{"id":9208,"title":"\u0412 \u043a\u043e\u043c\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430\u0440\u0438\u044f\u0445 \u043d\u0430 vc.ru \u043f\u043e\u044f\u0432\u0438\u043b\u0438\u0441\u044c \u0441\u0442\u0438\u043a\u0435\u0440\u044b","url":"\/redirect?component=advertising&id=9208&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/326527-lyubite-rugat-servisy-vk-etot-tekst-dlya-vas&placeBit=1&hash=032d65c70fe5fc63c371cf935d9281ebe7529d9359ff65d7499233043c93d674","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Margarita Hohlova

Как UX-дизайнерам и редакторам писать уместные и этичные тексты

Меня зовут Маргарита Хохлова, я занимаюсь продуктовыми текстами больше трёх лет. Сначала казалось, что можно стать хорошим редактором, если отлично разобраться в синтаксисе интерфейсов, прокачать продуктовое мышление, научиться строить пользовательские сценарии и бодро подстраиваться под tone of voice. Сейчас я вижу, что всё намного сложнее.

Думаю, что хороший текст, да и продукт в целом, рождается из любви и искреннего сопереживания пользователю. Тут важно понимать, что все люди очень разные, и уважать это разнообразие.

Научиться уважению сложно, ещё сложнее — постоянно держать фокус на пользователе в потоке задач, релизов и метрик. Но опыт подсказывает, что есть некоторые принципы, на которые можно опираться, чтобы вовремя отловить неуместный текст и даже решение.

Примеры, которые разберём в статье, — часть лекции об этике в тексте на курсе по UX-копирайтингу от Яндекс.Практикума.

Принцип 1: Помнить, что все люди разные

Начнём с очевидного — с гендера. Большинство сервисов по-прежнему разговаривают с пользователями так, будто женщин не существует.

Понятно, что искать гендерно-нейтральные формулировки сложно. Но очень странно видеть мужской род в текстах, над которыми явно потрудился редактор или дизайнер.

Придумать ироничную формулировку почему-то оказалось важнее, чем учесть разнообразие пользователей

Принцип 2: Учитывать, что у пользователей разный опыт

Иногда сервисы забывают, что у пользователей может быть разный опыт и цели. Например, приложение 2GIS при выборе маршрута автоматически показывает, сколько калорий можно сжечь, если пройти путь пешком. Точно ли эта информация по умолчанию необходима и уместна для всех людей? Есть люди с пищевыми расстройствами, дефицитом веса или ожирением. Для них такая информация может стать источником стресса, но отключить функцию в приложении нельзя.

Раньше такую же фичу делали Google Maps, но после релиза пользователи стали массово жаловаться на решение, и его откатили

Ещё один пример — письмо от Госуслуг с темой «Россия для семей с детьми». Интересно, сколько людей, которые вообще не хотят заводить детей или хотят, но не могут, получили это письмо?

Дурацкий штамп в заголовке быстро разошёлся по соцсетям и стал мемом

Принцип 3: Не спрашивать о личном без крайней необходимости

Наверняка вы отвечали на вопрос про девичью фамилию мамы — это самый распространённый вариант кодового слова, например, при оформлении банковских продуктов. Ещё в таких формах спрашивают дату свадьбы родителей, как тебя называет бабушка, имя твоей первой девушки или парня.

Отвечать на такие личные вопросы, касаться настолько чувствительных тем при взаимодействии с банком или сервисом по продаже билетов — возможно, не самое приятное занятие. Почему бы не остановиться на более нейтральных вариантах? Что может быть безопаснее вопроса про любимую книгу?

«Из ответов на эти вопросы можно было бы написать грустную песню», — как-то сказала мне моя коллега

Принцип 4: Продумывать все сценарии взаимодействия с сервисом

В книге Design for Real Life этот метод называют «Готовься к самому худшему». Суть заключается в том, чтобы сознательно попробовать нагенерировать самые нелепые, неприятные и страшные ситуации, в которых пользователи могут столкнуться с сообщением от сервиса.

Автор книги приводит аналогию с производством автомобилей. Сейчас мы ездим на достаточно безопасных машинах только потому, что есть люди и процессы, которые воспроизводят самые ужасные ситуации, в которых может оказаться автомобиль. Так же и с интерфейсами: не стоит думать, что с продуктами взаимодействуют люди из Instagram с безупречно счастливой жизнью.

Вот пример как раз такого текста: его явно постарались сделать эмоциональным, милым и заботливым. Но не учли, что иногда люди вынуждены подавать заявку не в самые замечательные дни своей жизни — например, если старую карту украли. Или в случае с кредиткой, если срочно нужны деньги:

Следующий пример я увидела в ленте Фейсбука. И он уже совсем не милый. Девушка писала о годовщине со дня смерти мамы. К посту был прикреплён скрин из Вайбера. Номер её мамы, как это обычно бывает, спустя время отдали кому-то другому. Мессенджер поспешил сообщить, что человек появился в Вайбере, и даже пообещал стикерпак в подарок.

Понятно, что здесь проблема в первую очередь в решении, а не в тексте. Но даже с точки зрения коммуникации — неужели не нашлось ничего лучше, чем стикерпак в подарок?

Принцип 5: Не шутить на темы физического или ментального здоровья

Сейчас многие продукты хотят создать яркий и узнаваемый характер. Например, быть как «Драйв», с остроумными шутками и ироничным тоном. Но не для всех продуктов это уместно. Смех и веселье иногда совсем не совпадают с контекстом пользователя. Например:

Это скрин из приложения для людей с диабетом. Оно помогает отслеживать уровень сахара в крови. Режим для более точного контроля в продукте почему-то решили назвать «Режим параноика»

Кажется, что этот режим может быть популярен среди тех, кто только столкнулся с диагнозом, или среди людей с тяжёлым течением болезни, или среди родителей, которые следят за показателями ребёнка. В общем, это самые уязвимые пользователи. Вряд ли шутки над их состоянием — то, что им сейчас нужно.

Или ещё пример — сервис обыграл сочетание «абьюзивные отношения», чтобы прорекламировать арбузы:

Вряд ли абьюз и зависимость — хороший повод для шуток, особенно если ты хоть раз с этими проблемами сталкивался

Я не думаю, что юмор всегда должен быть стерильным. Он вообще часто строится на высмеивании чего-то сложного, неприятного и травматичного. Здесь вопрос в уместности и контексте: всё же есть разница в восприятии шуток, когда смотришь стендап или заказываешь доставку продуктов.

Принцип 6: не поддерживать стереотипы

Чаще всего я вижу проблемы с гендерными стереотипами — они укоренились плотно, их не так просто научиться замечать, не то что перестать использовать. Ниже пример подсказки в сервисе по поиску исполнителей:

Это универсальная подсказка-пример для разных услуг на сервисе. Ищешь автоинструктора, а подсказку видишь про какие-то кулинарные курсы для женщин.

Кажется, в 2021 году пора признать, что женщина может готовить или не готовить, и её отношения с мужчиной от этого никак не зависят.

И ещё один пример стереотипа, но уже национального и культурного:

Известно ведь, что Беларусь — это только картошка. А Россия — медведи и балалайка, ага

Принцип 7: Не использовать возраст как способ оценки

Пример ниже с Профи, сервиса, над которым я сама работаю. Долго мы спрашивали у клиентов о возрасте репетитора, с которым они хотят заниматься. С точки зрения клиента польза такого вопроса очевидна, с точки зрения репетитора условие выглядит дискриминирующим, иногда они даже отмечали это на интервью.

«Помоложе» — это сколько? А «постарше»?

Мы убрали этот вопрос из интерфейса. Потом, возможно, заменим его на более безопасный, будем спрашивать про опыт репетитора. В моменте для части пользователей стало менее удобно, зато другая часть перестала сталкиваться с неприятными оценками.

Принцип 8: Осторожно использовать контент пользователей

Иногда сервисы используют пользовательский контент и данные, чтобы повысить вовлечённость или создать потенциально виральный контент. Это могут быть подборки фото, статистика трат, итоги года.

Такие решения обычно строятся по стандартному шаблону и, конечно, не могут учитывать разный опыт пользователей. Иногда результат выглядит просто странно, как в примере ниже — ну не общаются сейчас в почте с дорогими и любимыми людьми:

Скорее всего, большинство пользователей увидели там адреса каких-то служб поддержки или госструктур, с которыми в течение года пытались решить проблемы. Так себе любимка

Или ещё один пример. Айфон автоматически делает подборки из фото пользователей и даёт им названия:

На фото со скелетом какого-то древнего буйвола появилась подпись «Весёлые деньки»

В принципе, опять ничего страшного. Но несложно представить, что пользователь может увидеть в подборке и фото, которое совсем не ассоциируется у него с весёлыми деньками — ведь мы давно фиксируем на камеру не только торжественные и счастливые события.

Чтобы проиллюстрировать, насколько шаблонная работа с контентом пользователей может быть неудачной, расскажу про один очень неприятный кейс, связанный с Фейсбуком. Перед Новым годом соцсеть делает подборки с популярными фото. В 2013 году разработчик Эрик Майер увидел на обложке такой подборки фото своей дочки.

Это действительно было самое популярное фото в его ленте за весь год, но опубликовано оно было вместе с сообщением о смерти его шестилетней дочери от агрессивной формы рака.

Алгоритм Фейсбука взял это фото, добавил к нему танцующих людей и воздушные шары. Только повод публикации этого фото был совсем не праздничным

Эрик написал о случившемся пост, который перепостили блогеры и медиа. В итоге Фейсбук принёс извинения и пообещал избавиться от праздничного дизайна и неуместного текста. Не уверена, что они действительно это сделали.

Несложно догадаться, что все примеры, о которых шла речь в тексте, — не злой умысел отдельных людей, а скорее нелепое недоразумение. Некоторые из них могли серьёзно расстроить. Ещё пару лет назад подобные примеры просто остались бы незамеченными, но сейчас в соцсетях постоянно появляются обсуждения этичности текстов или решений. Это сказывается на репутации отдельных людей или всей компании, неудачные решения приходится откатывать, за что-то публично извиняться. Думаю, дальше таких случаев будет лишь больше — пользователи становятся внимательнее к своим эмоциям, требовательнее и избирательнее. Поэтому бизнесу выгодно уже сейчас инвестировать в коммуникации и сознательно учиться смещать фокус с процессов и метрик на людей, для которых продукт создаётся.

Если хотите больше узнать про коммуникации в ИТ и тексты в интерфейсах, приходите на курс по UX-копирайтингу от Яндекс.Практикума. Начать можно с бесплатной вводной части.

В тексте использованы примеры из телеграм-каналов: «Кнопочка», «Кнопкопись», «Убедительно просим».

0
184 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Очень жаль, что в Россию начинает пробираться повесточка с вечно обиженными на все и вся.

Одно дело, если действительно был бы какой-то треш - но почти все примеры откровенно высосаны из пальца.

Например, в примере про карты и калории как-то даже не верится - то ли автор правда на полном серьезе, то ли это просто завуалированная ирония.

77

И пробирается она именно с позиции таких вот обиженных "редакторок" из Яши, триггерящихся на шутку про арбузивные отношения, акцентирующих внимание на роде, в тексте кнопки. В то время как обычные женщины также ржут над шутками про арбузивность и им пофигу на текст на кнопке.

Думаю что в скором времени РФ постигнет та же гендерная шиза, которая уже накрыла п*здой весь "цивилизованный мир". И это печально. ред.

20

Ну РФ большая, да и Москва не вся так легко "окультурится")))

0
Террористический месяц

Собственно, обиженную и злую риторику используешь тут только ты, ноунейм. Так что чья бы корова мычала

–9

А ты значит нейм?

0

Дело не в обидах и повестке, просто мир становится цифровым, конкуренции среди продуктов становится больше, а пользователи - требовательнее. Их не то чтобы обижают тексты, просто неудачная шутка может неудачно попасть в больное место. Или просто надоесть, если часто повторяется.

Например, если на экране авторизации написать старую русскую поговорку про незванного гостя и татарина, это заденет очень много Рустамов. Хотя, казалось бы, старая же пословица, и раньше никто не обижался.

8

По правде ваш коммент ведь идеально иллюстрирует повесточку.

Из десятков татар, которых я знаю - никто не обидится, а большая часть даже пошутит. И пошутят в десятки раз более жестко - и про ислам-подрывы, и про набеги половцев-печенегов.

Потому что собственно - а в чем проблема? Борьба с татарами и Золотой Ордой - один из государствообразующих мифов России, но Tatar Live Matters Магниты не жгут, а "левые активисты" в истерике не бьются.

Но вы не татарин и не Рустам, зато уверены, что у татар-Рустамов такое должно вызывать негодование .

Вспоминается видео в каком-то универе США, в котором белый парень одел мексиканскую традиционную одежду. Белые феминистические девочки с розовыми волосами чуть ли не бросались на него за "отвратительную культурную апроприацию". А всем студентам мексиканцам понравилось и им было заебись.

Мир, в которым определяющим является "не обижает ли это кого-то", как и у любая другая левая диктатура обычно быстро скатывается в квази-религиозный мир, отданный на откуп фанатикам-хунвейбинам. Мир, разделенный на аксиоматических жертв и угнетателей.

В "вина" в таком мире, как бог Вольтера - даже если её нет, то её стоило бы выдумать.

Обиженный фанатик найдется на любой почве - но вы правда хотели бы жить в таком мире?

Ведь этот современный левый фанатизм - есть прямой аналог фанатизма правого (аля Талибан). Тоже самое, только в отражении зеркала.

А нормальный человек все-таки хочет жить в мире, где противопоставлению одного фанатизма (левого) является не другой фанатизм (правый), а отсутствие этого фанатизма, адекватность.

И принятие сложности мира, который состоит из оттенков серого - не пытаясь его свести до черно-белой картинки через призму какой-то фанатичной идеологии.

8

Убедительный ответ, но правда жизни слегка другая. Меня как-то знакомый поправил, когда я его татарином назвал. Сказал, что он татар, а татарин звучит оскорбительно. Как чуваша чувашином назвать.

Я понимаю, это индивидуальные загоны. Но когда ты находишься вне контекста какой-то группы пользователей, ты редко можешь сам понять, что для них оскорбительно или угнетающе. ред.

2

Так правда жизни как раз оказалось той, что я описал

Что шизик (мягко назовем это так) найдется на любой почве и по любой причине.

Ориентироваться в жизни или в продукте на сотые доли процента неадекватов - это как раз раскручивать маховик долбоебизма.

Ведь вы легитимизируете неадекватность этих людей, говорите им - окей, ты один из сотен тысяч, но если ты орешь как истеричка о том, что слово татарин "тебя угнетает" - то это остальная сотня тысяч должна под тебя подстроится.

А дальше что - когда вы, как славянский угнетатель, будете вставать на коленях, извиняясь за взятие Казани? В контексте концов, может это и индивидуальные загоны, но вы ведь не хотите никого угнетать, верно?

4

Мы говорим не про шизиков, а про группы пользователей.

Нельзя писать на кнопке «Передумал» или «Принял. Понял», потому что часть людей не думает такими категориями. Это тупо дискомфорт. Если вам понравится нажимать каждый раз на кнопку «Поняла», то ок. Мне — нет. И такое же право есть у женщин.

«Сожжете 202 калории» — это что, не тупо? Зачем это? Может, 2гис мне еще что-нибудь про меня расскажет? Скажем, посоветует к другу зайти по пути. Предложит пивка тяпнуть, раз я часто захожу в пивную. А что такого? У меня же нет личного пространства, плевать на него.

«Вы что-то сделали. Замечательный день» — я и без приложения знаю, какой у меня день. И вы точно не сделали его замечательным.

Про арбузивные отношения... Помните, вчера-позавчера произошел скандал из-за трейлера с шуткой Анны Михалковой про изнасилование в тюрьме? Почему-то переживать за чужое очко на зоне нормально, а про насилие в семье — ну прямо перебор. Или все-таки про арбузивные отношения шутить неуместно? ред.

8

По правде говоря вот тут очень яркий маркер:

Помните, вчера-позавчера произошел скандал из-за трейлера с шуткой Анны Михалковой про изнасилование в тюрьме?
______

Потому что по-правде говоря нет. И я думаю, что 99% даже здесь сидящих про это не знает и не знает, кто такая эта Анна Михалкова.

Это даже толком не гуглится. Вы уверены, что вы не сидите в каком-то информационном пузыре аля кухонные радикалы из Твиттера?

2

Так или иначе, я говорю про уважение к пользователям. Если вы этого не понимаете или просто не принимаете, то ок, не уважайте.

2

Прочитал на Медузе.

0

Ну видите - даже угадал.

Сам в том числе и Медузу читаю иногда и всех-всех-всех. Но вы должны понимать, что Медуза - это такой же радикальный левый мирок, как блог каких-нибудь нациков (только со знаком минус).

Замкнутый пузырь, где сначала идет мнение, а потом идут факты это мнение подтверждающие (confirmation bias).

Такой же мирок со своими и чужими, когда сначала все ляшки обдристали на миллионной новости о том, что кто-то кому-то домогался - а потом Колпаков (их главред) мацал попки чужих жен, потому что ему за это ничего не будет - и кстати не было))

А отвечая на ваш вопрос. По правде людям действительно все равно на "арбузивные отношения", ведь 99% людей - нормальные (не всем же быть лицемерами из Медузы).

1

Вы про UX говорите или поболтать про Медузу забежали?

Для меня Медуза — это миллион пользователей, к которым надо проявить уважение.

Для вас Медуза — «такой же радикальный левый мирок, как блог каких-нибудь нациков».

Если для вас миллион пользователей — ерунда, чьими интересами можно пренебречь, у нас с вами очень разные представления о UX.

3

Если говорить точно, то вы ответили на мой комментарий про повесточку определив самый важный критерий меня в ваших глазах (таким критерием, как ни иронично, оказалось то, что я татарин)

UX тут совсем не пахнет)

Если для вас миллион пользователей — ерунда, чьими интересами можно пренебречь, у нас с вами очень разные представления о UX.
_____
Но как же десятки миллионов, читающих и смотрящих Медузу со знаком минус - от Первого канала до RT?

У них повесточка вызывает не только ехидные комментарии на vc.ru, но реальную неприязнь (вплоть до горения жоп).

Или вы пренебрегаете их мнением? Тогда о каком UX можно говорить?

А как же остальные 143 миллиона жителей одной России, для которых арбузивные отношения - это просто смешная шутка? О каком UX можно говорить в этом случае?)

____________

Но мы же с вами понимаем, что это все работает не так. Что повесточка работает не так.

Что есть черно-белый мир, есть правильное и неправильное. "Неправильным" всегда можно пренебречь - истина абсолютно и стрелка не поворачивается.

Думаю, что другие когда люди из другого закрытого радикального мирка (Первый канал и другая консервативная "Медуза") возмущались тем, что ВкусВилл разместил лесбийскую семью в рекламе - вы не говорили:
- Это же просто отвратительно! Убого! Возмутимо! Как мог ВкусВилл оскорбить СТОЛЬКИХ людей?! Да, может у них и заскоки - но это их угнетает и непонятно о каком UX можно говорить, когда пренебрегают мнением стольких людей

1

Давайте по существу: какой из примеров выше может обидеть зрителя первого канала, если его переделать с уважением к пользователю?

Какой из примеров выше прогибается под повестку? Что это за повестка? Как называется? Личное пространство пользователя? Соответствие информационным ожиданиям? Уважение к пожилым и больным психологическими расстройствами?

Извините, мне на ваши рассуждения ответить нечего. Вы в них добрели аж до кейса ВкусВилла, хотя это вообще не интерфейсная проблема.

Мы обсуждаем UX и интерфейсы, а не пиар-проблемы.

1

По существу я ответил вам несколько раз выше. Вы серьезно до сих пор говорите про то, что счетчик калорий на картах кого-то угнетает? Что слово "татарин" угнетает какого-то татарина - и не понимаете о чем я говорю?

Конечно, вы все прекрасно понимаете - просто вы обходите неудобные вам темы, потому что с одной стороны понимаете, что я видимо прав, а с другой "не тот" ответ дать не можете.

Ни в посте, ни тем более в комментариях не обсуждаются UX проблемы. Счетчик калорий не портит интерфейс и не мешает пользоваться картой - просто нашелся человек с мочей в голове и толстой жопкой, для которого "такой ужас" неприемлем по чисто "этическим причинам".

Случай с ВкусВиллом - один в один. Чем реклама ВкусВилла отличается от рекламы про арбузивные отношения? Тем, что на рекламу ВВ вы очевидно "плюнуть" не хотите, несмотря на весь предыдущий тред про чувства всех людей, которые нельзя задевать, даже если это откровенные тараканы

Так что там с ВВ?

0

Счетчик калорий не имеет права считать мои калории за меня, пока я ему это не разрешу.

Про татарина мне сказать нечего — вы распространяете свой опыт и опыт друзей на целую нацию и одновременно называете шизиками всех, кто может оскорбиться из-за неуместной в интерфейсе авторизации пословицы. Хотя такую пословицу туда поставит только полностью лишенный эмпатии человек. Если мы говорим про моего знакомого татара, то он вполне адекватный и успешный. Я с ним никогда не спорил и не доказывал, что он татарин. Потому что зачем мне его триггерить?

Статья называется «Как UX-дизайнерам и редакторам писать уместные и этичные тексты». Мы говорим про тексты в интерфейсе.

По Вкусвиллу я не могу ответить, потому что это не моя компетенция. Если бы в интерфейсе была кнопка «Согласен, милый», то это естественно было бы оскорбительно. ред.

3

Счетчик калорий не имеет права считать мои калории за меня, пока я ему это не разрешу.
_____
Иногда, читая то, что вы пишите даже сложно понять - пишите ли вы это серьезно или просто сами хохочите (как я) с той стороны экрана, когда пишите все это (надеюсь, что все-таки хохочите - потому что жизнь одна и ей надо наслаждаться).

Про татарина мне сказать нечего — вы распространяете свой опыт и опыт друзей на целую нацию и одновременно называете шизиками всех, кто может оскорбиться из-за неуместной в интерфейсе авторизации пословицы. Хотя такую пословицу туда поставит только полностью лишенный эмпатии человек. Если мы говорим про моего знакомого татара, то он вполне адекватный и успешный. Я с ним никогда не спорил и не доказывал, что он татарин. Потому что зачем мне его триггерить?
_____
Вы кажется совсем не поняли мой посыл. Мой посыл был в том, что всегда найдется человек, который будет оскорблен. Как бы это не было нелепо - он найдется всегда.

Суть не в том, чтобы кому-то что-то доказывать (мы же не в повесточке, где нужно навязать кому-то какую-то "истинную истину"), а в том, что мы живем не в черно-белом мире, а в дохрена сложном мире - нет правильного или неправильного, на все найдется свой шизик, который будет недоволен.

И нет ничего хорошего или нехорошего в названии кнопки или шутки. И уж тем более нет никакого смысла и дальше уходить в маразм стерилизации всего и вся - потому что все равно всегда найдется кто-то недовольный.

А какая разница будет недоволен 0.001% или 0.0001%? Правильно, абсолютно никакой - если остальные 99% с лишним будут от этого более довольны.

Почему вы думаете, что оскорбленный 0.001% должен лишать остальных неплохой шутки про арбузивные отношения?

Почему вы думаете, что какой-то жиртрес типа меня должен лишать людей полезной фичи, если АБ тест показал, что большей части она нравится?

Вы спрашивали выше что такое повесточка - так вот она. Когда все люди и все мнения ранжируются по степени угнетения. А затем количество угнетенных умножается на коэффициент угнетения и это навязывается обществу как нечто правильное.

Соответственно, возвращаясь к примеру про татарина - вы по сути предлагаете теперь говорить татар, а не татарин. Потому что есть люди, которым так больше хочется.

Ну и под конец - боже упаси нанять стерильного UX дизайнера, к чему призывает автор статьи. Ведь такими продуктами как раз некомфортно пользоваться - если они настолько пресные, что избегают любых смыслов и образов (не дай бог кого-то оскорбить!), то и эмоций никаких не вызывают. И ладно, если это корпоративный продукт. А если b2c?

Что-то в доходных сегментах повыше типа программистов пользуются в основном Тинькофф банком. Тем самым банком, который запрещал нанимать кавказцев, геев и бывших силовиков (потом, конечно, открестились). Того самого Олега Тинькова, который жестко стебал всех и вся.

А подростки все так же хотят в "смотри не обострись" Burger King, а не в Теремок

0

Я понимаю, почему люди на западе вынуждены следовать повесточке - работы лишиться никто не хочет за то, что "слишком белый в душе".

Понимаю, почему компании вынуждены это делать - ты отвечаешь за деньги акционеров.

Понимаю зачем это нужно политикам.

Но почему люди становятся хунвейбинами понять видимо не смогу никогда

0

а пользователи - требовательнее

Не факт. Скорее те маргиналы, которые раньше обижались молча в тряпочку, теперь выносят свой бугурт на всеобщее обозрение. Стоит ли прислушиваться к их мнению — каждый бизнес решает сам. Дэйв Портной, например, регулярно троллит обиженных на его компанию и на него лично — и его бизнес отлично себя при этом чувствует

1

Сам вопрос какой-то странный: реагировать или нет на обиженных пользователей. Вам не кажется?

Маргарита транслирует другую мысль: как бы нам никого не обидеть из уважения к пользователям.

То есть, пользователь предъявляет требования к продукту (или у него есть информационные ожидания, если видит продукт впервые), а разработчики эти требования учитывают. Но сперва идет пользователь.

Вы, похоже, предлагаете делать так: сделаем продукт по-своему, а кому не понравится, пусть идет к черту.

2

Маргарита транслирует другую мысль: как бы нам никого не обидеть из уважения к пользователям

Да, но к этой мысли можно прийти, только если сначала кто-то обиделся. Иначе никак.

Соответственно

Сам вопрос какой-то странный: реагировать или нет на обиженных пользователей. Вам не кажется?

Не кажется. По-моему, фабула проста и понятна: кто-то на что-то обижается, давайте попробуем сделать так, чтобы они не обижались. Это И ЕСТЬ реакция на чью-то обиду.

Вы, похоже, предлагаете делать так: сделаем продукт по-своему, а кому не понравится, пусть идет к черту

Я вообще никаких предложений не выдвигал

0

Но вы, наверное, не называете незнакомых людей жиробасами или обормотами, если у них лишний вес или неглаженная одежда?

0

Бывает, называю. Зависит от того, как эти люди себя ведут

3

Понятно. Ну вы просто не поняли, о чем Маргарита рассказывает в статье, потому что это совершенно не в вашем мире.

0

Отчего же. Я прекрасно понял, о чём она рассказывает. Я вообще очень хорошо людей понимаю. Даже тех, чьи взгляды совершенно не разделяю. Даже тех, чьи взгляды антагонистичны моим

0

Вы говорите, что сперва нужно наступить в говно, а потом помыться. Статья рассказывает про гигиену.

0

Вы мне приписываете свои домыслы

0

"По-моему, фабула проста и понятна: кто-то на что-то обижается, давайте попробуем сделать так, чтобы они не обижались. Это И ЕСТЬ реакция на чью-то обиду."

0

И? Где я утверждаю, что нужно наступать в говно? О_о
Если уж используете аллегории, то могли бы заметить, что я не утверждаю нужность чего-либо, а констатирую, что кто-то уже таво...

0

Вы говорите: сперва нужно ошибиться, потом — исправить.

Маргарите говорит: вот что нужно сделать, чтобы не ошибиться.

1

Я вообще не говорю про нужность. Я говорю, что сама мысль о предотвращении обиды может появиться только после того, как кто-то сперва обиделся. Иначе эта мысль даже не возникнет.

И это (внимание! тонкий момент!) НЕ ОЗНАЧАЕТ, что обидевший и стремящийся обиду предотвратить — один и тот же субъект. Или должен быть одним и тем же субъектом

1

Ладно, я не понимаю, почему эта мысль не может возникнуть заранее. Точнее, понимаю, но вот же список этих самых «почему». Для того и написано: на такие-то шутки люди могут обидеться. Просто не шутите вот так и не пишите вот так. В чем проблема?

Может, я чего-то не понимаю в ваших словах? Вы имеете в виду, что сперва самому нужно ошибиться?

0

Я имею в виду, что реакция «давайте писать аккуратнее, вот без этого вот Х, чтобы никого не задеть» может возникнуть только, если кого-то задели раньше. Не обязательно, чтобы это вы задели.

Чтобы предположить, что вопрос про дату свадьбы родителй — глубоко личный и может кого-то задеть, надо, чтобы сперва кто-то когда-то счёл этот вопрос глубоко личным и обиделся на такую дичайшую бестактность, а вы об этом узнали

0

Для этого ведь и пишут подобные статьи, чтобы предупредить о чужом негативном опыте? Ну и в принципе показать направление мысли.

0

Я татарин, но не Рустам. Мне пора обижаться?

0

Это индивидуально. Если каждый раз при авторизации будете видеть такое сообщение, разок может и тригернуть. Но если с нервами все ок, можно съесть эчпочмак и проигнорировать.

2

Да вообще нет. Как-то пох на это предложение, потому что я понимаю что такое поговорки. Также, как я понимаю, что есть устоявшиеся нормы и культура

2

Согласен. Большинству все равно на гендер и иронию. А возрастные категории для тех кто покупает, ане для тех кто продает (свои услуги) И да, если покупатель опирается на этот критерий, то значит это конкурирующее условие. Для препода молодой - не всегда хорошо. Математичку я бы молодую не выбрал.

4

Молодых математичек направляй мне.

8

Комментарий удален

Террористический месяц

Не обязательно заставлять себя смотреть на неприятные вещи. Надеюсь эта "повесточка" заменит нашу философию терпилизма ред.

2

не обязательно читать и слушать ваше нытье по вяким несущественным вещам

2

В России эта повесточка уже мейнстрим, если что. Сарказмы уже не котируются, в моде откровенный хейт и паника по любому поводу.

1

Меня вообще удивляет, что кто-то всерьёз пишет калории на расстоянии больше 3–5 км, то есть когда пешком пойдут разве что от безысходности. Такое может быть только в случае, когда уже такси не поможет. Сценарий использования явно не продуман.

Впрочем, такси в принципе вызывают как правило тогда, когда не до прогулок пешком. Сервис такси попросту влезает не в своё дело. ред.

0

Каждый день прохожу 6-10 километров.

3км до работы и 3 обратно + дополнительные если куда то зайти надо.

2

Я по 3 км тоже ходил. Тут речь про разовую дорогу, а не про день.

–1

Она уже пробралась и активно пинается, увы

0

"Чаще всего я вижу проблемы с гендерными стереотипами". Это лишь говорит, что проблемы в глазах смотрящего. Надо же, на предложение научиться готовить как бомбануло...

36

Вообще не вижу этой выдуманной проблемы с полами (на зум сленге – гендерами). Женский и мужской. Все просто :))

14

Как поставить 100500 лайков вашему комментарию?))

0

Гендеров два – лайк один.

2

А чего это у вас позитивная оценка именно в мужском роде — лайк? Непорядочек)

1

Гендеров 2, лайк 1

8

А ты хорош

2

Если всё это соблюдать, то получится пресное нечитаемое говно.

36

Особенно учитывая окончания мужского и женского рода в русском языке.

0

Нативочка прекрасная, примеры интересные. Вставлю пять копеек.

С одной стороны - всё верно. Сложно спорить. Мы тоже в Лекториуме регулярно работаем над улучшением текстов и подачи информации. Но если следовать всем советам в пределе - можно получить бездушную корпоративную машину со стерильными текстами. Сервис без своего лица, без интересных шуток.

Всем не угодишь. Обязательно кого-то заденет ваше нейтральное сообщение. Надо быть смелым, чтобы иметь свою позицию: забить на феминитивы, ставить эмодзи картошки (о, боже!) в рекламный вк пост и пр.

Корпоратам, которые внезапно оказались в нашем токсичном мире скорее следует сделать ставку не на выхолащивание текстов, а на адаптивную рекомендательную систему. Которая жирным (это я) будет показывать калораж при навигации. И которую я могу отключить, если меня это заботит (меня не заботит).

26

Все эти сообщения с эмодзи и шутейками точно такие же бездушные корпоративно-стерильные тексты, которые только хотят казаться человечными. Тогда как надо не казаться, а быть. Для этого нужно не притворяться «своими», а реально думать о пользователе. Хорошо работать то есть, а не тяп-ляп и в продакшен. ред.

34

да,теперь есть новый тред на эту тему в ютубе реддите и тиктоке , называется corporate cringe. такая типа показная толерантность

2

С первой фразой - согласен.

А вот про тяп-ляп - спорно. Мир так быстро развивается, инфоповодов так много, что нельзя пилить фичу год выверяя все тексты. Нужно быстро запускать и по ходу дела докручивать. Есть отрасли, где это не работает, конечно.

По сути вся история про новые медиа - она про то, что можно быстро вывесить новость, а потом её дополнять. А не делать фактчекинг с многоуровневой проверкой.

Это не очень хорошо, но по-другому уже и не может быть.

У Синодова на roem, вроде, была серия постов про то, почему правильные хорошие бизнес СМИ не выживут.

0

Рано или поздно даже зумеры наиграются и у них появится запрос на серьезные источники информации. Я допустим какое-то время назад бегал по разным ресторанам, барам, пробовал что-то новое из еды, пива и т.д., а потом понял, что все это абсолютная поебень от нефиг делать. Новый необычный сорт пива нравится мне не настолько насколько то, которое я заказываю чаще всего. В итоге ем и пью сейчас одно и то же изо дня в день, везде заказываю одно и тоже, но получаю идеальное удовлетворение своих потребностей. Такая же история с одеждой, кино, музыкой. Просто нужно время найти себя во всем. А у современной молодежи столько всего, что ей это сделать гораздо труднее чем тем, кто повидал и изобилие, и пустоту.

2

это вы стареете )

1

Быстро ≠ тяп-ляп. Можно понимать, что делаешь, делать это быстро, и будет ок. Можно делать кое-как, согласовывать с кучей людей, но всё равно будет тяп-ляп.

1

сложно спорить )

0

Я с вами отчасти согласна. Стерильная коммуникация пользы бизнесу не принесет. Но я верю, что голос продукта может быть ярким, ироничным, но при этом не задевать людей. Знаю, что пример с коммуникациями Драйва уже всем надоел, но ведь они правда делают добрые тексты, смешные и с узнаваемым характером.

Про феминитивы я не говорю в тексте ничего. Женский род глагола — это ведь не феминитив. Мне кажется, что окончание глагола на тон и характер бренда ну никак не влияют, как и слово параноик в медицинском приложении. Отступления от правил — хорошая штука, когда это сделано остроумно и с пониманием зачем.

3

Стерильная коммуникация пользы бизнесу не принесет

Она ему не навредит

Но я верю, что голос продукта может быть ярким, ироничным

Потребителю ан масс это не нужно по-большому счёту-то. Это авторам хочется самовыразиться и добавить человечности в сугубо деловые отношения.

Причина вашего бугурта — ваши собственные желания. О чём исчерпывающе высказывался ещё Будда джве с половиной тыщи лет назад

3

Потребителю ан масс это не нужно по-большому счёту-то

Эк вы лихо взяли на себя смелость говорить от имени ан масс! Осторожнее с такими попытками.

0

А почему бы и нет?

1

Феминитив - это не глагол, а существительное.

1

1. Хорошая, годная статья.

2. Комментарии комментаторов прям хороши.

Классно, когда ты сам худой, не старый, не инвалид, страна не требует от тебя рожать детей и стоять на кухне и вообще не такой, кем надо стараться избегать быть.

Не классно, когда задумываешься, что ты живешь не один в вакууме, а таковыми могут оказаться твои родственники или дорогие тебе люди. Наверное, их тогда можно тоже любя подкалывать «что-то ты раздобрела, моя жируха» или «давай ступай на кухню, женщина, там твоё место, смотри как я классно пошутил и не обидно притом».

Легко прикрыть всё повесткой, но и на задворках общества так тоже оказаться легко.

11

надо просто уметь игнорировать, а то так можно обидеться на все. а пустая обида - это признак незрелой психики

11

а можно не терпеть, а менять мир, прикиньте?

3

мстить у станка )

4

ну в России видимо только так

0

А может стоит не мир под себя ломать, а что-то с собой все же делать?

2

Слишком много о себе воображаешь )

0

Забыла спросить

0

Пометка о калориях - это не оскорбление, а негатив на нее - незрелый хайп.

И да, прозвучит цинично, но в большинстве случаев, все проблемы со здоровьем - прямой результат образа жизни. В т.ч. и несчастные случаи. И очень редко - генетические заболевания.
Я имею право так говорить, потому что сам довыебывался в свое время.

5

Я имею право так говорить

Ну а есть женщины, которые говорят другим женщинам «твоё место у плиты, пойми», «часики тикают» и прочие хамские советы. Тоже обосновывают, наверное, как «я имею право так говорить, потому что я сама женщина».

3

Логика 80 лвл

0

Но вы же сами… Впрочем, ладно.

1

Только это совсем не дело такси. И скорее всего люди и так слышат это со всех сторон. От лишнего раздражения лучше не станет.

Кстати, если для вас нормально вмешиваться в чужие дела, то что вы делаете на VC в рабочее время? Ваш начальник в курсе, что вы могли бы больше работы проработать, вместо написания комментария?

0

Попроси маму к врачу тебя отвести. Надо голову проверить.

0

Не классно, когда задумываешься, что ты живешь не один в вакууме, а таковыми могут оказаться твои родственники или дорогие тебе люди. Наверное, их тогда можно тоже любя подкалывать «что-то ты раздобрела, моя жируха» или «давай ступай на кухню, женщина, там твоё место, смотри как я классно пошутил и не обидно притом».

Победа в борьбе называть женщину врача врачиней, или ещё как им ударит в светлую голову изменить данную бытовую ситуацию?

0

Я писал комментарий в контексте статьи.

0

Как попытаться угодить всем и вызвать отторжение у большинства своей бесхребетностью и морализаторством

18

Нормальная такая история - одна жируха оскорбилась тому, что гугл ей намекнул, что ей надо высирать ее дерьмо, и им пришлось отказаться от хорошей и мотивирующей фишки.

Авторше (ке, ессе, ине) на полном серьезе кажется это нормальным?

16

Думаю, что хороший текст, да и продукт в целом, рождается из любви и искреннего сопереживания пользователю

Хороший текст рождается из умения писать, всё остальное — графоманство :)

16

Хороший текст рождается из умения писать

А из умения какать?

0

Из этого умения рождаются комментарии на vc :)

9

Ловко.

1

Вас еще не забанили в фейсбуке?

16

зашёл чтобы прочитать этот комментарий

2

А теперь уходи.

1

А почему должны?

0

Помойка забанила человека с фамилией Хохлов.

2

Аа

0

Только мне этот мессидж показался вполне милым и позитивным?

14

мне тоже, не вижу ничего эдакого. хотя свободен и детей не планирую.

5

Принцип 9: Один должен быть черный, второй азиат и никаких цыс-унижателей (белых). Если использовать повестку, то уже до конца :))

3

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Как белорус скажу - что авторша ебанутая, если видит в эмодзи картошки нечто обидное.

14

... тем более, что белорусы доказали, что они не овощи

5

Хорошая шутка, белоусы не овощи. Почему же минус-то? Хотя про эмодзи картошки плюсанули.

0

Потому что белорусы этого не доказали?

0

рита, спасибо за очень интересную и полезную статью! <3

0

Спасибо за обратную связь)

–7

У вас тут целый ворох реальной разнообразной обратной связи в комментариях, но отвечаете только на удобный постный позитив

Ок, как делать «не надо» расписали. А как надо? Примеры?

17

Не мешай команде ботов накручивать статью) Пусть мадам поиграется)

Тут же позитивные лайки и комменты сплошь от пустых профилей, которые по 1-2 года выжидали, чтобы похвалить этот пост)

12

Если кто-то помалкивает, так это от общей токсичной атмосферы тут. Видите? Только кто-то спустя год вылез написать комментарий, так вы их сразу вывели на чистую воду - «боты».

–3

Но атмосферу нельзя увидеть, Юрий.

Лишь в марте этого года ученые наконец обнаружили экзопланету, у которой можно спектральными методами изучить состав атмосферы. Расположена она на расстоянии 26 световых лет от нас.

В целом же, с тех пор как в 1990-х годах была открыта первая экзопланета, астрономы идентифицировали тысячи планет за пределами Солнечной системы, и всегда мечтали найти ту, у которой можно было бы "увидеть" атмосферу. Про атмосферу на vc до сих пор нет никаких подтвержденных наукой данных.

2

6 июня 1761 года, М. В. Ломоносов, наблюдая в подзорную трубу с закопчённым стёклышком за прохождением Венеры по диску Солнца, обнаружил вокруг Венеры ореол, и записал свои наблюдения в дневник: «...ожидая вступления Венерина на Солнце... увидел, наконец, что солнечный край чаемого вступления стал неявственен несколько будто стушеван, а прежде был весьма чист и везде равен... При выступлении Венеры из Солнца, когда передний ее край стал приближаться к солнечному краю... появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила... Сие не что иное показывает, как преломление лучей солнечных в Венериной атмосфере...»

Сделав выводы, М. В. Ломоносов написал в Академию Наук: «Планета Венера окружена знатною воздушною атмосферою, таковою (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного.»

2

Ломоносов был верующим православным, а в зрелом возрасте активно посещал церковь. Кто знает, что он ещё там в небе мог разглядеть ;)

0

Тем не менее, куча советско-американских зондов направленные к Венере, подтвердили наличие атмосферы.
Атмосфера — не только кислород.

0

Атмосфера — не только кислород

Правильно, это вообще по большей части газ. У Земли — азот, у Марса — углекислый.

1

Чет ты какой-то токсичный :)

0

Бывает. Сорян.

0

И все? Сорян в повесточке уже не работает, только закенцелить тебя позвонив твоему работодателю и потребовать тебя уволить :)

0

А, ясно)

0

Какой обратной связи? «Проблема высосана из пальца», «повесточка»? На это и не надо отвечать, пусть эти комментаторы сами в своём пузыре продолжают жить.

Как надо это же на курсах будут объяснять.

0

Прочитал. За красивую нативку - уважение. И как написано, мне тоже зашло.
Что понял: что скоро просто написать "Меня зовут Вася" будет опасно, потому что набежит толпа обиженных. На что? Неважно, это придумают за нас.

"Принцип 3: Не спрашивать о личном без крайней необходимости" - ок. Не нравится? Задевает? Просто выберите другой вопрос. Все.

" В моменте для части пользователей стало менее удобно, зато другая часть перестала сталкиваться с неприятными оценками" - а есть процентное соотношение этих людей?

8

скоро просто написать "Меня зовут Вася" будет опасно, потому что набежит толпа обиженных

Что? Вася? Как ты посмел? Тобi пiзда! 😂

2

блин, я Вася. как жить?

2

Начнём с очевидного — с гендера.

Ну, так начинай! Меняй пол, ёба 😂

Еще и вывел этот принцип, как №1. Ничего, что "передумал" изначально глагол не относящийся к гендеру? Человек — он, передумал, а не мужик или баба. А, точно, нужно произносить так: Человека — она, передумала. Джамшуты, мля 😂 ред.

4

От того что "человек" - это он, у феминисток бомбит не менее сильно, этот пример не подходит.

8

В окружении нет ни одной девушки, которая бы всерьез рассуждала о феминизме, все заняты делом, строят карьеру и свою судьбу, более того, есть 3 ярые феминистки (в прошлом), которые говорят, что просто фигней маялись 🙄

1

Ну так не существует феминисток, работающих на интересной, перспективной и хорошо оплачиваемой работе.

2

Человиня. Человиха. Человечка. Человесса.

1

Гимн феминисток слышали уже?

0

вот про человессу еще не слышал

0

спасибо за материал!

мужской род тоже очень бесит — чаще всего его можно избежать, просто копирайтеры не парятся или не думают об этом.

А вот со всякими «персонализациями» и «переменными» — да, они часто работают коряво, но многие бренды их очень любят. Но тут больше работа на массовость — для 1000 человек будет нормальная подборка, а для части — полная фигня (ну вот как с автоматической подборкой фотографий на смартфоне)

5