркетинговым специалистам и использовали методику «Дельфи»*, экспертного оценивания по критериям.

* Исходная предпосылка метода: если грамотно обобщить и обработать индивидуальные оценки квалифицированных экспертов по поводу ситуации, то можно получить коллективное мнение, обладающее достаточной степенью достоверности и надежности.

В соответствии с методом мы использовали уже агрегированные оценки для выбора 12 наиболее перспективных вариантов наименований:

Очень смело:

Alligator — 10 / 10 баллов, это смело, весело и то самое «out of the box»

Red bag — сразу видится интереснеишии брендинг

Evizon

В духе глобальных стартапов:

Comboo — трендово, вроде «Badoo» и «Joom»

Infresh

Plenty — как будто стартап прямиком из Силиконовои долины (США)

Retaily

Rezone — созвучно с «red zone», «reason» и «resonate»

Хорошо обыграны изначально россииские слова:

Bazza — просто, резко; две «z» можно интересно обыграть

Elementari

Prozapas — сознание рождает сразу десяток слоганов, баннеров и рекламных кампании

Opto — «Покупаи на „Opto“» из тои же лиги, что и «Покупаи на „Беру“»

Глубокое исследование

На этом этапе мы привлекли ещё двух специалистов — юриста и SEO-специалиста. Они провели тщательный экспертный рисерч по всем отобранным вариантам в контексте своего профессионального поля.

Юрист занимался исследованием торговых марок и доступных названий, а SEO-специалист изучал предложения по доменным именам в соответствии с неймингом и стоимостью.

Наиболее подходящими и перспективными во всех отношениях нам представились названия Alligator и Evizon. Расскажем поподробнее о каждом из них.

Alligator

Смелый вариант, являющийся лексической игрой, сочетающий в себе all (англ. все, всё ,многообразие, множество), all in (англ. все тут) и agregator. Яркий пример нестандартного подхода в сфере нейминга, funky-маркетинга и подхода «Think different» (Стив Джобс).

Evizon

Новое слово, за генерацией которого стоит неочевидный, но крайне интересный мысленный поток. Слово состоит из фрагментов термина event horizon (англ. горизонт событий). Горизонт событий — это область вокруг космической чёрной дыры, гдепространство и время искажаются, нарушая законы физики. Чёрные дыры, в свою очередь, являются предметом нескончаемого воображения научных фантастов, что нашло своё отображение в теоретической идее возможности быстрого перемещения в пространстве через чёрные дыры — концепция worm holes. Говоря упрощённо, Evizon — это мгновенность, прямота, скорость.

Итого

Финальные варианты были представлены заказчику с пояснениями и дополнениями в виде доменных имён и торговых марок. На тот момент вся команда единогласно склонялась к названию Alligator, этот же вариант понравился и клиенту. Такой домен уже существовал, но получилось подобрать другой удачный вариант — Alligator.market.

Утверждено: Alligator / Alligator.market

Сроки работ: 23 дня с момента постановки задачи до окончательного утверждения названия.

Логотип и айдентика

Важно верно воспринимать бренд не только на слух (название), но и визуально. Цвета, формы и ассоциации откладываются в подсознании пользователя и связывают вас, как функциональную единицу, и восприятие вас клиентом в целостный образ компании.

Дано

У заказчика не было ни наработок, ни особых представлений о том, как должен выглядеть итоговый вариант логотипа и последующего брендинга сайта. Единственное, что объективно понимали все, включая заказчика и команду, — использование слова Alligator априори наложило на проект отпечаток с зелёным оттенком.

Процесс работы

Для создания логотипа и айдентики мы привлекли проектного специалиста из нашего пула. У нас есть несколько внештатных профессионалов, с которыми мы сотрудничаем тогда, когда их экспертиза максимально нам нужна — как в этом случае. Мы в подобной схеме взаимодействия стараемся в большей степени довериться знаниям и опыту человека, поэтому ограничиваемся лишь общим вектором и техническим заданием без условных требований.

Специалистом для выполнения этой задачи мы выбрали Алексея Бусыгина, так как его конкретная экспертная ниша — создание логотипов и айдентики, что нам и было необходимо.

Выдержки из технического задания, предоставленного Алексею:

Полное название сервиса: Alligator.

Описание: онлайн-маркетплейс, работающий в сфере B2B. Скоропортящиеся пищевые товары и товары продаваемые в мини-маркетах, на автозаправках, автомойках (масла, снеки, автохимия). Крупный опт. Операции купли-продажи между производителями (условно, заводами) и оптовыми ритейлерами (сетями магазинов и прочими торговыми точками). География: на старте — Россия и Белоруссия, далее — Европа и СНГ.

Не в полной мере конкуренты, а скорее близкие по типу участники рынка: Taobao и Amazon Business.

Преимущество сервиса: налаженные каналы сбыта.

Характеристика сервиса: бизнес-ориентированный, удобный, функциональный, современный, понятный.

Целевая аудитория: мужчина, семьянин, 25...45 лет, менеджер по закупкам и продажам (среднего звена), активный, занимается спортом, читает, придерживается здорового питания. Более точный ориентир по возрасту: 30 лет. Выбирает Alligator, потому что:

  • на сервисе широчайший спектр продукции;
  • это удобно, понятно, просто, предсказуемо, всё по полочкам, структурировано, детально, с подсказками;

  • это дружелюбно, человечно и заботливо.

Желаемый образ: всецело на усмотрение дизайнера.

Графическое решение: Target (символьный знак + написание). Желательно, чтобы символьный знак мог фигурировать отдельно, как яблоко у Apple.

Носители для визуализации айдентики: личная визитка (лицевая сторона и оборот), слайд PowerPoint, аккаунт в Instagram, аккаунт в Facebook, виджет для сайта и веб-баннер.

Алексей поделился некоторыми драфтами процесса поиска «того самого» концептуального решения по логотипу и брендингу для платформы.

Результаты работ

По прошествии 14 дней были представлены 3 концептуальных решения по логотипу и бренд-платформе Alligator.

Все визуальные концепции были обсуждены нами в команде. Тут мы сразу сошлись во мнениях — вариант №1 всем показался наиболее перспективным.

Сильные аспекты созданного концепта:

  • лаконичный лого-знак, обыгрывающий перевёрнутую на 90° букву «А», стрелку вперёд «>», символ «больше, чем» и пасть аллигатора;

  • графическая рифма со скошенными буквами «Alli...», уходящими вверх, усиливает динамику лого-знака;

  • идея «Больше, чем», выросшая из лого-знака (который, в свою очередь, вырос из образа пасти аллигатора) — перспективная идея для выстраивания маркетинговой стратегии бренда.

Представленный вариант имел большие возможности для масштабирования по мере работы с этими материалами. В дальнейшем мы развили множество своих идей на платформе того, что было прислано Алексеем. Например, пиктограммы, иллюстрации, маркетинговые концепты и многое другое.

Итого

Все наработки вместе с нашим видением и пояснениями были продемонстрированы заказчику. Он, как и мы, не сомневался в потенциале первого концепта. Логотип и айдентика были утверждены и мы начали работу над созданием целой вселенной классных дизайнерских решений.

Утверждено: Концептуальное решение №1.

Сроки работ: 25 дней с момента постановки задачи до окончательного утверждения логотипа и айдентики.

Обрастая в дальнейшем потоке работы новыми визуальными решениями, созданная бренд-платформа раскрыла свой потенциал в полной мере и даже прошла некоторые этапы изменений. Например, в презентациях по проекту мы используем уже другой стиль, но все еще произрастающий из первоначальной айдентики. Если будет интересно узнать о её эволюции в рамках проекта, обязательно расскажем об этом в следующих статьях :)

{ "author_name": "Yefim Kolodkin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 29, "likes": 11, "favorites": 23, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 285418, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 31 Aug 2021 11:49:16 +0300", "is_special": false }
0
29 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

 Почему «Alligator»? Как происходил процесс нейминга, создания логотипа и айдентики

— Где нынче народ закупается?
— На Али, в основном...
— А что нынче в тренде у этих, как их ... зумеров?
— Ну, супер-аппы, агрегаторы.
— Зашибенно, берём и то, и то!

=> АЛИэкспресс + агреГАТОР.

— Давай теперь ваяй презентацию на 40 минут и брендбук страниц на 80, как сделаешь — маякни, сдадим клиенту.

6

Наш путь формирования названия был другим, но ваш тоже интересный. Были бы вы с нами раньше, наверное, сэкономили бы нам кучу времени 😉

6

Если бы эппл назывался грейп (виноград) или какой-нибудь мелон (дыня), наверное, по логике автора, они бы делали телефоны похуже. А может и получше. 
Всем похер как называется контора и с чем оно там обыграно, если она делает лучше конкурентов.

0

Нет, не так. Качество продукта, безусловно, на первом месте. Но и название не на последнем - из него складывается вся маркетинговая составляющая, которая играет большую роль в формировании бренда в целом. Да и важно, чтобы название, как минимум, было выговариваемым и запоминающимся 😉

3

Фольксваген. Может быть немцам и норм, но для всех остальных - отвратительное название. Несмотря на это, я на нем езжу. Уверен, что носители некоторых языков вообще не могут это выговорить. Все, что продается в икее невозможно ни произнести ни запомнить. Виси ру. Еще ни один человек, которому бы я сказал, что "прочитал что-то на виси" или "на вэцэ" не понял о чем речь. Когда говоришь ну с шапкой такой розовой - все знают. Koenigsegg - венец шведского нейминга. Я вообще понятия не имею как это правильно произнести. Можно еще долго перечислять топовые бренды с абсолютно дебильными или непроизносимыми названиями. Да, название важно, важно, чтобы оно было, но тратить на его выдумывание почти месяц, считай несколько сотен тысяч рублей...

3

Классно, что у этих брендов получилось! Мы же решили взять всё лучшее сразу, поэтому тщательно отнеслись к каждому аспекту)

Поверьте, за этот месяц было проделано и много другой работы, 24/7 названием не занимались. Но постарались здесь расписать подробно и указать все реальные сроки с утверждениями и обсуждениями - вдруг кому-то пригодится наш опыт :)

0

Здравствуй, перевернутый Лабиринт

0

Круто, что мы набрали столько референсов. И жалко, что у нас их не было, когда мы начинали работу 🥲😅

В следующий раз обязательно забросим сюда идею для брейншторма и придумаем лого минут за 5. Бесплатно и красиво))

3

Почему это выглядит будто вы взяли дизайн Spotify (цвет, шрифт, логотип) и выдаете за свое?

–1

Не, это не спотифай, это ж Аксенчер. 

0

Хм, интересно, такой референс мы даже не рассматривали, но отметим, что некоторые сходства действительно есть. Однако наш дизайн значительно отличается по сути и видению, если вы посмотрите внимательнее, то в целом у нас всё является прямой отсылкой к настоящему и живому аллигатору 😌

1

Почему это выглядит будто вы взяли цвет у травы и сперли буквы из алфавита и выдаёте за своё? 😂

0

Интересное замечание. Но, на самом деле, тут как раз-таки по ходу статьи видно, как формировался именно наш брендинг - почему "Аллигатор" зеленый, почему шрифт такой угловато-агрессивный и в чем смысл именно такого лого-знака. У Spotify и вправду классный дизайн, но в свой мы вкладывали не меньше :)

0

Кайф! 🔥🔥🔥

1

Почему не CrocoDeal ?

1

CrocoDildo

0

Очень подробно и интересно! Будем следить за развитием проекта! ;-)

0

А ещё проще: созвучно с АлиЭкспресс, Алибаба.

Ок.

0

Нам, кстати, так не кажется 
Алиэкспресс и Аллигатор - даже не особо созвучны. Да и потенциальная аудитория ооооочень различается, поэтому расчета на то, что кто-то начнет вводить "Алиэкспресс", случайно наткнется на "Аллигатор" и закупит оптом продуктов для своего магазина не было :)

2

Да они очень созвучны и именно Алли первая возникающая ассоциация )

Потенциальная аудитория с Алибабой тоже схожая - те же закупщики. Более того, часть из них (nonfood) точно будет закупаться и там и там и точно будет попадать на Аллигатор случайно )

0

Вот видите, как интересно - нам полезен фидбек пользователей и ваше замечание классно дополняет общий массив ассоциаций)

Не совсем так - Аллигатор - исключительно про продукты питания и продуктовые ниши у нас и, например, Алибабы - совершенно разные. Как и специализация доставок и прочего. Поверьте, мы провели много времени за изучением и аналитикой сторонних сайтов и сервисов - наша потенциальная аудитория значительно отличается. Но даже если нас так найдут - кому же от этого плохо?)

1

Сайт приятный. Но Главная больше смахивает на презентацию брендинга, чем на объяснение сути деятельности. Но это мелочи.

Знак, ну вот вообще не в кассу. Если у него носители в рознице где нибудь? Надо смотреть как он там будет. Если это чисто онлайн сервис (вот кстати непонятно вообще), то норм.

Само название, ну выбрали и выбрали. Но больше как будто притянули к идее и смыслу.

Я бы, например, поработал в направлении названия «🐝to bee» — вот даже тут можно на скорую более глубокий смысл использовать, как пчелка своевременно приносит мед и опыляет цветы, так и сервис заказчика доставляет продукцию.

0

Здесь ещё нет макетов финального сайта, он сильно отличается от того, что есть здесь. Совсем скоро его тоже покажем и расскажем о нём :)
Тут мы рассказывали и показывали именно про название и брендинг, поэтому показывали их возможности на разных носителях.

1

Сайт по ссылке посмотрел.

На счет носителей:
- Где предполагается использование флага?
- Печать будет точно зеленого цвета?
- Стикер на коробе утвержден? Что этот стикер показывает, насколько он информативен для сборщика, доставщика, покупателя?

0

Если эта компания ориентирована на Россию и СНГ, то данное название слишком американизировано. Для российской аудитории не подходит.
Слово «аллигатор» редко используется в лексиконе русскоязычных, чаще всё таки «крокодил».

Чистой воды «американщина».

Если это оптовая база, то по мне было бы понятно и просто типа такого:

ВСЁОПТОМ
ЗАКУПКА
СКЛАД

Можно ещё много чего придумать. Но слова должны быть из русского языка, а не с английского.

Но уже сделали, поэтому что есть то есть. Ребята представили себя Стивом и Биллом)

–1

«Слова должны быть из русского языка, а не с английского», написала девушка с ником «Катарина Вайс»😂

1

Именно поэтому в тексте было предложение, цитирую:

"Особенность, на которой клиент сделал акцент — потенциальная аудитория сайта может быть шире, чем Россия и СНГ." :)

0

знак не отражает суть

–1

Как понять кульное ли это эйдженси? Да очень симпли, в тексте маст хев словосочетание "экспертный рисерч" и т.п. И тогда даже самому тупому ясно, что эйдженси окейное.

–1
Читать все 29 комментариев
Любителям автоматизации пост

Привет! Это мой первый пост на этой платформе. Я не совсем ещё знаком с местными правилами, но решил попробовать написать пост об одном из своих Telegram ботов и поделиться им.

ПСБ запустил личный кабинет для предпринимателей. Там можно следить онлайн за каждым своим терминалом

Сервис предоставляется бесплатно.

Как Озон спустя неделю обещаний о доставке товара молча отменил мой заказ

Добрый день, мой первый пост о той ситуации, с которой наверное столкнулись многие.

Как OTUS стал платформой для самореализации. История преподавателя

Наш преподаватель, специалист по Data Science, решил поделиться своей историей преподавания. Он рассказал, как пришел в эту сферу, с какими трудностями столкнулся на пути к преподаванию и что ему помогает. А еще поделился советами, как поддерживать внимание студентов и сделать занятия полезными и увлекательными.

Исследование: сотрудники хотели бы иметь комнату отдыха, бесплатный сок, а работодатели уже готовы покупать ЗОЖ-снеки

Онлайн-сервис доставки продуктов и товаров СберМаркет и исследовательское агентство Research Me спросили сотрудников, как они хотели бы питаться в офисе и что в нем видеть. В опросе приняли участие более 1500 работающих людей по всей России. Сервис также спросил работодателей – В2В-клиентов СберМаркета: что они покупают в офис, что точно никогда…

В Петербурге объявили локдаун с 30 октября по 7 ноября: работать будут продуктовые магазины и аптеки Статьи редакции

Кафе и рестораны смогут работать навынос и на доставку, будут открыты парикмахерские, театры и музеи.

Как не попасть в карьерную ловушку тимлида: личный опыт

Кажется, что тимлиду просто некуда расти: дальше надо либо идти в менеджмент, либо наоборот, становиться узконаправленным разработчиком. По просьбе «Лаборатории Касперского» Евгений Мацюк, который прошел в компании неординарный путь, рассказал о своих карьерных развилках во время и после тимлидства, а также поделился опытом горизонтального роста.

Правительство утвердило правила идентификации пользователей мессенджеров с марта 2022 года Статьи редакции

Сервисы должны будут запрашивать данные у операторов, а те — предоставлять их в течение 20 минут после регистрации пользователя.

Я устал жить на автомате и сделал бота в Telegram, который напоминает сколько мне осталось жить

Теперь бот присылает каждую неделю новую таблицу жизни, где видно сколько мне осталось до 90 лет. Красный квадрат – 1 прожитая неделя.

Пример календаря жизни. @life_table_bot
М.Видео обманул меня с предзаказом Apple Watch Series 7

Печали пост. Как только 8 октября открылся предзаказ на Apple Watch Series 7, поспешил на сайты apple.com, М.Видео и еще несколько маркетплейсов.

null